Презентация по дирижированию на тему Взаимосвязь предметов теоретического и специального циклов в процессе


Музыка как искусство.Проблема эмоционально – осознанного интонирования хоровых распевок.Вокальная работа в классе дирижирования.Ансамблевое пение на уроках сольфеджио как средство воспитания навыков вокально – хорового исполнения.Формирование музыкально – слуховых представлений хормейстера на занятиях по хороведению.Взаимосвязь предметов теоретического и специального циклов в процессе подготовки дирижеров – хормейстеров.  Музыка как искусство.А.РубенштейнТак много прекрасного уже было сказано и написано о музыке, однако никто ещё до сих пор не сумел сказать её подлинную сущность… взаимоотношения между искусством и действительностьюОкружающая действительностьВ искусстве мысли и чувства человека по поводу происходящих или происходивших ранее событий, его впечатления от природы передаются в наглядной, образной форме, непосредственно воздействующей на других людей.Особенностью музыки как вида искусства является её звуковыразительная интонационная природа.Интонационная природа выразительных средств музыки позволяет с особенной глубиной и тонкостью передать мысли и душевные переживания людей и с особенной силой влиять на слушателя теми идеями и чувствами, которые она выражает. Музыка способна передавать непосредственно тончайшие нюансы человеческих переживаний, показывать процесс зарождения чувства, его развитие, сложность или противоречивость, столкновение и смену настроений. Что из себя представляет музыка?музыка представляет собой не пустую игру в звуковые сочетания, что в ней всегда выражается какое – то жизненное содержание. С чего начинать репетиционную работу хора?Мысль, идея, задача, образраспревкивот с чего начинается процесс единения и творческий поиск.Профессор А.В. Михайлов в педагогической и хормейстерской деятельности никогда не отделял техническую сторону от художественной. Это правило не было исключением и для распевок. гармоническая распевка. Пение с закрытым ртом. Губы мягко сомкнуты, зубы разжаты. Резонирующая полость рта.Появляется ощущение как будто поют губы. Ощущение озвученного воздуха. Дыхание «творческое», трепетное. Гармоническая распевка дает возможность слышать другие тембры, голоса. Эта распевка начинает занятие. По ней определяется состояние хора. Если собирается собранный, мягкий звук – хор звучит. Одновременно с выстраиванием строя, ансамблевого единства педагог прислушивается к тембровой природе голосов, по реакции на жест, по дыханию чувствует насколько хор внимателен, отзывчив. распевка № 2При исполнении такого рода распевки на гласной появляется нечто вроде звука «Х» «о-хо-хо-хо». Легкость и подвижность распевки, «пружинистая упругость» её ритма определяет характер исполнения. «Звонко, тембристо, блестяще». Это может быть ощущение еле сдерживаемой радости, восторга или испуга, удивления. Активный, короткий вздох, округленное, полетное «О», устремленность к верхнему звуку. Звук в начале своего возникновения воспроизводится естественно, без форсирования. Распевка № 3 «Пять нот Баха» Болезненно, тревожно, больно, когда звук не выходит «за пределы кончика носа… Пою для себя…» Таков художественный мир распевки. Звук собранный, прикрытый, штрих Legato, ощущение верхнего звука оставить на все последующие, динамика средняя.  Эмоциональные ощущения при распевках«Молитвенно, трепетно, взволнованно»;«Скорбно, трудно»;«Звонко, блестяще, тембристо»; «Болезненно, тревожно, больно, ранимо»;«Безмятежно, далеко»;«Мятежно, сильно»;«Чисто, свободно, светло»;«Солнечно, лучисто, восторженно»;«Открыто, молодо». Вокальная работа в классе дирижирования.ограниченные вокальные данные, не имеют ни вокальной, ни хоровой подготовки.не могут в должной мере освоить навык сочетания дирижирования и пения одной из хоровых партий, игры партитуры или сопровождения и пения одной их хоровых партий.Будущая работа учителя музыки как дирижера, певца и концертмейстера требует владения достаточной вокальной подготовки. Вокальная работа в классе должна состоять из трёх этапов: начального, основного и заключительного. Закрепление вокальной техники, приобретённой учащимися в классе дирижирования, осуществляется на педпрактике в школе и на занятиях в хоровом классе. Конечный результат всей этой работы должен, продемонстрирован на государственном экзамене по дирижированию. Ансамблевое пение на уроках сольфеджио как средство воспитания навыков вокально – хорового исполнения.умение верно держать стройчистота интонированиясоблюдение особенностей хоровой дикцииспособность заранее выявить в партитуре моменты цензурвыработка чувства ансамбля развитие способности слышать партнёра. формы работыинтонирование гаммопределение на слух интерваловопределение на слух аккордовопределение на слух аккордовых последовательностей и каденцийсовершенствование умений чистого и ритмически правильного исполнения без предварительной подготовкиразвитие способности к длительному охвату «горизонтальной» линии голосаобращение на опорные тона лада, их фиксации в памяти. Курс сольфеджио и хороведениеумение верно держать стройчистота интонированиясоблюдение особенностей хоровой дикцииспособность заранее выявить в партитуре моменты цензурвыработка чувства ансамбля развитие способности слышать партнёра.интонирование гаммопределение на слух интерваловопределение на слух аккордовопределение на слух аккордовых последовательностей и каденцийсовершенствование умений чистого и ритмически правильного исполнения без предварительной подготовкиразвитие способности к длительному охвату «горизонтальной» линии голосаобращение на опорные тона лада, их фиксации в памяти.необходимы музыкально – теоретические знания из области истории хорового искусства.ознакомиться с основными стилистическими особенностями музыкально – хорового исполнительства различных культурно – исторических эпохХоровые партии и составляющие их голоса Дирижёр хораДисциплины дирижерско – хорового цикла занимают значительное место в формировании дирижёров – хоровиков. Все дисциплины имеют цель подготовить учащихся к практической педагогической деятельности.