Урок письма Письмо солдату


Конспект урока
на конкурс «Урок письма»

Милушкина Светлана Хатмиевна1958 г.р.
453200, РБ, г. Ишимбай,
ул. Геологическая 57-88, (34794) 33789
МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ишимбай,
ул. Бульварная , д.47.
Тема урока:  «Письмо в прошлое».
 Цели урока:
Содействовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра, познакомить учащихся с особенностями написания письма.
Продолжить работу над развитием устной и письменной речи учащихся, совершенствовать навыки правильного написания письма.
Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к её истории и традициям.
                                                 
                                                          Ход урока:                                                 
1.Звучит мелодия песни «Бьется в тесной печурке огонь…».На слайде №1логотип «Я помню! Я горжусь!»

Слово учителя.
Ребята, эта музыка уносит нас в далекие военные годы, в годы Великой Отечественной войны. Сотни тысяч солдат, добровольцев ушли на фронт защищать свою Родину. Они участвовали в тяжелых боях, а в минуту затишья после боя писали письма домой.
Слайд №2 .Солдат пишет письмо домой

2. Сообщение учащимся задач урока.
Сегодня на уроке каждый из вас напишет письмо в прошлое. Своему родственнику, погибшему на фронте, которое тоже станет частью истории вашей семьи. Оно будет бережно храниться  в семейных архивах  вашими родителями, а потом его прочтут ваши дети.
На уроке у нас будут работать три группы: архивариусы, теоретики и консультанты. Каждая группа имела свое задание. В ходе урока мы узнаем, какую работу выполняли ребята.
Теоретическая часть урока
А что же такое письмо? (ученики отвечают)
- Какое определение слову «письмо» даёт толковый словарь? Посмотрим в словари Ожегова. Архивариусы, дайте нам ответ.
Работает группа «Архивариусы»
Архивариусы читают словарную статью в словаре Ожегова, Толковом словаре русского языка .
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо.
А теперь слово теоретикам. К какому жанру относятся письма?
Работает группа «Теоретики»
Теоретики отвечают. Жанр письма называется эпистолярным (от лат. epistola- послание, письмо). Письма бывают официальные, деловые, личные, рекомендательные и относящиеся к разным случаям жизни (поздравительные, сочувственные, извинительные и другие). Личное письмо отличается стилевой подвижностью, разнообразием тем, лёгкостью перехода с одного предмета на другой независимо от его значительности.
   Сочетание новостей, просьб, расспросов с наблюдениями о мире и человеке придаёт немеркнущее очарование письмам  как великих, так и простых людей. Письмо запечатлевает обстоятельства своего написания,  движения души адресанта и сохраняет их для будущего. Полнота даже не эпохи, не года, не дня, а минуты навечно остаётся в нём.
Беседа. Учитель задает вопросы ученикам.
Как называют человека, отправившего письмо, человека, получившего письмо? (адресат, адресант)
- Для чего пишут письма?
- Нужно ли писать письма, когда есть возможность позвонить?
- Приятнее получить письмо или СМС? Почему?
- К какому из получившихся текстов предъявляются более высокие требования? Почему?
Ответы учеников. ( конечно, к письму- в нем много слов, хочется выразить чувства, расспросить о чем-либо и т.д.)
Учитель. Письмо пишут по особым требованиям, критериям, правилам. Давайте ознакомимся с правилами написания письма.
На экране слайд №3.
                    Правила написания письма.
1.В правом углу пишут дату написания письма.
2.В середине листа пишут обращение к адресату.
3.Затем излагается текст письма.
4.В конце адресант пишет сведения о себе ( имя , роспись или иные сведения).
5.Написанное письмо вкладывается в конверт.
Конверт подписываем следующим образом:
заполняем строки 
отправитель-адрес,
адресат-адрес,
указываем индекс.      
Но мы сегодня пишем письмо в прошлое на фронт. Кому вы напишете?  
Ученики отвечают (своим родственникам и показывают их фотографии) слайд №4

                Солдатские письма отправлялись  адресату в форме треугольника. Текст письма помещался    на лист. Этот лист складывался в форме треугольника.
Практическая часть урока.
Перед вами листы желтой бумаги. Сначала мы напишем текст письма. Затем сложим листок в треугольник, отрежем лишнее (если получились неровности: будьте осторожны при работе с ножницами) и напишем адрес.
На слайде смотрите образец выполнения. Слайд №5

Наши консультанты готовы вам помочь.
Консультанты проходят по рядам , в случае надобности помогают ребятам сложить треугольник.
Учитель . О чем же вы напишете в этом письме?
Отвечают (о своей семье, учебе, друзьях).
Учитель. Теперь пишем на листе письмо.
Творческая работа.
Ученики пишут письмо.
Учитель. И я написала письмо
(читает под музыкальное сопровождение мелодии песни «Журавли»). Письмо помещено на слайд. Обратите внимание ,ребята, на оформление текста письма.
На слайде №6 ученики смотрят на оформление письма.
Ишимбай,09.05.15
Здравствуй, Анвар!
Вот и наступила семидесятая весна Победы. Светит яркое солнце. Благоухает сирень. Все, как тогда в сорок пятом…Радостные лица. Восторженные крики: «Ура! Победа!». Букеты сирени в руках Победителей. Праздничные песни. Салюты Победы.
С трепетом перечитываем твои письма .Ты писал бабушке каждый день. С каждой станции. Строки писем наполнены чувством любви к маме и сестренке, верой в скорую победу над врагом. Последнее пришло со станции Валуйки. Смотрим твои фотографии. Рядом с тобой всегда любимая Любаша. Красивая пара. Голубоглазый парень и девушка с волнистыми волосами и карими глазами. Все завидовали вам. Вспоминаем твою работу: секретарь Чишминского райнарсуда. А ведь по твоим стопам пошли и племянники. Все они юристы. Вот она связующая нить времен. Да, в одном эшелоне с тобой ехал на фронт и твой дядя Мирсаяф. Он вернулся с фронта в сорок четвертом. Ваши пути разошлись на станции Валуйки.
Мирная жизнь продолжается. Мы работаем. Дети растут. Милые добрые внучки :София, Элиночка и Лейла- помогают по хозяйству. Они еще и творческие натуры: рисуют, танцуют, поют. Могут целый концерт организовать своими силами. Настоящие барышни. Все в руках у них спорится. Подрастает и маленький наследник Каримчик.
Мы ухаживаем за могилами бабушки и дедушки. На могиле дедушки буйно цветут черемуха и сирень. Славно смотреть на праздничное цветение. Это чудо передает настроение светлого, теплого чувства единения с памятью о нашем близком человеке. На могиле бабушки растут стройные белоствольные березки. Они напоминают бабушкину былую красоту, ведь бабушка была одной из самых красивых девушек в деревне.
9 Мая мы будем гулять на праздничных мероприятиях. Будем гордиться тобой! Тобой, вставшим на защиту Родины.
Светлана.
Послесловие.
Это письмо я написала своему дяде, рядовому Искандарову Анвару Сабировичу, пропавшему без вести в 1943 году в боях под Харьковым. Ему было всего 18 лет. Сейчас я намного старше него, но написать дядя Анвар не могу. Он в моей памяти остался голубозглазым пареньком, отдавшим свою жизнь за Родину, за Победу над фашизмом. Бабушка умерла в 1950 году с мыслью, что ее сын жив, что вернется, что извещение писарь полка написал неверно: перепутал фамилии. Мама рассказывала нам о нем: говорила, что он был добрым, внимательным, его девушки обожали, а он любил одну, Любашу, медсестру из Чишминского эвакогоспиталя, узнав о его смерти, Люба много плакала, навещала бабушку, пока госпиталь находился в поселке, потом она уехала- следы ее затерялись. Дедушка Мирсаяф до конца жизни переживал о том, что не смог спасти племянника от смерти- знал бы, забрал с собой, в свою воинскую часть.
Перелистываю страницы семейного альбома: с фотографии мне улыбается симпатичный паренек. Не могу сдерживать слезы. Жаль, что его жизнь оборвалась так рано. А мне всегда хотелось, чтобы рядом был мой дядя…
Учитель. Ребята, прочитайте свои письма,(читают два-три письма) .Можно ли с помощью смс или телефонного звонка предать эти чувства любви, памяти, уважения ? Покажите свои письма (ученики поднимают треугольники)
Каждое письмо, написанное вами, - это Память о подвиге солдата, отдавшего самое дороге жизнь за наше мирное небо над головой. Прочитайте его в кругу семьи, сохраните для своих детей и внуков эти солдатские треугольники. Письма Памяти. Пусть это будет вашей семейной традицией.
Приложение
Солдатские треугольники, выполненные учащимися 5 классов
lefttop