Аннотация к рабочим учебным программам (5в,д -биология, 8а -биология, 9а – биологи



Аннотация
к рабочим учебным программам
(5в,д -биология, 8а -биология, 9а – биология;
8а,в –химия, 9б –химия, 10а,б –химия)
учителя химии и биологии Ткаченко Н.И.
МКОУ «Лицея №1 г.Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева»




10 класс - органическая химия

Нормативные документы
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (базовый уровень), утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 09.03.2004г.
Календарно-тематический план разработан на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, учебного плана МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М.Тебуева».
Задачи: подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, научить самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт в жизни, заложить фундамент знаний органической химии, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.
Цели:
систематизировать знания о составе органических веществ;
сформировать знания о химическом строении органических соединений;
дать понятие об изомерии и изомерах, указать причины многообразия органических соединений, научить решать задачи на вывод химических формул,
совершенствовать знание основных положений теории химического строения, ознакомить со структурной изомерией, номенклатурой, показать зависимость физических свойств от молекулярной массы, состава и строения веществ различных классов органических соединений,
ознакомить обучающихся с номенклатурой, изомерией, физическими свойствами алканов, алкенов, алкинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, аминов, аминокислот, ознакомит обучающихся с основными способами получения основных классов органических соединений, нахождением в природе, применением, биологическим действием на организм;
сформулировать знания обучающихся о ферментах как биокатализаторах;
дать понятие о гормонах, отметить их функцию в организме человека и животных.
Количество часов: 68 ч. (2ч. в неделю).
Перечень разделов.
Ведение в органическую химию. 2ч.
Раздел 1. Углеводороды. 23ч.
Раздел 2. Функциональные углеводородов. 13ч.
Раздел 3. Полифункциональные соединения. 14ч.
Раздел 4. Биологические активные вещества. 4ч.
Повторение учебного материала. 12ч.
Формы контроля.
В течение учебного процесса применяются следующие формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль проводится в виде фронтального и индивидуального опроса, тестирования, ответов на вопросы по карточкам.
Промежуточный в виде запланированных контрольных работ:
К.Р. №1. Тема: «Теория химического строения. Предельные углеводороды».
К.Р. №2. Тема: «Непредельные углеводороды».
К.Р. №3. Тема: «Функциональные производные углеводородов».
К.Р. №4. Тема: «Полифункциональные соединения».

8 - 9 классы – неорганическая химии
1.Нормативные документы.
\s

2. Цели и задачи.
\s
3. Количество часов
8 класс – 68 часов (2ч. в неделю)
9 класс – 68 часов (2ч. в неделю)
4. Перечень разделов
8 класс
1. Раздел. Основные понятия химии. 43 ч.
2. Раздел. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение атома. 9ч.
3. Раздел. Строение вещества. 16ч.
9 класс
4. Раздел. Многообразие химических реакций. 12ч.
5. Раздел. Многообразие веществ. 56ч.
5 . Формы текущего контроля
Виды и формы контроля при изучении химии в 8 классе.
Для формирования знаний умений и навыков при изучении химии большое место выделять следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль проводится систематически от урока к уроку при изучении нового материала в виде фронтального и индивидуального опросов при проверке домашних заданий.
Фронтальный опрос: учащимся учитель предлагает ряд вопросов по изученной теме, а учащиеся класса отвечают на них. При этом учитель проводит анализ ответов, а учащиеся дополняют их. Возможны и другие варианты этого опроса: по диагонали, по вертикали, по рядам.
Индивидуальный опрос: обычно проводится после фронтального опроса в виде устного ответа отдельного учащегося у доски; свой рассказ ученик излагает, сопровождая записью уравнений реакций на доске, а также обращает внимание на результаты опытов. Учащиеся с места могут при этом, по необходимости, подняв руку указать на ошибку, предложить исправить ее или же дополнить ответ. Индивидуальный опрос можно видоизменить: предложить учащимся рассказать об опыте, его результате, сделать вывод, записывая уравнение химической реакции текущего процесса. Индивидуальный опрос проводится не только у доски, но и с места, отвечая на вопросы по карточке. Работа у доски по Периодической системе химических элементов является одной из форм индивидуального опроса учащихся. При это учитывается умение учащихся описывать строение атома элемента на основе положения в Периодической системе химических элементов и определять физические и химические свойства атома данного элемента и его соединений. Работа по Периодической системе элементов очень важна при изучении классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот, солей и способов их получения. Учащиеся должны знать изменение следующих закономерностей в периодах слева направо:
*заряд ядер атомов увеличивается;
*число электронных слоев у атомов одного периода одинаково;
*число электронов (валентных) на внешнем энергетическом уровне атомов
увеличивается от 1 до 8;
*радиусы атомов уменьшается;
*прочность связи валентных электронов внешнего уровня с ядром увеличивается;
*металлические свойства атомов элементов уменьшаются;
*неметаллические свойства атомов элементов увеличиваются;
*начало каждого периода совпадает с началом заполнения нового электронного
слоя;
*каждый период начинается металлом, а заканчивается благо
родным газом.
А также в главной подгруппе сверху вниз:
*заряд ядер атомов возрастает;
*число энергетических уровней увеличивается;
*радиус атомов растет;
*число электронов на внешнем уровне постоянно и равно номеру группы;
*прочность связи электронов внешнего слоя с ядром уменьшается;
*металлические свойства атомов элементов увеличиваются;
*неметаллические свойства атомов элементов уменьшаются
И на основе этих изменений делается общий вывод:
*заряд ядер атомов;
*атомные радиусы;
*число электронов на внешнем уровне - вот то от чего зависят свойства
элемента
Индивидуальный опрос проводится по карточкам, а также используются сборники задач
с целью опроса.
Текущий контроль можно проводить с помощью тестирования.
Примеры тестов с контролирующими элементами знаний прилагаются в таблице.
Опрос у доски может сопровождаться элементами ответа по схеме, по таблице, можно использовать интерактивную доску, компьютер, информационно-справочную таблицу, но особенность в этом случае заключается в том, что учитель должен быть рядом с отвечающим учеником, но и в тоже время он следит за работой всего класса, а, по необходимости, приходит на «помощь» тому кто отвечает. Такие задания обычно предлагаются «сильным» и ответственным учащимся.
Промежуточный контроль проводится в виде запланированных учителем и административных контрольных работ. В 8 классе запланировано 4 контрольные работы:
*контрольная работа 1 по теме «Первоначальные понятия»;
*контрольная работа 2 по теме «Химическая связь. Строение вещества»,
*контрольная работа 3 по теме «Химические реакции»;
*контрольная работа 4 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Кроме промежуточных контрольных работ проводятся итоговые контрольные работы, которые выполняются в конце четверти,
полугодия, учебного года.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ЗА КУРС НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
(8 КЛАСС)
Таблица. Спецификация теста
Тестовые задания Контролируемые элементы знаний
1 Химический элемент и простое вещество
2 Строение атома
3 Периодическая система химических элементов. Закономерность изменения свойств химических элементов
4 Валентность химических элементов. Составление химических формул
5 Химическая связь. Строение вещества
6 Классификация неорганических веществ. Состав оксидов (основных, амфотерных, кислотных), оснований, кислот,солей7 Расстановка коэффициентов в уравнении реакции
8 Типы химических реакций. Понятие об окислителе и восстановителе
9 Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимическое уравнение
10—15 Химические свойства О2; Н2; H2O; кислот; оснований; оксидов
16-17 Генетическая связь между классами неорганических веществ
18 Распознавание веществ
19—20 Получение О2; Н2; H2O. Очистка воды
21 Применение О2; H2; Н2О; воздуха
22 Задача на определение массовой доли элемента по формуле вещества
23 Задача на вычисление по уравнениям химических реакций массы, или объема, или количества вещества по известной массе, или объему, или количеству вещества одного из реагентов или получающихся в результате реакции веществ
24 Задача с использованием понятия «массовая доля» растворенного вещества
Контрольные работы проводятся как по вариантам, так и по карточкам.
Виды и формы контроля при изучении химии в 9 классе.
Для формирования знаний умений и навыков при изучении химии большое место занимает контроль знаний учащихся. В течение учебного процесса можно выделять следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль проводится систематически от урока к уроку при изучении нового материала в виде фронтального и индивидуального опросов при проверке домашних заданий.
Фронтальный опрос: учащимся учитель предлагает ряд вопросов по изученной теме, а учащиеся класса отвечают на них. При этом учитель может анализировать ответы, а учащиеся дополняют их. Возможны и другие варианты этого опроса: по диагонали, по вертикали, по рядам.
Индивидуальный опрос: обычно проводится после фронтального опроса в виде устного ответа отдельного учащегося у доски; свой рассказ ученик излагает, сопровождая записью уравнений реакций на доске, а также обращает внимание на результаты опытов. Учащиеся с места могут при этом, по необходимости, подняв руку указать на ошибку, предложить исправить ее или же дополнить ответ. Индивидуальный опрос можно видоизменить: предложить учащимся рассказать об опыте, его результате, сделать вывод, записывая уравнение химической реакции текущего процесса. Индивидуальный опрос проводится не только у доски, но и с места, отвечая на вопросы по карточке. Работа у доски по Периодической системе химических элементов является одной из форм индивидуального опроса учащихся. При этом учитывается умение учащихся описывать строение атома элемента на основе положения в Периодической системе химических элементов и определять физические и химические свойства атома данного элемента и его соединений.
Работа по Периодической системе элементов очень важна при изучении элементов главных подгрупп, свойств простых веществ этих элементов, а также их соединений:
*подгруппы галогенов;
*подгруппы халькогенов;
*подгруппы азота; а также элементов главных подгрупп 1, 2, 3 групп.
При изучении этих тем важно, чтобы учащиеся сами могли дать характеристику элементов данной подгруппы. В момент изучении нового материала проводится фронтальный опрос; задаются вопросы. Вот некоторые из них:
1.Назовите элементы главной подгруппы данной группы.
2.Каково строение внешнего уровня атомов данных элементов?
3.Как можно определить число энергетических уровней атомов данных элементов? Как это различие влияет на свойства простых веществ и свойства соединений этих элементов?
4.Назовите высшую формулу высшего оксида, гидроксида, водородного летучего соединения.
Желательно контроль выполнения домашних заданий проводить, используя тесты. По данному вопросу предлагаются в таблице примеры тестов с контролируемыми элементами знаний.
Промежуточный контроль проводится в виде запланированных контрольных работ учителем, а также административными контрольными работами. В 9 классе по учебному рабочему плану должно быть проведено 4 контрольные работы:
*Контрольная работа 1 по теме: «Окислительно-восстановительные реакции».
*Контрольная работа 2 по темам: «Галогены», «Скорость химических реакций их
классификация»
*Контрольная работа 3 по теме: «Подгруппа кислорода».
*Контрольная работа 4 по теме: «Подгруппа азота».
Кроме промежуточных контрольных работ проводятся административные итоговые контрольные работы. Контрольные работы проводятся по карточкам, по вариантам, условия заданий, которых могут быть найдены в сборниках для контрольных работ.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ЗА КУРС НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(9 КЛАСС)
Таблица. Спецификация теста
Тестовые задания Контролируемые элементы знаний
1 Электронное строение атомов химических элементов
2 Вид химической связи'
3 Закономерности изменения радиусов атомов и свойств простых веществ в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева
4 Классификация неорганических веществ
5 Типы химических реакций
6 Определение основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации
7 Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты
8 Ионные уравнения реакций. Суммы коэффициентов
9 Определение исходных веществ по сокращенному ионному уравнению реакции
10 Возможность протекания реакций в растворах электролитов
11 Возможность протекания реакций между веществами-неэлектролитами в различных условиях
12 Качественные реакции на неорганические вещества
13 Скорость химической реакции
14 Химическое равновесие
15 Химические свойства серы, кислорода и их соединений
16 Химические свойства азота, фосфора и их соединений
17 Химические свойства углерода, кремния и их соединений
18 Химические свойства металлов и их соединений
Тестовые задания Контролируемые элементы знаний
19 Генетическая связь между классами неорганических соединений
20 Лабораторные способы получения веществ (NH3; CO2; O2; кислот; нерастворимых оснований;солей)
21 Химическое производство (О2; NH3; HNO3; H2SO4; сырье для производства чугуна)
22 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
23 Решение задач на вычисление по уравнениям химических реакций массы, или объема, или количества вещества по известной массе, или объему, или количеству вещества одного из реагентов или получающихся в результате реакции веществ
24 Решение задач на нахождение теплового эффекта химической реакции

5 класс - биология
Нормативные документы
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию5 класс» составлена на основе требований к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС 2010г.), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2013;2011-2015).
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатая в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-м классе. Авторы: А.А Плешаков, Н.И. Сонин, М., издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М., «Дрофа»2012
Задачи и цели.
В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основой школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении вопросов, связанных с живой природой.
Задачи: систематизация знаний объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир, 1-4 классы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
3. Количество часов
5в, д классы: 34ч. (1час в неделю)
Перечень разделов
Раздел. Введение. 4 ч.
Раздел. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. 3ч.
Раздел. Процессы жизнедеятельности организмов. 2ч.
Раздел. Многообразие организмов, их классификация. 1ч.
Раздел. Бактерии. Грибы. Лишайники. 3ч.
Раздел. Многообразие растительного мира. 6ч.
Раздел. Многообразие животного мира. 4ч.
Раздел. Эволюция растений и животных. 1ч.
Раздел. Среда обитания живых организмов. 5ч.
Раздел. Человек на Земле. 5ч.
Формы контроля
В течение изучения курса биологии 5 -го класса основной формой контроля является текущий, проводимый в виде фронтального и индивидуального опроса, а также тестирование, проверка ответов на вопросы в письменной форме в рабочих тетрадях, оценивание работы в тетрадях: учёт аккуратного оформления рисунков, записей.
8 класс – биология
Нормативные документы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта (2010г.), программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек» автора Н.И. Сонина.
Цели. Задачи.
Задачи: освоить основы строения тела человека, сформировать основы поведения здорового образа жизни, выделять биологические объекты и их процессы (обмен веществ и превращение энергии, питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, выявлять факторы риска на здоровье человека.
Цели:
освоить знания о строении тела человека;
овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в живой природе;
развивать познавательные интересы, работать с различными источниками информации;
воспитать позитивное отношение к природе, собственному здоровью, здоровью других людей;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Количество часов
68 часов (2 часа в неделю)
Перечень разделов
Раздел. Место человека в системе органического мира. 7ч.
Раздел. Клеточное строение организма. 4ч.
Раздел. Координация и регуляция. 7ч.
Раздел. Анализаторы. 5ч.
Раздел. Опора и движение. 6ч.
Раздел. Внутренняя среда организма. 3ч.
Раздел. Транспорт веществ. 5ч.
Раздел. Дыхание. 4ч.
Раздел. Пищеварение. 4ч.
Раздел. Обмен веществ и энергии. 3ч.
Раздел. Выделение. Покровы тела. 5ч.
Раздел. Размножение. Развитие человека. 4ч.
Раздел. Высшая нервная деятельность. 7ч.
Раздел. Трудовая деятельность. Сохранение здоровья человека.3ч.
Формы ткущего контроля.
В течении изучения курса биологии 8 –го класса основными формами контроля являются текущий, промежуточный контроли. Текущий проводится в виде фронтального и индивидуального опросов, проводится тестирование. Проводятся зачёты в конце изучения основных разделов программы.

9 класс – биология
Нормативные документы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта (2010) и программы общего образования по биологии для 9-го класса «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Задачи. Цели.
Задачи: изучить теоретические и прикладные основы анатомии, рассмотреть вопросы программы образовательной школы по биологии 9- го класса, применять знания в повседневной жизни.
Цели:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностей;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
человеке как биосоциальном существе;
о роли биологической науке; практической деятельности людей;
методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы жизнедеятельности собственного организма;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперимент;
развитие познавательных интересов, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, здоровью людей, культуры поведения на природе;
использование приобретённых знаний в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, организму человека;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Количество часов
9-й класс – 68 часов (2 часа в неделю)
Перечень разделов
Введение. 1ч.
Раздел. Эволюция живого мира. 24ч.
Раздел . Структурная организация живых организмов. 10ч.
Раздел. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 8ч.
Раздел. Наследственность и изменчивость организмов. 13ч.
Раздел. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 12ч.
Формы контроля
Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Для проверки усвоенного материал и его закрепления применяется текущий опрос в виде фронтального и индивидуального, ведётся систематическая проверка ведения тетрадей: аккуратности ведения записей, оформления таблиц. Проводится тестирование по основным разделам.
Запланированы 2 контрольные работы:
К.Р. №1. Тема: «Эволюция жизни на земле».
К.Р. №2. Тема: «Структурная организация живых организмов».