Классный час Лошади в геральдике Якутии


МКОУ «Багаджинская ООШ»
Кобяйский улус (район)
Республика Саха (Якутия)
Классный час
«Лошади в геральдике Якутии»
Выполнила:
Алексеева М.А. педагог
дополнительного образования
высшей категории,
Отличник образования РС (Я)
Багадя 2016
Классный час ( 5-9 классы)
Тема: «Лошади в геральдике Якутии».
Цель:
-ознакомление учащихся с интересными фактами из жизни лошадей;
-познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов, сформировать представление о гербе;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина.
Оснащение: проектор, ноутбук, экран.
Педагог: Сегодняшний классный час посвящен гербам наслегов Якутии, где изображена лошадь. Вам предстоит узнать, что такое геральдика, герб, познакомиться с гербами некоторых наслегов Якутии.
Лошадь в жизни человека.
С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на широкой пашне, на охоте и в путешествии; её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и убогие крестьянские дрожки; за коня «отдавали полцарства».
К лошадям относились по-человечески. Даже после смерти коня не забывали. Весной 1834 года пала любимая лошадь Николая I – 26-летняя Бьюти. Рапорт о её смерти поступил царю незамедлительно. И резолюция не заставила себя ждать. «Высочайше повелено, - писал Николай, - упалую лошадь зарыть близ сего дома в лесу и сделать на камне надпись: «Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила государю императору 24 года». Со временем в Царском Селе образовалось целое кладбище заслуженных лошадей – свыше ста надгробий. Многие из них утрачены, но часть сохранилась и ныне реставрируется. Легендарный конь Александра Македонского – Буцефал – был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената.
В мире существует около 160 явно выраженных пород лошадей, но порода арабской лошади является самой чистой и уникальной. С ними связано множество примет, мифов, легенд и сказок, народные песни, поэзия, живопись, скульптура, кино. Лошади и кони фигурируют как герои литературных произведений, песен, народных сказок, былин и преданий многих народов мира, фигурируют в пословицах и поговорках. Лошадей считают благородными животными. По народным преданиям народа саха божество Доьогой Айыы представлялся в образе коня, жил на третьем небе. С его именем тесно связаны обычаи, традиции, его воспевают в олонхо и песне-тойук, изображают на утвари, одежде, орудиях труда. В якутских былинах (олонхо), в сказках, в песнях конь играет видную роль - он советник, друг, наперсник героя, превышающий его умом, прозорливостью, благородством и скромностью.
Якуты страстно любят лошадей; лишенные лошадей, они тоскуют по ним, что заметно в песнях и преданьях дальних северян; глаза их всегда с наслаждением останавливаются на любимых формах, а язык охотно и восторженно воспевает их. «Конь – животное с нежными мыслями; он способен оценить добро и зло!»- говорили якуты Баягантайского улуса Серошевскому В.Л.
Лошади в геральдике.
23012402480945В 1730 году вышел указ, утвердивший 88 городских гербов. На гербе Москвы изображён Георгий Победоносец верхом на белом коне, поражающий копьём змея. По мнению многих учёных, такое изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой. Всадник с копьём, являющийся символом Георгия Победоносца, ещё в период отдельных княжеств выступал как покровитель воинов, а под влиянием русского народного творчества превратился в защитника от всякого зла. Георгий Победоносец прочно вошёл в герб Москвы, так как считался покровителем князя Юрия Долгорукого (основателя Москвы). В первом сборнике эмблем и их толкований «Символы и Емблемата» изданном при Петре I образ коня трактуется как «знак войны, сражения, победы, мужественного воина, полководца».
Герб города Томска - в зеленом поле серебряная лошадь в того, что лошади сего округа почитаются лучшими, и что у близ живущих татар находятся конные заводы.
2444115146050
Одним из символов в гербах некоторых улусов и муниципальных образований Республики Саха (Якутия) является лошадь. Это гербы двух улусов, 7 наслегов и Республики Саха (Якутия).
2301240711200Герб нашей республики представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков р. Лены. Герб принят 26 декабря 1992 г.
Герб Мегино-Кангаласского улуса – всадник на коне, запечатленном в прыжке вперед и вверх налево. Всадник олицетворяет образ легендарного национального героя Василия Манчары, уроженца мегино-кангаллаской земли.
2406015111125
Герб Усть-Алданского улуса – справа золотая коновязь, слева серебряный конь, стоящий прямо и обернувшийся вправо. По народным преданиям Конь (Дьоьогой) является прародителем Усть-Алданского улуса – символом величия и могущества, оберегающим своих жителей. Коновязь (сэргэ) – символ жизни, единения жителей улуса.
2444115170815
Герб Арылахского наслега Вилюйского улуса – серебряный стоящий и обернувшийся конь с пышными гривами и сверху птица – означает коневодство, благородство.
2444115146050
Герб Беченчинского наслега Ленского улуса – в зеленом поле с серебряной чашей серебряный восстающий конь, означает – духовное возрождение, скотоводство.
2444115-81280
2482215448310Герб Бордонского наслега Нюрбинского улуса – в зеленом поле серебряный бегущий конь, означает коневодство.
Герб Екюндинского наслега Вилюйского улуса – в зеленом поле с волнистой лазоревой, бегущий жеребенок, означает – коневодство.
258699065405
26536651038860Герб II Нахаринского наслега Мегино-Кангаласского улуса- в лазоревом поле с повышенной выпуклой лазоревой оконечностью серебряный скачущий конь, сопровождаемый во главе семью серебряными крестами, каждый из которых сложен из пяти ромбов. Означает развитие коневодства.
2653665713740Герб I Тогусского наслега Вилюйского улуса – серебряный стоящий и обернувшийся конь около коновязи с хомусом, означает коневодство, символ жизни, единения жителей улуса, песня.
В нашем Кобяйском улусе Мукучунский наслег имеет герб с изображением лошади. В лазоревом поле с повышенной выпуклой лазоревой оконечностью серебряный скачущий конь, внизу чорон с кумысом, что означает - развитие коневодства. До 1990 годов совхоз «Мукучинский» славился развитием сельского хозяйства, особенно коневодством.
274891575565
Звучит гимн Республики Саха (Якутия).
Вопросы учащимся:
-Что мы только что прослушали?
-А какие государственные символы вы знаете?
-Что такое герб?
-Для чего он нужен? (Ответы детей).
Понятие о гербе и геральдике.
Молодцы, я принимаю ваши ответы. Герб – немецкое слово, означает «наследство». А вот как это понятие объясняется в толковом словаре: гербом называется символическое изображение, составленное на основании определенных знаков и утвержденное верховной властью, отражающее степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством. А геральдика – наука, изучающая гербы. На рыцарских турнирах люди изучающие гербы по символам определяли кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь. В России первые гербы появились во второй половине XVII века, вначале городские, затем личные, дворянские.
Что означают цвета в геральдике?
Золото (желтый цвет) – символ богатства, справедливости, великодушия.
Серебро (белый цвет) – символ чистоты и невинности.
Червлень (красный цвет) – символ храбрости, мужества и неустрашимости.
Лазурь (голубой, синий цвет) – символ красоты, мягкости и величия.
Зелень (зеленый цвет) – символ надежды, радости и изобилия.
Пурпур (бордовый цвет) – символ достоинства, силы и могущества.
Чернь (черный цвет) – символ печали, благоразумия, смирения.
По требованиям Российской геральдики герб должен был отражать:
- историю города
-географическое положение города
-экономику
- традиции.
Муниципальные гербы являются знаком полномочий, авторитета и статуса органов местного самоуправления. Герб должен отражать дух местности, это «лицо» территории, его визитная карточка. Официальные символы являются и памятниками истории, передающимися из поколения в поколение, и потому они несут в себе свет прошлого, настоящего и будущего.
(Далее может следовать обсуждение герба школы, наслега. Можно дать задание на лучший герб своего класса, семьи.)Вывод: С помощью символики можно дать понять детям, в какой стране они живут, какие у них корни, что они собой представляют и каково их историческое предназначение. У ребенка, усваивающего культуру и историю своей страны через язык ее символов, постепенно формируются важнейшие качества личности: гражданская позиция, патриотизм, толерантность.
Литература:
1. Акимов А.К., Андреева К.И., Матвеев А.М. Официальные символы РС (Я), Якутск, 2006.
2. Иванов В.Н., Штыров В.А., Михайлова Е.И. и др. Историко-культурный атлас «Якутия», - М., 2007.
3. Мандар. Иис-куус ойууту-дьаргаата. – Дьокуускай, 2002.
4.Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. – М., 1974.
5. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования.-М., 1993.