Программа внеурочной деятельности обучающихся 1-го класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .











Программа внеурочной деятельности
обучающихся 1-го класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) .










Составитель Чубова Галина Витальевна.













Москва

2016 год
Пояснительная записка.

Внеурочной деятельность -это образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са-моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Нормативная основа разработки программы.

Программа Внеурочной деятельности составлена на основе :

Закона Российской Федерации « Об образовании»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
Адаптированной основной образовательной программы (вариант 1), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 482,
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676),
локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности.
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, запросы родителей (законных представителей). поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения. Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности,опора на ценности воспитательной системы школы;
Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами,
родителями, социальными партнёрами;
-основными компонентами организуемой деятельности - целевым,
содержательно-деятельным и оценочно-результативным;
-урочной и внеурочной системой;
-региональной, муниципальной, общешкольной, классной,
индивидуальной системами воспитания и дополнительного
образования школьников.Сохраняется преемственность с технологиями
учебной деятельности;

Принцип вариативности. Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным  творчеством.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Цели реализации программы внеурочной деятельности.

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.
Формирование у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей.
Всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей условия для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей, развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи реализации программы внеурочной деятельности.

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка
в разных видах деятельности;
Формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
Формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и
общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
Укрепление доверия к другим людям.
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
Развитие инициативы и творчества детей.
Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
Пропаганда здорового образа жизни.

Направления внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности :
Спортивно-оздоровительное
Цель: формирование у школьников значимости психического и физического здоровья, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Духовно-нравственное
Цель: привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Социальное
Цель: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Общекультурное
Цель:развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Общеинтеллектуальное.
Цель:  создание условий способствующих развитию  познавательных способностей детей, формированию мотивационной направленности к интеллектуальному развитию.
Для реализации этих направлений в школе доступны  следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Формы внеурочной деятельности.
КТД,
экскурсии,
кружки,
секции,
конкурсы различного уровня,
викторины,
праздничные мероприятия,
классные часы,
олимпиады,
соревнования,
игры.

Внеурочная деятельность осуществляется через :
внутришкольную систему дополнительного образования;
сотрудничество с учреждениями культуры и спорта;
организацию деятельности группы продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность педагогических работников школы (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, учителей - дефектологов) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Т.о., внеурочная деятельность строится в школе на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения ( так называемая Оптимизационная модель.) В этом случае координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ;
творческая самореализация детей;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;
реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
формирования здоровье сберегающей среды, психологическая реабилитация, духовное и физическое оздоровление детей.
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно
обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:
воспитательных результатов духовно-нравственных приобре-
тений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной де-
ятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт
самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пе-
режил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта последствия результата, того, к чему привело дости-
жение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его
социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися с
умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем
окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества,
социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.
п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образователь-
ной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в
которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подт-
верждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов получение обучающимися с умствен-
ной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного дей-
ствия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для до-
стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увели-
чивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обуча-
ющихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, эти-
ческая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная иден-
тичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут
варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и
особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся у
умственной отсталостью могут быть достигнуты определенные
воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

-ценностное отношение и любовь к близким,
-чувство патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; --уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде;
-воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе.
-чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, --чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного.
-чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.
-элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходи-
мости ее охраны;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традици-
ям и образу жизни других народов;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и профессиональной деятельности;
-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных видах практической,
художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
-способность к организации своей жизни в соответствии с представле-
ниями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах
социального взаимодействия;


План внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса
в ГБОУ Школа № 482 на 2016-2016 учебный год в рамках учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Направление деятельности
Количество часов в неделю
Количество часов в год

Спортивно-оздоровительное
1
32

Духовно-нравственное
1
32

Общекультурное, Общеинтеллектуальное
1
32

Социальное
1
32

Итого:
4
128




Направление внеурочной деятельности
Цели
Мероприятия
Сроки выполнения
Результат

Спортивно-оздоровительное
Формирование у школьников значимости психического и физического здоровья, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

День Бегуна.
День Прыгуна
Веселые старты

Спортивная программа «Играй, город!»

Спортивный праздник, посвященный Дню здоровья «Здорово жить!».
Турнир школы по легкой атлетики «Все на старт!»

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».


Сентябрь
Октябрь
Ноябрь


Январь



Апрель








Май


Духовно-нравственное
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.

КТД: праздник «Посвящение маме»
Урок Мужества
«Помним Ваш подвиг! Гордимся им!» -к 75-й годовщине битвы под Москвой.

Возложение цветов к мемориальной доске И.Н. Никитина, полного кавалера ордена Славы.

КТД: Конкурс строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества.


Неделя историко- культурного наследия.

Праздник, посвященный Дню Победы «Сияй в веках, Великая Победа!».



Ноябрь



Декабрь






Декабрь







Февраль





Апрель




Май


Общекультурное Общеинтеллектуальное
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Создание условий способствующих развитию  познавательных способностей детей, формированию мотивационной направленности к интеллектуальному развитию.



Клубный час «В мире животных!» - к Международному дню животных


КТД «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Библиотечный урок « Народные традиции: Святки»

КТД: праздник «В светлый день 8 Марта»

КТД: Масленица

Игра- путешествие «Шаг во Вселенную»

Конкурс стихов «Родная Земля!» ко Всемирному дню Земли.

Неделя профориентации «Экскурс в мир профессий».

Библиотечный урок «Книги – юбиляры – книги поколений».



Октябрь


Декабрь



Январь





Март





Апрель












Май


Социальное

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Месячник по профилактике детского дорожного травматизма, в том числе на ж/д транспорте
«Путь твоей безопасности»:
- классные часы;
- беседы;
- игры.


Клубный час: «Путешествие в страну Законию» .
Урок толерантности «Мы такие разные, но мы вместе ».

Неделя безопасности дорожного движения «Школа юного пешехода»

Сентябрь












Октябрь




Ноябрь


















Литература.
Ивакина Е. А. «Информационно-коммуникативные технологии – инструментарий универсальных учебных действий и деятельностный подход в предметах начальной школы». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/187-1-0-15493
Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/
Молоднякова А.В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost
Молоднякова А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913
Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















ђ Заголовок 315