Классный час Путешествие по стране Геральдике

Классный час.
Тема: Путешествие по стране Геральдике. 3 класс
Цели: закрепить, расширить знания о науке геральдике, о символах нашей страны, повышать интерес к русской истории; способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма; поближе познакомить со школьной символикой, начать создавать символику классного коллектива.
Вводная беседа.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
- Почему поэт называет Русь, нашу страну, матерью?
На доске написана пословица:
Одна у человека мать, одна у него Родина.
(3 уч-ся читают стихи)
Нет нигде привольней Родины моей,
Ласково сияет солнышко над ней.
Нет нигде красивей Родины моей,
Белая березка шепчет мне о ней.
Льется солнышко веселое
Золотыми ручейками
Над полями и над селами,
Над лесами и лугами.
Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные.
И простые подорожники
с детства самые родные.
И опять захороводили
стайки ласточек над домом,
чтобы снова петь о Родине
колокольчикам знакомым.
-Как называется наша Родина? (Россия)
-Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Догадайтесь, о каких символах идет речь:
Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных или других официальных документах. (Герб)
Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
-Дорогие ребята, мы сегодня отправимся в удивительное путешествие по стране Геральдике. И начнем свой путь, ступив на борт расписной ладьи. В старину такой способ передвижения считался самым быстрым. А помогать нам будет королева страны Геральдики.
Королева: Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Русские сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве» Ведь страна – это не просто поле, лес, города и села, где живут люди. Это государство. У каждого государства есть свои отличительные признаки, символы: ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН.
Они рассказывают о самом главном в судьбе народа, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ герба и флага ведется на языке символов – предметов, расположенных с особым смыслом. Расположение и цвет символов объясняет специальная наука – ГЕРАЛЬДИКА.
И вот наша первая остановка. Мы послушаем, что вы знаете о символике России.
(Уч-ся выходят к доске рассказывают и показывают)
ЖЕНЯ (Вероника, Маша П.): Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Орел – царь птиц, его сила и зоркость служили символом мужества и проницательности. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла – герб Москвы – красный щит с изображением всадника святого Георгия Победоносца. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
-Кто догадался: почему герб Москвы изображен в центре российского герба?
Флаг, как и герб, отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Красный цвет символизирует огонь, отвагу, защиту, веру, героизм и великодушие. Синий – небо, верность и правду. Белый цвет означает мир и чистоту совести. Такой флаг впервые появился в эпоху Петра 1. (Третье рождение флага было в 1991 году)
Уч-ся: Гимн – это торжественная песня, славящая нашу Родину. Гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей в международных спортивных соревнованиях. Музыку гимна написал композитор Александров, а стихи текста – поэт Сергей Михалков. Гимн слушают стоя.
-Давайте, ребята, послушаем небольшой отрывок из гимна. Встали.
(звучит гимн)
-Что хочется делать под музыку гимна? (встать, слушать, думать о нашей Родине)
-Что означает слово держава? (государство) могучая? (сильная, крепкая) великая? (очень большая)

Величаво и спокойно гимн России прозвучал,
Каждый слушал тихо стоя, затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.
Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем.
-Следующая наша остановка на острове игры. Я предлагаю вам кроссворд «Символика России».
(работа по трем группам, раздать листочки, ручки, напомнить о поведении)
Звучит мелодия о Родине.
Проверка: зачитываю - отвечают(можно предложить проверить гостям):
Имя воина, изображенного на гербе России и города Москвы.
Как называется воин, который сражается на коне.
Столица нашей Родины.
Главный символ любого государства, города.
Какого цвета щит на гербе России.
Золотой шар с крестом наверху.
Птица, изображенная на Российском гербе.
Как иначе называется флаг.
Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России.
Жезл – символ власти, это
Сколько голов у орла на гербе России.
Торжественная песня – символ государства.
(ПОХВАЛИТЬ!)
-Конечно, существуют символы не только у страны, но и у областей, районов, городов. Школа – это свой маленький мир, своя страна, свое государство, и у нас тоже есть своя символика. Следующая наша остановка в Школграде.
-Еще в позапрошлом учебном году ребята и учителя нашей школы решили создать школьную символику. К работе, к разработкам проектов подключились и родители, и бывшие выпускники школы. Была проделана очень большая работа. В результате в прошлом учебном году были составлены герб, флаг нашей школы (показать), а гимн написал выпускник ..года . Этот гимн вы уже слушали на линейке первого сентября. Школьная символика была утверждена на районном конкурсе школьной районной думой. И сегодня я предлагаю посмотреть презентацию нашей школьной символики.
(презентация, уч-ся – рассказывает о флаге и гербе)
-Для того, чтобы вы лучше запомнили школьную символику, 9-классники приготовили вам на память вот такие открытки. (раздать памятки со школьной символикой).
-Некоторые ребята из нашего класса решили придумать наш классный герб. Давайте посмотрим, что у них получилось.
-КАТЯ (рисунок): Мы долго думали и решили, что герб нашего класса должен быть таким: это мы, нас всех объединяет дружба, солнышко – это М.Ю., которая для всех одна, при ней светло, она о нас заботится. А радуга – это наши школьные дела: учеба, труд, здоровье, развиваем свои таланты, участвуем в кружках, выпускаем свой классный журнал, и главное, любовь к своей школе, своей Родине.
-Соня (рисунок): а мы предлагаем вот такой герб.
В нашем гербе тоже есть солнышко – это красная школа, свет наших знаний, книга, ручка – обозначают главное, для чего мы пришли в школу, учебу, любим читать; мяч, скакалка – занимаемся спортом, ходим в походы; музыкальный ключ – участвуем в различных конкурсах, поем. Мальчик и девочка – это дружба, взаимопомощь, интересная классная жизнь.
-Ребята, понравились вам предложенные девочками гербы? Думаю, мы с вами еще поработаем в этом направлении, подключим наших родителей и создадим классную символику.
-В Европейских странах, например, в Англии, Германии, существует традиция: создавать герб своего рода, семейства. Некоторые наши ребята вместе с родителями решили тоже придумать герб своей семьи.
Наша остановка на острове Моя Семья.
Мы послушаем с вами о гербе семьи (рисунок герба)
Герб семьи у нас такой,
Он простой и не простой;
В самом центре - хлеб да соль,-
В гости к нам прийти изволь!
Мы – хлебосольная семья!
И родные и друзья,
Все об этом знают.
Что еще в гербе отметим?
Любовь к росточкам – нашим детям.
Доченьку мамуля любит,
Ее милует и голубит.
А любовь нас согревает,
Словно солнышко сияет.
-Дома я предлагаю вам придумать и нарисовать герб своей семьи. И следующий классный час посвятить этой символике.
-Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Вы хорошо потрудились, показали хорошее знание символов. Большое вам спасибо за активное участие в путешествии.



15