Конспект урока географии на тему Топографический план и топографическая карта (6 класс)


Урок. Топографический план и топографическая карта.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии системно-деятельностного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, картой, масштабом; умение проводить простые вычисления для перевода масштаба из одного вида в другой; использование масштаба при работе с картой, проводить измерения и расчеты; читать топографический план при помощи условных знаков.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, атласа, материалами мультимедийной презентации.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.Планируемые результаты:
Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.
Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая,
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Оборудование для учеников: учебник А.А.Летягина «География. Начальный курс: 6 класс» - М. Вентана – Граф, 2012; маршрутный лист.
Ожидаемый результат: научиться определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линей ного, именованного и численного масштаба; читать топографическую карту.
Ход урока.
Организационный момент.
1 этап. Актуализация знаний, целепологание. Работа с вопросами перед основным материалом параграфа 9. 1. Что такое план местности? 2. Какими условными знаками изображают объекты местности? 3. Что называют масштабом плана?
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Учитель. Представьте, что вам нужно изобразить территорию школьного двора на листе бумаги. Как вы это сделаете?(Учащиеся предлагают варианты). Сообща приходим к выводу о масштабе.
Через него учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока. (Слайд 2)
2этап. Усвоение новых знаний и способов действий.
А) Масштаб топографического плана и карты.
Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (стр.50) Работа в группах по вариантам. Разбить текст на смысловые блоки и найти определения:
Что такое масштаб? (Слайд 4)
На какие группы делятся карты по масштабу? (Слайд 3).
Что такое топографическая карта? (Слайд 5)
Что такое топографический план? (Слайд 6)
В чем их отличие?
Какие виды масштаба бывают? (Слайд7)
Виды масштаба: численный, именованный, линейный.(Слайды 8-11)
Закрепление материала по масштабу. Перевод из одного вида масштаба в другой. (Слайды12 -16)
Перевести:
•Численный масштаб в именованный:
1)1 : 2 000 2)1 : 15 000 000
•Именованный масштаб в численный:
1)в 1 см – 30 км
2)в 1 см – 500 м
•Какой из масштабов крупнее?
1)1 : 25
2)1 : 300
3)1 : 50 000
• Определим при помощи линейного масштаба по топографическому плану:а) расстояние от отдельно стоящего дерева до сарая;б) расстояние от пруда до начала оврага;в) длину ручья, впадающего в реку Нара.
• Работа с планом Новгородского кремля на стр. 53
Б) Условные знаки топографических карт и планов.
Учитель: Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства. Этот язык помогает людям создавать планы местности, ориентироваться на любой территории. Например, мы многое можем узнать о реке по условным знакам.
Учащиеся работают с условными знаками в атласе (находят условные знаки о реке).
Учитель: На какие группы делятся условные знаки? ( Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д.) (Слайд 17)
Учитель: Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)
• Задание на закрепление знаний (Слайд18)
Этап 3. Первичная проверка понимания изученного.
• Работа с масштабом. (Слайд 19)
Физкультминутка
Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим — И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаём руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. Шаг на месте. Ходим строем, Сейчас дыханье успокоим. Хоть приятно разминаться, Вновь пора нам заниматься. 
Этап 4. Закрепление новых знаний и способов действий.
Вопросы по изученному материалу. Работа с атласом, планом.
• Выразите в см: 650 м; 5 км;(Ответ: 650 м = 65 000 см; 8 км = 800 000 см)
• Вычислите площадь квартиры, если сторона одной клетки равна 1 см. Длина квартиры 8 клеток, а ширина -4.
Этап 5. Обобщение и систематизация знаний.
Задача №1. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:
а) 1:100 000 000; ( 2,4 см) б) 1:200 000 000?(1,2 см)
Задача №2. Какая длина реки, если на карте ее длина 6 см 3 мм, а масштаб карты 1: 1 000 000?
Ответ дайте в километрах.
Этап 6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Работа в группах
Этап 7. Коррекция знаний и способов действий.
Домашнее задание. § 9. Прочитать, ответить на вопросы после параграфа. Сделать домино, как показано в учебнике.
Рефлексия.

Маршрутный лист __________________________Вариант №1
Изучение нового материала:
А) Запишите определение
Масштаб_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Заполните схему «Виды масштаба»
173926518542000 Масштаб
2882265495300033870904762500
_______________ _______________________
_______________________

В) Заполните сравнительную таблицу « Виды масштабов»
Виды масштаба Как записывается Что показывает Для чего используется






Физминутка Закрепление и проверка знаний
Задача № 1.
Задача №2

Тебе понравился урок ?
487426083185365442583185240792083185Выбери своё настроение -
Маршрутный лист __________________________Вариант №2
Изучение нового материала:
А) Запишите определение
Топографический план_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Заполните схему «Группы карт по масштабу
173926518542000 2882265495300033870904762500
_______________ _______________________
_______________________

В) Заполните сравнительную таблицу « Виды масштабов»
Виды масштаба Как записывается Что показывает Для чего используется






Физминутка Закрепление и проверка знаний
Задача № 1.
Задача №2

Тебе понравился урок ?
487426083185365442583185240792083185Выбери своё настроение -
Маршрутный лист __________________________Вариант №3
Изучение нового материала:
А) Запишите определение
Условные знаки _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Заполните схему «Группы условных знаков»
173926518542000 2882265495300033870904762500
_______________ _______________________
_______________________

В) Заполните сравнительную таблицу « Виды масштабов»
Виды масштаба Как записывается Что показывает Для чего используется






Физминутка Закрепление и проверка знаний
Задача № 1.
Задача №2

Тебе понравился урок ?
487426083185365442583185240792083185Выбери своё настроение -