Статья о дошкольном образовании и воспитании ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - формированию у дошкольников самосознания и субъектности. Актуальность темы и выявленные противоречия позволили определить проблему, которая связана с неразработанностью процедуры сопровождения становления у дошкольников позиции субъекта детской деятельности как специфической педагогической деятельности в работе педагогов.
Разработана модель педагогических условий, направленных на освоение детьми позиции субъекта игровой деятельности
Особенность данной статьи в том, что авторы рассматривают технологию мониторного обучения в работе с дошкольниками, предлагают ознакомиться с собственным опытом и результатами работы в данном направлении.
The article is devoted to an actual problem - formation of consciousness and a subjecthood of preschool children. The urgency of the subject and the revealed contradictions allowed to define the problem which is connected with not readiness of procedure of development of preschool children`s position as subject at children's activity as specific pedagogical activity in work of teachers.
There was worked out a model of the pedagogical terms directed to development of children`s position as a subject in any game activity.
The most important features of this article are that authors consider technology of monitor training in work with preschool children, suggest looking through the personal experience and results of work on this term.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности, возраст больших потенциальных возможностей, становления основ самосознания и ценностных ориентаций.
Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия — вот далеко не полный круг вопросов, которые задают себе вдумчивые воспитатели детских садов и родители дошкольников.
Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что ребенок дошкольник стремится к обретению целостности, однако само понятие целостности применительно к ребенку дошкольного возраста трактуется далеко не однозначно.
Так, М.В. Крулехт [5] считает, что целостное развитие ребенка – это «единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности».
Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности.
Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова [12], эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.
Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности являются
интерес к деятельности;
избирательное отношение к разным видам деятельности;
инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат..
В этой связи представляют интерес механизмы, источники и факторы становления и развития позиции субъекта детской деятельности дошкольника, среди которых исследователи особо выделяют педагогическое сопровождение.
Сущность, структура, процессуальные характеристики педагогического сопровождения представлены в исследованиях JI.B. Байбородовой[1], И.А. Липского[8], А.Л. Уманского[12] и др. Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь ребенку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание дошкольника, на открытое общение ; как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития ; как пролонгированная педагогическая поддержка ; как направление деятельности педагога в сфере воспитания, когда детям создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять их смыслы, назначение, ценности, содержание учебной деятельности, особенности ее освоения и реализации.
Педагогическое сопровождение актуализирует условия становления личностного опыта дошкольника, создает систему ситуаций, ставящих ребенка в позицию субъекта собственной деятельности, что отвечает основным положениям концепции личностно ориентированного воспитания.
Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развертывании перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и перевод воспитанника на позицию субъекта детской деятельности.
Мы предлагаем использовать с этой целью личностноориентированную технологию мониторное обучение, направленную на развитие познавательных потребностей растущего человека. Здесь главные ценности - сам ребенок, культура и творчество.
Исходя из того, что мотивация деятельности ребенка является одним из условий успешности и эффективности обучения, мы изучили наиболее общие мотивы, которые оказывают влияние на поведение каждого человека, опираясь при этом на исследования А.В. Петровского[10]. «Основу побуждения человека как личности, - пишет А.В. Петровский, - следует искать не в биологической его природе и не в загадочном стремлении к «самоактуализации», а в реальных социальных отношениях, в его деятельности, в его общественной жизни». А. В. Петровский выделяет, прежде всего, потребность человека в его самовыражении одним из главных мотивов деятельности.
Другим мотиватором деятельности человека является его персонализация, то есть признание другими людьми как личности, значимой для них. Включая ребенка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает каждого как бы к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности и добивается решение поставленных задач. Реализацию этих мотивов мы нашли в более раннем опыте обучения школьников. Поясним. Английский педагог С. Уилдерспин (1792-1866) выступил организатором школ взаимного обучения (мониториальных школ) для маленьких детей. Работа в них строилась по методу взаимного обучения, предназначенного для обучения детей школьного возраста.
Организация детей и среды заключалась в следующем: в каждом классе монитором назначался самый способный ребенок, и тогда учитель мог пользоваться его помощью, побуждая громко и ясно повторять свое объяснение, в то время как остальные дети так же громко и ясно воспроизводить это объяснение. Мониторам разрешалось ставить перед детьми вопросы на свое усмотрение. Мониторов задерживали после занятий и обучали отдельно. Вместе с тем, С. Уильдерспин[12] отмечал, что необходимо «следить за тем, чтобы мониторы не слишком много о себе воображали, ибо так велика склонность к честолюбию уже в раннем возрасте».
Анализируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что проблеме развития интеллектуальных способностей детей уделялось и уделяется большое внимание и придается огромное значение, поэтому понятен интерес к проблеме поиска и внедрения новых педагогических технологий.
В нашей работе мы попытались модернизировать мониторное обучение и адаптировать его в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что его реализация в практике детского сада будет успешной при условии:
учета сенситивных периодов развития ребенка;
учета разноуровневого развития детей;
налаженного социального взаимодействия: установления коммуникативных связей между участниками процесса (педагогами и детьми), диалоговой форме отношений;
мотивации деятельности ребенка в процессе взаимодействия (достигается различными приемами и средствами);
стимуляции детской активности;
создании атмосферы увлеченности.
Нами были внесены изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно, в структуру, содержание, формы и методы, в условия и критерии оценки результатов.
Внедряя технологию мониторного обучения, мы старались инициировать активность детей, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности. Дети с удовольствием и некоторой гордостью демонстрировали свои знания.
У детей заметно повысилась заинтересованность, они стали меньше отвлекаться в процессе деятельности. Постоянная мотивация деятельности способствовала эмоциональному насыщению, а в дошкольном возрасте эмоциональные факторы наиболее важны для эффективного усвоения материала. Мы отказались от постоянной, ежеминутной опеки наших воспитанников, отказались от традиционного принятия ответственности на себя.
Мы предоставили им возможность самостоятельно делать выбор и принимать решение. Иными словами, наша технология направлена на перевод ребенка на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственных действиях.
В результате проведенной нами работы дети подготовительной группы достигли нового, более высокого уровня развития познавательных способностей. В общения дети научились слушать и обсуждать ответы других детей. У детей повысился интерес, они стали более внимательны, а отсюда – повысилась продуктивность деятельности и собранность в поведении ребенка. Увеличилось количество детей, проявляющих активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что технология мониторного обучения предполагает гибкую систему организации непосредственной образовательной деятельности с учетом разноуровневого развития детей. Работа, построенная таким образом, повышает у детей ответственность не только за свои успехи, но и за результаты совместной деятельности. Организация обучения создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, стимулирует познавательный интерес детей, способствует развитию у них общих учебных и коммуникативных умений и навыков.
Список использованной литературы:
Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. Ярославль, 2006. - 256 с.
Вайсен, Р., Оли Дж., Эванс, В., Ли, Дж., Спрунгер, Б. , Пеллаукс, Д. Обучение жизненным навыкам в школах./ Р. Вайсен, Ли Дж., Оли Дж., Д. Пеллаукс, Б. Спрунгер, В. Эванс, -М.: Вита-Пресс, 1996.-66 с.
Инновации в образовании. Выступления участников VII Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября.
Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2011года 2011 года. Пенза–Ереван–Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.- 317 с.
Крулехт, М.В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. / М.В. Крулехт -СПб.: Детство-пресс, 2002.- 264 с.
Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. / Г.Ю. Ксензова -М.: Педагогическое общество России, 2000.-68 с.
Липский, И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности / И.А. Липский. Тамбов: ТГУ, 2000. - 32 с.
Липский, И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И.А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 280-287.
Мудрик, А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Новые ценности образования: М., 1996. - № 6. - С. 51-55.
Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский,- М.: ИНФРА-М, 1998-165 с.
Уильдерспин, С. Воспитание маленьких детей или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия / сост.: Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. М.: Просвещение, 1974. С. 177–189.
Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Л.И. Уманский // Избранные труды. Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.
Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова,–М.: Пед. Общество России, 2005. - 385 с.
Щуркова, Н.Е. Новое воспитание/ Н.Е. Щуркова,– М., 2000.-168 с.