УрокДоли. Обыкновенные дроби


Тип урока: ОНЗ
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби».
Цели урока:
Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
Закреплять навыки логически анализировать условия текстовых задач и решать их.
Работать над расширением математического кругозора.
Развивать речь, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудование урока:
Карточки устного счета у каждого ученика.
Зефир.
Таблица именованных чисел.
Демонстрационный материал: фрукты.
Учебник Г.В. Дорофеев, 3 класс, 2 часть.
Фрагмент мультфильма «Апельсин»
Алгоритм нахождения доли.
Разминка «Лежебока»
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня нам, как и всегда, понадобится внимание.
- Вы все слышали цитату из басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». «…Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Как вы считаете, когда эта фраза употребляется в жизни? (Когда в каком-либо деле нет согласованности.)
- Какой антоним можем найти к слову «несогласие»? (Дружно, согласованно.)
- Вот и мы постараемся работать дружно и в согласии. Договорились?
Актуализация знаний. Устные вычисления.
- Начнём урок с зарядки для ума. Перед вами листы с устными упражнениями, запишите ответы.
Назови соседей числа 790.
Какое число следует за числом 899?
Какое число на 3 больше числа 979?
Что ты можешь сказать о числе 391?
Найди площадь прямоугольника, если его длина 80см, а ширина в 2 раза меньше.
Мама купила арбуз. Разрезала его на 6 равных частей: бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Сколько досталось каждому?
- Кто справился со всеми заданиями?
Взаимопроверка
- Молодцы!
ОНЗ. Постановка проблемы. Тема урока: «Доли. Дроби. Дробные числа»
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю игру “В мире чисел”.
Работа в парах.
В пустой графе дети записывают ответы.
160 ответы 24 ответы 99 ответы 2600 ответы
: 2 80 : 3 8 : 11 9 : 100 26
· 9 720 · 80 640 · 6 54 + 14 40
+ 180 900 : 2 320 + 16 70 · 20 800
+ 1100 2000 + 43 363 · 2 140 : 10 80
: 10 200 - 93 270 + 60 200 + 42 122
+ 60 260 : 30 9 : 100 2 - 18 104
Д Л И О
- Какой окончательный ответ получился в первом столбике? Аналогично 2,3,4 столбики.
260, 104, 9, 2 - на доске
- На какие 2 группы можно разбить эти числа? (Чётные и нечётные; однозначные и трёхзначные; круглые и некруглые и т.д.)
- Расшифруй тему урока, расположив эти ответы в порядке убывания.
260 104 9 2
Д О Л И
На доске тема урока: “Доли”.
- Кто знает, что это такое?
- Где в жизни вы встречали это слово? Вернемся к задаче про арбуз. (Презентация. Что такое доли?)
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?
Открытие детьми нового знания.
- На столе зефир (белый). Разделите его пополам. Как записать?
2д- 1з1 : 2 = 121р - ?
12- Как записать правильно? В одной клетке Во второй клетке
1 - числитель
2 - знаменатель
- Что показывает число под чертой? Над чертой?
- Как же правильно записать ответ в задаче? ( 16 арбуза)
Физминутка.
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа с учебником.Стр.65 №2 (устно)
Стр.66 №3 (устно)
Стр.66 №5
Слайд №
- одна пятая; - одна девятьсот шестнадцатая
- одна двенадцатая; - одна две тысячи пятьсот восемьдесят шестая;
- одна двадцать первая; - одна миллионная
- одна восемьдесят четвёртая;

Физминутка для глаз.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточки раздать.
1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.
2) Соедини записи долей и их обозначение:
3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.
Запиши долю:
кг = .... ч = ....
___
___
___
Одна вторая
Одна пятнадцатая
Одна восьмая




___
___

1) Единица разделена на 4, 77, 56 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев? Запиши полученные доли.
, ,
2) Соедини записи долей и их обозначение:
3) Как называется: одна тысячная доля килограмма, одна шестидесятая доля часа.
Запиши долю:
кг = 1 г; ч = 1 мин
Одна вторая
Одна пятнадцатая
Одна восьмая





1 кг = 1000 г
1 ч = 60 мин
Эталон для самопроверки самостоятельной работы (слайд):
 
Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Что такое доли?
- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?
- У кого ещё есть затруднения? В чём?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите смайлики.
- Посмотрим, как разделили апельсин герои из мультфильма «Апельсин» (слайд с видео)
- Спасибо за урок. Вы молодцы.
X. Домашнее задание. Страница 67, №9 (а, б), №7 (а-г).
Литература:
Г.В.Дорофеев Математика, 3кл.2 часть: Учебник для начальной школы – М.: "Просвещение" 2013г.
Книга для учителя “Я иду на урок”: М. 1 сентября.
Г.В.Дорофеев Математика, 3 кл. 2 часть: Рабочая тетрадь -М.: "Просвещение" 2013г.