Ансамбль скрипачей как одна из форм коллективного музицирования.


Ансамбль скрипачей как одна из форм
коллективного музицирования.
Значение ансамбля для ребёнка трудно переоценить. Ансамбль – это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками.
Степан ОванесовичМильтонян Система дополнительного образования охватывает большое количество детей с разным уровнем способностей, музыкальных данных, различной степенью заинтересованности к обучению. Исходя из данного аспекта и реалий современной жизни (ограниченное количество времени, загруженность в общеобразовательной школе), следует сделать вывод, что весь образовательный процесс в рамках данной системы должен быть направлен на побуждение творческой активности ребёнка. Быть увлекательным, интересным, возбуждающим его фантазию и воображение.
Перед детскими музыкальными школами и школами искусств, как известно, стоят две задачи: предпрофессиональная подготовка и воспитание грамотного слушателя, любителя музыки. Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет всё более пристальное внимание различным формам коллективногомузицирования, где ансамбль скрипачей – это наиболее распространенный, популярный и доступный способ совместного музицирования.
Когда же начинать вовлекать ученика в ансамблевоемузицирование? Ведущие педагоги Галина Турчанинова, Михаил Берлянчик рекомендуют как можно раньше, по возможности с самых первых занятий. Сначала, исполняя несложные пьесы с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнёра воспитывается уже в начальный период обучения. Чем раньше происходит встреча ребёнка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой. Особое значение придаётся классу ансамбля в тех школах, где нет оркестрового класса.
В Детской музыкальной школе №1 я работаю с 1999 года. С этого времени мне доверено вести предмет «Коллективноемузицирование. Ансамбль скрипачей».
В нашей школе два ученических коллектива: Ансамбль скрипачей младших классов и Ансамбль скрипачей старших классов. Набор в группы ансамблей проводится из учащихся классов преподавателей – скрипачей нашей школы.
Ансамбль младших классов включает учащихся со 2 по 4 классы, старший ансамбль - с 5 по 8 кл. Несмотря на различные индивидуальные способности и технические возможности мы даём шанс практически всем детям заниматься в коллективе.
Существуют определённые трудности на этапе вхождения в коллектив новых учащихся, как у детей, так и у руководителя. В этом году новый набор в ансамбль младших классов составил 70 %. Поэтому я уделяю особое внимание принципу технической и художественной доступности учебного материала, с учетом возрастного фактора и уровня подготовленности учащихся.  
      Ансамблевая партия по трудности не должна быть сложнее пьес, изучаемых по специальности. Залогом успеха занятия является правильно подобранный репертуар, позволяющий заинтересовать ребенка и слушателя, а также выполнить методические задачи. Очень важно найти интересные, яркие произведения, которые будут использоваться в предстоящих концертах и конкурсных выступлениях.
Вся  работа  над  произведением  осуществляется  поэтапно,  по методу  разделения  сложных  задач  на  более  простые.
 Есть определённый порядок  работы  над новым  произведением:
1. Знакомство  по  голосам  с  партиями  на  групповых  репетициях.
2.Попытка  играть  вместе.
3.Игра  по  группам (остальные  играют  над  струнами).
4.Игра  одной  группы  на  forte , а  другие  в   это  время  играют  на  piano.
5.Так же  по звучанию,  но  только  с  пением  вслух  (без игры).
6.Игра  по  фразам   с  передачей  реального  звучания  по  жесту  преподавателя  от  одной  группы  в другую.
7.То же  самое,  но  передача  звука  от  одного  скрипача  к  другому.
8.Домашнее  задание.
Музыкальная выразительность имеет общую основу с человеческой речью. Именно поэтому с начинающими я использую подтекстовку музыкального материала в целом или отдельных фраз. Если мы говорим с детьми о фразе, то необходимо объяснить им, что в ней есть те же знаки препинания: запятая (мысль незакончена), точка (мысль завершена), восклицательный знак (активный конец фразы), двоеточие
( большая цезура с продолжением музыкальной мысли) и т. д.
Дети должны слышать в музыке интонации вопроса и ответа.
Динамические и тембровые контрасты делают игру ансамбля более выразительной и сценичной, поэтому с начинающими хорошо использовать наглядный словарь эмоций:
«весело – грустно», «бодро – спокойно», «отрывисто - плавно», «возбуждённо - умиротворённо». Надо учить детей воспроизводить разные эмоциональные краски.
В занятиях с детьми обязательно должны быть перемены, паузы. Провести их можно тоже с пользой - поиграть в игры, провести небольшую музыкальную викторину. В младшем ансамбле всегда « на ура» проходят предложения на проведение небольшого конкурса - «самый лучший концертмейстер» или «самый лучший исполнитель своей партии». Так как это почётное звание присваивается не навсегда, у остальных есть возможность потрудиться, чтобы в следующий раз оказаться в числе лучших. Такие небольшие хитрости помогают стимулировать домашние занятия.
В работе с ансамблем я уделяю большое внимание чтениюнот с листа. Выбираю более лёгкие произведения, чтобы технические сложности не отвлекали. Навык чтения с листа помогает детям быстро ориентироваться в нестандартной ситуации (при допущенных ошибках) и оставаться в ансамбле не мешая партнеру. Благодаря этой форме работы воспитывается «исполнительская цепкость», качество, необходимое для публичных выступлений. К тому же, это прекрасная возможность эскизно пройти дополнительный репертуар, обогатить свой музыкальный кругозор.
Логическим завершением долгих репетиционных поисков является концертное выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция. Обязательна для детского коллектива репетиция, в том помещении, на той сцене, где будет концерт. В новых условиях необходимо указать участникам их расположение на сцене. Дети, должны привыкнуть не только к новой акустике, но и к новому самочувствию на эстраде.
Ансамбль для публики начинается с выхода. Поэтому обязательно договариваемся с детьми о форме одежды; вырабатываем привычку красивого собранного выхода (одинаковое держание инструмента, интервал между участниками, темп выхода и ухода). Детям надо научиться артистично стоять во время исполнения, синхронно поднимать инструмент, синхронно заканчивать исполнение. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Это не просто требования, а сценическая этика: без суеты выйти на сцену, занять своё место, «остановить время», «войти в образ» и достойно выступить.
Сейчас мы представим вам несколько пьес,тематически объединенных вмузыкально - литературную композицию, что позволит юному коллективу выступать в детских садах и школах. Дети с удовольствием увлекаются такой формой работы и с интересом играют свои роли.
2.Переходя из младшего в старший ансамбль, дети уже имеют определённый багаж навыков коллективного музицирования. Перед руководителем и коллективом стоят две основные задачи: совершенствование технических и музыкально-художественных навыков и пропаганда классической музыки посредством публичных выступлений.
Концертная практика является одним из основных показателей роста коллектива.
В начале учебного года я планирую выступления ансамбля в общешкольных мероприятиях, конкурсах и фестивалях, а также участие в концертах Детской филармонии для дошкольных и образовательных учреждений города. Немаловажную роль играет подбор репертуара. Он должен быть разноплановым, ярким, методически обоснованным.
Накопление репертуара – одна из основных задач коллектива. В любом коллективе должен быть хороший пианист-концертмейстер, надёжный помощник руководителя. Алла Владимировна Кретова– это наш концертмейстер, пианист с творческим подходом, с особым музыкантским чутьём, с хорошей техникой и сценической стабильностью.
Ансамбль скрипачей старших классов в нынешнем составепоследние два года принимал активное участие в конкурсах различного статуса и имеет звания Лауреата и Дипломанта. Коллектив выступал в составе симфонического оркестра НМК им. М.И. Глинки, художественный руководитель и дирижёр Заслуженный работник Культуры Александр Валентинович Скуднов, с муниципальным оркестром РНИ, художественный руководитель и дирижёр С.И. Полунин, подготовили совместный концертный номер с хореографическим ансамблем «Школа» МБУДО «ДМШ № 1», преподаватель - Г.В. Лагвилава.Это тот неоценимый опыт, который приобретает коллектив в процессе обучения.
В мае 2016 года мы реализовали совместный с образовательными учреждениями городамежрегиональный социально-интегрированный проект «В мире мюзикла и кино». Когда нам поступило предложение от «Средней общеобразовательной школы свх. им. Ленина» (Московская обл.) провести проект нового формата, мы, в первую очередь, обратились к нашим коллегам из общеобразовательных школ города, и они откликнулись на него.
Отбор участников проходил в общеобразовательных школах №№ 4,15и 18, среди 4-7 классов.Наши преподавателиподготовили вокальные номера из знаменитых мюзиклов и кинофильмов с этими солистами, отобрали теоретический материал по каждому из выбранных номеров дляведущих. Ансамбль скрипачей подготовил концертную программу по выбранной тематике. В день проведения мероприятия в ДМШ № 1 были приглашены учащиеся СОШ № 4,15,18, родители и учителя. В ходе мероприятия солистами исполнялись произведения отечественных и зарубежных композиторов под живой аккомпанемент ансамбля скрипачей.
Ведущие давали краткую аннотацию к номерам и представляли солистов, для которых данное выступление было дебютом. На экране синхронно показывали иллюстрации к произведениям.
На примере данного межрегионального интегрированного проекта видна тесная связь и плодотворная работа общеобразовательных учреждений, учащихся и родителей; осуществляется культурная связь поколений, что, в свою очередь, очень важно для сохранения русской национальной культуры.
По окончании проекта две девочки - солисткииз СОШ №№ 4,15 приняли для себя решение учиться в музыкальной школе и поступили в классы фортепиано и скрипки.
Ансамблевая игра, помимо учебной пользы, доставляет всем его участникам удовольствие, радость, ни с чем несравнимый восторг совместного творчества. Поэтому в ансамблевоммузицировании важен не только конечный результат, но, что более значимо, сам процесс игры, процесс сопереживания, сотворчества. Если ребёнок пережил эти удивительные мгновения, если глаза его «зажглись», то наш педагогический труд не напрасен.
3.На протяжении многих лет наша музыкальная школа сотрудничает с Новомосковским музыкальным колледжем им. М.И. Глинки. Мы продолжаем педагогические и творческие традиции, соблюдаем преемственность «Школа-колледж». Территориальное методическое объединение, созданное на базе колледжа, координирует работу кураторов всех музыкальных отделений. На протяжении многих лет работу наших скрипачей успешно курировала Лариса Валентиновна Коноплёва. Второй год струнный отдел школы сотрудничает с ведущим преподавателем НМК по классу скрипки Мариной Витальевной Митраковой– нашим куратором. За этот период времени Марина Витальевна показала ряд мастер-классов по подготовке юных скрипачей к конкурсам и фестивалям, проводит методические консультации для преподавателей по разным профессиональным вопросам, организовывает большую профориентационную работу с детьми и родителями. Мы благодарны нашему куратору за отзывчивость, профессиональные качества, такт, умение найти слова поддержки для наших учеников. У нас с Мариной Витальевной родилась идея выступить сводным ансамблем скрипачей школы и колледжа. Мы предлагаем вашему вниманию творческий союз двух коллективов.