Разработка урока по русской литературе на тему Ангелочек Л.Андреева (11 класс)

Тема: Л.Андреев «Ангелочек»
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева  «Ангелочек», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.
2.Воспитательные: помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.
3.Развивающие: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе.

Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части

Ход урока: Организационный момент.

Объявляю тему, главный вопрос урока.
Словарная работа. Разъясняю значение слов воск, киот.
Показываю детям бумажную фигурку ангелочка.
-Ребята, это кто? (Это помощник бога).
-Каким вы его представляете? (подбираем эпитеты к слову Ангел: «светлый», «добрый», «светящийся» и т.д.)
-Молодцы, ребята! А вот как сказал об Ангеле поэт (ученик читает наизусть стихотворение):
Ночь ТишинаУ киота
Тихо лампада сияет
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
(А.А.Чарская)

(Демонстрирую плакат с изображением Ангела, вспоминаем эпитеты и сравнения из прослушанного стихотворения).

4. Сценка «Саша и Коля» (Отрывок из рассказа со слов «Ты неблагодарный мальчик»).
-Какими вам показались герои? Почему Саша так поступил? («Саша – избалованный, невоспитанный мальчик», «Он хулиган», «Он злой и сердитый», «Он не любит людей»)
Почему же Саша такой плохой? Поищем ответ в книжке. («Жужжащее чтение» рассказа с самого начала – 1,5 мин. Дети успевают прочесть столько, сколько нужно для ответа. Начинают отвечать «слабые» ученики, «сильные» дополняют их ответы, ибо прочли больше: «Ему плохо жилось: его никто не любил», «Его в гимназии обижали», «У него мама была плохая, она пила», «Он не видел добра»).
Подвожу детей к выводу: «Зло рождает зло». На доске вывешивается полоска бумаги с нашим первым выводом.
-А как вы думаете, было ли в Саше что-нибудь хорошее?

Сценка «Отец и сын» (Отрывок со слов: «Сашка, тебе снятся когда-нибудь сны?..»).
-Каков Саша в этом эпизоде? («Он совсем другой: он добрый, он ласково разговаривает с папой», «Заметно, что он любит своего отца»).
Подвожу детей к выводу: «В каждом человеке есть что-то хорошее». Вывод на полоске бумаги вывешивается на доске.
Работа с текстом.
-Саша впервые так доверительно разговаривал с отцом. Что же его так изменило? (Читаем вслух отрывок со слов: «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением» - 1 абзац.) («Саша встретился с мечтой», «Он полюбил ангелочка», «Он впервые понял, что такое любовь»)
Делаем вывод: «Человеку нужна мечта». (Все выводы вывешиваются на доске.)
-Но почему Саша полюбил именно Ангелочка?
(Читаем вслух отрывок со слов: «И рядом с глазами отжившего человека» - 1 абзац. Делаем вывод: « Все добро, сияющее над миром, впитал в себя ангелочек» -это ответ на главный вопрос урока.
-Как другие люди отнеслись к Сашиному счастью?
(Читаем отрывок со слов: «-А-ах! – пронесся тот же замирающий стон» - 1 абзац. Дети: «Все другие люди стали тоже лучше, добрее, красивее». Вывод: «Счастье красит всех», «Велика сила искусства»).
Читаю наизусть со слов: «ангелочек, повешенный над горячей печкой, начал таять» до «с мягким стуком упал на горячие плиты».
-Грустно, не правда ли? Рассказ кончается на этом. А мы с вами пофантазируем: что же будет утром, когда Саша проснется и увидит, что Ангелочка нет? Подумайте над этим.
Дети сочиняют миниатюру и рассказывают устно. (Главная мысль их миниатюр – «Саша очень страдал», «Он не хотел даже жить»).
-Ребята, как вы думаете, что будет с Сашей в дальнейшей жизни? (Главная мысль их предположений – «Он все-таки станет хорошим человеком».)
-Я рада, что вы думаете о людях хорошо. Саша станет в будущем замечательным писателем.
(Показываю портрет Л.Андреева)
-В рассказе «Ангелочек» Л.Андреев рассказал о случае, который произошел с ним самим в детстве. (Эффект неожиданности).


8. Итоги урока. Рефлексия. Хотели бы вы его переписать? Почему рассказ называется «Ангелочек»?


Домашнее задание. Подготовить вопросы, которые вы хотели бы задать писателю Л.Андрееву.