Внеклассное мероприятие по русскому языку «Знатоки русского языка»


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Знатоки русского языка»
Подготовила учитель русского языкаи литературы Даниелян К.А.
Форма проведения мероприятия: игра-викторина
Аудитория: учащиеся 6-7-х классов.
Задачи внеклассного мероприятия:
- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять,
воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 6 и 7классов. ( 2 команды) и  (жюри).
Команды: «Оптимисты»(7класс), «Любознательные»(6 класс)
Жюри
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на проведение игры –викторины «Знатоки русского языка» между учащимися 6 и 7 классов.- Представляем наши команды. Представление команд (например, команда «Любознательные», приветствие соперников: «Соревнуясь нынче с вами, мы останемся друзьями.» «Оптимисты»девиз – «мы оптимисты зовем вперед тех, кто верит в победу, кто верит в успех».)- Суперобъективное жюри будет следить  за ходом нашей игры . (представление жюри)- Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 6 вопросов.(2 балла за прав.ответ)
1 команда:(7класс)
1) В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет) 2)Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп) 3) Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин) 4) К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие) 5) На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…) 6). Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
2 команда.(6 класс)
1)Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце) 2)В каком слове сорок а? (сорока) 3) Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев) 4) “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень) 5) Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение 6) Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 Задание: объясните значение фразеологизмов.(5 баллов)
Бросить перчатку – вызвать кого-нибудь на спор, соревнование.
Буря в стакане воды – шум по пустячному поводу, а потому не достойный внимания.
Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрым.
Пыль в глаза пускать – хвастаться, набивать себе цену, высказывать свое богатство, роскошь.
Сидеть у моря и ждать погоды – бездействовать.
Блоху подковать – искусно выполнить самую тонкую работу.
Конкурс «Фразеологизмы»
         Как говорят о…
кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит);
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться);
человек, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла);
том, кто ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится).
3 задание. Каждой команде будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри. (1 балл за прав.слово)1. Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, , кУхонный, каталог, баржа, балованный, шофер.договор  2. Квартал, танцовщица, феномен, документ, торты, красивее, каламбур, творог, звонит,избалованный,средстваПока жюри просматривает задание, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться). - антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро (спокойной ночи), идти, свет, молодость, жизнь.Слушаем результаты жюри.
4задание. Найдите способ прочитать написанное: (6класс)(Кто быстрее прочитает получает 5баллов)QWУN ЧLИZ ТJЬZHС VЯ – ВNIСDЕ4Г VДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWС QЯ. ( Учиться- всегда пригодится. Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.) 3.Найди способ прочитать написанное. (7класс)Дrt uiелsg уkl врl tyrf zxе lgмя пnmо sdтеrt хе pw чnnа sс. (Делу время- потехе час Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно собрать только русские буквы) Игра с болельщиками .Задание «Одним словом».
Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)
Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)
Участник восстания. (Повстанец)
Тот, кто завидует. (Завистник)
Человек, живущий за счёт чужого труда. (Тунеядец)
Задание №5. Расставить знаки препинания(6класс)(1 балл за прав.ответ)
По вечерам я развлекал сестрёнку которая болела чтением вслух. Когда Том Сойер заблудился в пещере у сестрёнки даже слёзы выступили на глазах.
За движениями рыбок которые плавали в аквариуме жадными глазами следила кошка.
Васька с которым я вчера поссорился с весёлым лицом бежал мне навстречу.
Куда так кумушка бежишь ты без оглядки Лисицу спрашивал Сурок.. Задание №5. Расставить знаки препинания(7класс)
Ветер ,дувший с моря, всё время усиливался. Когда Том Сойер заблудился в пещере, у сестрёнки даже слёзы выступили на глазах.
За движениями рыбок ,которые плавали в аквариуме ,жадными глазами следила кошка.
Володя ходил взад и вперёд, поглядывая на часы ,висевшие над ним.
«Куда так ,кумушка, бежишь ты без оглядки?»-- Лисицу спрашивал Сурок.
“Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.Пока жюри просматривает задание, мы разомнёмся. Конкурс  "Лингвистическая угадайка". Угадайте слово по его описанию.
1.      «Глаз» автомобиля      (фара)
2.      «Свежезамороженный» дождь (град)
3.      «Слово» регулировщика     (свист)
4.      Родной или крестный         (папа)
5.      Шляпка на ножке            (гриб)
6.      Лесной барабанщик                 (дятел)
7.      Собачья радость             (кость)
8.      Такса, а не собака           (плата)
9.      Орел, но не птица           (город)
10. Не носки и не чулки   (гольфы)
Конкурс капитанов. (5 баллов) “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его. 1. Сижу за решёткой в темнице сырой.Вскормлённый в неволе орёл молодой.(…Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт за окном)(“Узник” А.С. Пушкин)2. Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом!(…Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?)( “Парус” М.Ю. Лермонтов)
3.Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.(Крылов «Ларчик»)
4. Мороз и солнце, день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг прелестный – (…Пора, красавица, проснись.)(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)5. - Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?(Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина! Лермонтов «Бородино»)тур «Скороговорочный».
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:- Без чего дома не построишь? (без угла)- За чем чай пьют? (за столом)- За чем во рту язык? (за зубами)- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)- По чему в лес ходят? (по земле)- По чему утка плавает? (по воде)
Жюри подводит итоги игры. Награждение команд.
--Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. На прощание хочется пожелать вам успехов в изучении русского языка. До свидания! До новых встреч!