Урок по ОРКСЭ Нравственные идеалы. Богатыри


Организация деятельности учащихся.

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2.Обсуждение результатов выполнения домашней деятельности
Прочитать притчу и ответить на вопросы - карточка и вопросы
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.  - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Приложение 2.
 –– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  
– Как бы вы озаглавили этот рассказ? «Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
Именно совестливый человек – это тот человек, который поможет нам сегодня отправиться в путешествие, где мы познакомимся с людьми, которые воплотили в себе всё лучшее, что касается нравственных идеалов.
А кто эти люди узнаем чуть позже.
3.Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний.
И отправимся мы в путешествие необычное.
Да не за сто вёрст, не за тысячу,
А за тысячу ЛЕТ против времени.
Мы отправимся в русскую старину
( слайд 2).


Тогда Русь была молода
Тогда Русь была молода
И не так, как сегодня, сильна,
Вороги  вокруг нее кружилися
И напасть на Родимую стремилися
Ворог землю  нашу содрагал,
Кто же ее защищал? (ссылка № 4 )
(Богатыри).

- Определите тему урока. Сегодня мы с вами поговорим о нравственных идеалах
-Сформулируйте вопросы над которыми нам предстоит сегодня работать


Этап  усвоения новых знаний:
- Кто же такие богатыри?
Игра ассоциаций.

- В каких источниках мы можем узнать определение богатырь?
Обратимся к толковому словарю (Даль)
1) Чтение из словаря В.Даля.(выносится на доску на слайде)
Словарь Владимира Ивановича Даля (писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») (1801-1872)  - гласит : Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Итак, богатыри- воины,  подвиги и заслуги которых перед Землей Русской дошли до наших времен.
Через какой жанр литературного произведения мы узнаём о подвигах богатырей ? (былины)
Что такое былина? (с.51)

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Уж и есть за что,
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью
Стать за честь,
Против недруга,
За тебя в нужде,
Сложить голову!
- О чём это стихотворение? (о любви к своей стране, готовности встать на её защиту)
- Что такое Русь? (старинное название нашей страны)
- Как сейчас называется наша страна? (Россия)
- Чем Россия для нас является? (это наша Родина)
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
( Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
Работа по картине
С.50 и слайд.

Каких русских богатырей вы знаете? Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, князь Александр Невский.
Кто автор этой знаменитой картины? – Васнецов (он писал эту картину в течении 25 лет)
- Как вы думаете с какой целью он ее написал? ( прославляет защитников Родины, хочет чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили их подвиги, любили землю, где родились)
Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю.
3) - Какие доспехи и оружие было у богатырей?
Отгадайте загадки о богатырском вооружении:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч Ну, что, догадались? Конечно же (Меч)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (булава)
6. Это колющее оружие на длинном древке. (Копьё)
7. Этот боевой предмет можно самостоятельно приготовить, используя кривой сук и шнурок (лук)


Чем они занимались, мы узнаем из учебника, прочитав 1, 2, и 3 абзацы на стр.50.( самостоятельное чтение)
Слайд 7.
Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло? Оказывается, от слова «богатый», т.е. «ходит под Богом» , «Богом данный дар». Каков же дар дан каждому из них? ( Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.)Все вместе делает человека поистине богатым и сила, и ум, и доброта. Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине? ( Величавую, богатырскую...)
Послушайте фрагмент из музыкальных произведений определите настроение с.51 2 галочка
Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Прочитайте текст и ответьте, какими качествами обладал богатырь?
1 группа.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.



2 группа

- Прочитайте текст и ответьте, какими качествами обладал богатырь?
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
3 группа
- Прочитайте текст и ответьте, какими качествами обладал богатырь?

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.а
- Вывод
- Какими качествами обладают
богатыри? (На доске создается схема)

Вывод:
- Как вы считаете, можно ли сказать, что русский богатырь – это и есть нравственный идеал?

Физмин.( Богатыри)-(ссылка 6)
    1. Кто такие защитники Отечества? - это люди которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.
        
2. Каких защитников Отечества Вы знаете
- Русские богатыри: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец
- Русские князья: Дмитрий Донской и Александр Невский.
- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
Работа с учебником с 50 ( портрет А. Невского)
Каким изобразил Александра Невского художник Корин?
(Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная На нём тяжёлые доспехи Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)
Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю.
А можно ли встретить сейчас богатырей?
Конечно – это ваши дедушки, отцы и братья. Они – защитники Отечества.
А какие правила помогали защитникам Родины для применения силы?
Работа с учебником, стр.50(с 4-го абзаца), 51 «Правила честного поединка»
Вывод: Только победа без хитрости и подлости делала честь воинам и прославляла их.
Индивидуальная работа.
Работа по технологии Гайд - парк.На столах у вас лежат 2 листа бумаги. Обведите на листе свою руку и напишите на каждом пальчике, какими бы нравственными качествами вы хотели обладать?.
5.Подведение итогов. Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах у каждой группы - памятка написания синквейна.
 Н : Синквейн
Богатырь
Смелый, отважный.
Сражается, охраняет, защищает.
Не перевелись на Руси богатыри! ВоинСинквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.


Вывод: Заполните, чтобы получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной______________. Умело владеющий_______________, ______________, ________________. Богатырь_________________, _________________, ____________________, ______________. Человек, преданный____________, служащий_____________________.

Предполагаемые слова: мощь, сила, мудрость, любит свою Родину и честно ей служит, храбрый, смелый, отважный, справедливый

Качества ботыря



Заголовок 115