Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 5 класс. Роль растеий и животных в жизни коренных народов Приамурья.


Программа факультатива «Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья» составлена на основе программы Надежды Александровны Данюковой, рекомендованной Дальневосточным региональным учебно-методическим центром.
Разработанная программа построена основе модели внедрения национально-регионального компонента, предполагающей комплексный подход к содержанию, формам и методам организации факультатива.
Программа предусматривает изучение и обобщение знаний об истории освоения и заселения территории Хабаровского края, изучение роли растений и животных в жизни коренных народов, а так же выполнение практических заданий с применением географического материала: карт, таблиц, ребусов, рисунков.
Важным условием выполнения программы является выполнение творческих заданий, которые позволяют раскрыть творческие способности учащихся .Способом достижения поставленной цели является комплексное изучение роли растений и животных в жизни коренных народов Приамурья и на основе чего и построено восприятие общечеловеческих ценностей.
Формы организации учебной деятельности разнообразны, ведущими элементами являются практические и творческие задания.
Цель программы заключается в выявлении возможностей комплексного подхода к реализации регионального компонента.
Задачи:
Обобщить знания о коренных народах Приамурья и их отношении к природе.
Раскрыть основные исторически сложившиеся экологические взаимосвязи коренных народов Приамурья.
Раскрыть связь культуры с оптимальными взаимоотношениями человека и природы на основе комплексного подхода к изучению содержания программы.
Воспитывать уважение к культурному наследию этих народов как части мировой культуры.
Объединить учащихся общими интересами, идеями, раскрыть богатство внутреннего мира человека и радость творчества на основе выполнения практических заданий разного типа.
Воспитывать бережное отношение к природе, традициям коренного населения.
Результатами обучения на факультативных занятиях являются: формирование знаний об исторически сложившихся традициях коренных народов Приамурья, воспитания уважения к культурному наследию коренных народов как части мировой культуры.
Тематический план факультатива
«Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья».
№ Название темы Кол-во часов
1 Введение. История освоения и заселения территории Хабаровского края 2
2 Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на -Амуре 2
3 Экскурсия в этнографический музей п. Эконь4
4 Роль растений в жизни коренного населения:
а). пищевые растения;
б). лекарственные растения;
в). бытовое назначение растений. 6
5 значение животных для коренных народов:
а). животные – объекты охоты;
б). животные – объекты рыболовства;
в). пищевое и лекарственное значение животных. 6
6 Орнаменты, мотивы, их классификация как отражение окружающего мира. 2
7 Растения и животные в сказках, легендах, преданиях народов Хабаровского края:
а). растения – персонажи фольклора;
б). животные – герои фольклора. 4
8 Большой праздник «В гостях у коренных народов Приамурья». 4
Итого 30
Основное содержание программы факультатива.
1.Введение. Цели и задачи курса, его структура. Хабаровский край, его географическое положение. История освоения и заселения территории края. Подготовка к экскурсии.
Практическая работа № 1. Нанесение на к/к маршрута походов русских первопроходцев в XVII-XVIII веках по территории Хабаровского края.
2.Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на –Амуре «Изучение истории освоения и расселения коренных народов Хабаровского края».
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь «Знакомство с условиями жизни коренных жителей Приамурья».
Практическая работа № 2. На к/к, используя условные знаки, обозначение археологических находок на территории Приамурья.
Практическая работа № 3. Определение с помощью ребуса какие коренные народы проживали на территории Хабаровского края, их род занятий.
Практическая работа № 4. Составление паспорта каждого народа.
Творческое задание: подготовка сообщения о любом из народов, проживающих в Приамурье.
3. Знакомство с дикорастущими растениями края и их ролью в жизни коренного населения.
Практическая работа № 5. Решение ребусов.
Творческое задание: используя иллюстрации Г. Павлишина к сказкам, охарактеризовать особенности сбора дикорастущих растений. Составить ребус «Дикорастущие растения в быту коренных народов Приамурья».
4. Значение животных в жизни коренных народов жителей Хабаровского края.
Практическая работа № 6. Составить таблицу «Лекарственные средства животного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
Творческое задание: нарисовать сцену использования животных в пищевых или лечебных целях.
5.Охота и ее значение в жизни коренных народов. Изучение особенностей традиционной охоты.
Практическая работа № 7. Определение, на каких животных охотились коренные жители.
Творческое задание: изготовление кукол на основе моделей (соберите охотника на промысел, используя одежду, орудия, выполненные из бумаги). Составить ребус «Промысловые животные коренных народов Приамурья».
6.Рыболовство. Знакомство с национальными традициями использования рыб.
Творческое задание: сделать рисунки, отражающие специфику роли рыб в жизни коренных народов Приамурья.
Животные. Их применение в лекарственных целях.
Практическая работа № 8. Определение лекарственных средств животного происхождения, используемыми аборигенами Хабаровского края.
Практическая работа № 9. Составить таблицу «Лекарственные средства животного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
Творческое задание: сообщение о любом виде животных, имеющем лекарственное значение.
7.Орнаменты, мотивы. Их классификация.
Практическая работа № 10. Украшение орнаментом свадебного халата нанайской невесты, предметов быта.
8.Знакомство с фольклором. Обсуждение содержания сказок, легенд, преданий, поверий, рассказов о растениях и животных.
Практическая работа № 11. Составить таблицу «Растения в сказках и легендах жителей Приамурья».
Творческое задание: нарисовать эпизод сказки (сочинить сказку в традиционном стиле коренных народов).
9.Большой праздник «В гостях у коренных народов Приамурья».
№ Тема занятия Деятельность уч-ся Дата
1 Географическое положение Хабаровского края. 2 История освоения и заселения территории края. Пр.р.1. Нанесение на к/к маршрутов походов первопроходцев 17-18 в. 3 Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольск-на АмуреЗнакомство с историей освоения территории края 4 Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольск-на Амуре. 5 Экскурсия в этнографический центр п. Эконь. Знакомство с условиями жизни коренных народов Приамурья.
Пр.р.2,3,4.
Творческое задание: сообщение об одном из коренных народов. 6 Экскурсия в этнографический центр п. Эконь. 7 Экскурсия в этнографический центр п. Эконь. 8 Экскурсия в этнографический центр п. Эконь. 9 Роль растение в жизни коренного населения. Пищевые растения. Пр.р № 5. Решение ребусов.
10 Пищевые растения. 11 Лекарственные растения. Пр.р. № 6. Составить таблицу «Лекарственные средства растительного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
12 Лекарственные растения. 13 Бытовое назначение растений. Составить ребус «Дикорастущие растения в быту коренных народов Приамурья» 14 Бытовое назначение растений. 15 Значение животных для коренных народов. Животные – объект охоты. Пр.р. 7.
Составить ребус «Промысловые животные » 16 Животные – объект охоты. 17 Животные – объект рыболовства. Пр.р. 8.
Тв. задание: сделать рисунок о рыбах Приамурья. 18 Животные – объект рыболовства. 19 Пищевое и лекарственное значение животных. Пр.р.9.
Тв. задание: сообщение об одном из видов животных. 20 Пищевое и лекарственное значение животных. 21 Орнаменты, мотивы, их классификация. Пр.р. 10. Украсить орнаментом халат. 22 Орнаменты, мотивы, их классификация. 23 Растения и животные в сказках, легендах, преданиях. Растения – персонажи фольклора. Пр.р. 11.
Тв.задание: нарисовать любой эпизод сказки или сочинить сказку в стиле коренных жителей Приамурья 24 Растения – персонажи фольклора 25 Животные – персонажи фольклора. 26 Животные – персонажи фольклора. 27 В гостях у коренных народов Приамурья. 28 В гостях у коренных народов Приамурья. 29 В гостях у коренных народов Приамурья. 30 В гостях у коренных народов Приамурья.