Патриотическое воспитание в начальной школе Связь поколений


Патриотическое воспитание в начальной школе
"Связь поколений"
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот кто пьёт её воду, ест её хлеб, и любуется её красотой А. В. Суворов 
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
        Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся.
        Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаем-информационно-пропагандистская работа и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
           Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
          В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РК, Закон  «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».
Суть нравственно – патриотического воспитания мы видим в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Воспитание патриотизма сегодня крайне необходимо, так как мало кто сегодня хочет служить в армии, дети не знают истории своей Родины, с экранов телевизоров, из радио, в магазинах нам поют песни на иностранном языке, часами мы смотрим иностранные фильмы и… примеров можно приводить еще очень много. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. 
Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В настоящее время необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа на фоне других стран. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике. Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью воспитания гражданина России. 
Современный этап развития страны, реформирование военной структуры государства настоятельно требуют перестройки образовательно – воспитательной системы. Проблема военно - патриотического воспитания и начальной военной подготовки обучающихся традиционно важна для качественного пополнения Вооруженных сил и выполнение задач по защите Отечества. Из многих задач, возложенных современной жизнью на образовательные учреждения, - обеспечить подготовку выпускников к прохождению службы в Вооружённых Силах РФ. Патриотическое воспитание рассматривается как задача, входящая в круг важнейших приоритетов безопасности страны. В едином воспитательном пространстве система патриотического воспитания охватывает не только учреждения образования, но и все другие службы, которые, так или иначе, причастны к решению проблем молодёжи. Они работают в русле единой программы патриотического воспитания детей и молодёжи. Патриотическое воспитание – это часть общего образования и любое образовательное учреждение рассматривается, как центр патриотического воспитания. Эта задача может быть реализована только при непрерывных педагогических воздействиях на основе урочных и внеурочных форм занятий. Патриотическое воспитание - это помощь человеку в осознании определённых ценностей и приобщении к культурным традициям. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в молодых людях чувства любви к Родине, преданности к своему Отечеству, стремление служить её интересам, защищать от врагов? Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Наше государство заинтересованно в подготовке гражданина и патриота, а общество – в формировании нравственной, социально-ориентированной и активной личности способной жить вместе с другими людьми, понимая и принимая различия между ними. Основные направления и виды патриотического воспитания Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества, стремление участвовать в деятельности, направленной на процветание Родины, сохранение национально-культурной традиции. Важную роль в патриотическом воспитании обучающихся, причем не только участников соревнований, сыграет тот факт, если о проведенных мероприятиях будет рассказано в местной прессе. Это будет способствовать, с одной стороны, популяризации прикладных видах спорта, с другой – пропаганде успехов учащихся. В любом случае проведение соревнований и достигнутые в них результаты должны быть отмечены в виде сообщения на классном часе или в стенной газете в образовательном учреждении. Это имеет немаловажное значение и способствует, духовному и физическому совершенствованию, подготовки к тому, чтобы стать защитником Отечества.
Воспитательная система в нашем классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Целью воспитательной работы в нашем классе является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности “Гражданина - патриота Российской Федерации»
Задачи работы по патриотическому воспитанию
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
          Основные принципы:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование
         При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
цени и оберегай свое отечество
овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа
дорожи историей своего народа
свято относись к символике своей страны
береги красоту своего края.
        ожидаемые результаты.
   В процессе реализации  программы патриотического воспитания обучающихся  у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
         воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
Духовно-нравственное направление включает в себя: • формирование личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; • формирование социальной активности; • воспитание положительного отношения к труду; • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Культурно-историческое направление предполагает: • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. 
Гражданско-правовое направление ориентировано на: • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;• развитие реально действующего школьного самоуправления. Военно-патриотическое направление включает в себя: • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долгаВ результате осуществления программы ожидается: • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с кадетами; • формирование гражданской грамотности учащихся; • возрождение духовных ценностей школьников; • повышение уровня воспитанности учащихся; • улучшение условий для формирования патриотических чувств. И формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому мы используем различные формы.
• Наглядная информация (консультации, выставки, фотогазеты на различные темы). Это стало доброй традицией работы с родителями. В преддверии праздника Дня Защитника Отечества мы совместно оформили фотогазету «Мой папа самый – самый. » объясняя родителям, что каждая личная фотография - это выражение чувства любви и гордости их ребёнка.
• Организационные собрания – одно из них, Тематический вечер посвящённый Дню Защитника Отечества. Так, в неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией. Самому активному в работе класса папе было предложено рассказать о нашей Армии, о военной технике, о дисциплине в Армии, для чего она нужна, другие детские вопросы которые вызывали улыбку на лице мужчины – родителя. Беседа проходила в спокойной обстановке, дети внимательно слушали и задавали вопросы. Им было интересно слушать и зрительно наблюдать представителя военного дела. В результате проведения данного вечера папа стал нашим главным помощником в организации этого мероприятия. Он старался стать для детей примером отношения к своему городу, к семье, к уважению старшего поколения. Эта была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями.
По сложившейся традиции в нашей группе – все тематические мероприятия мы заканчиваем весёлым чаепитием!
          Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
         Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”,  и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-ресурсами.