Классный час 550 летие Казахского Ханства


Пятнадцатый век был очень тяжелым для казахского народа, и именно в этом веке разрозненные, противостоящие друг другу в жестокой и междоусобной борьбе казахские роды и племена, наконец, поняли, что им надо объединяться, чтобы выжить . Властолюбивы и самолюбивы были родовые вожди …. Но на этот раз мощный национальный порыв был так велик , что невольно увлек их за собой… И. Есенберлин О событиях, связанных с образованием Казахского ханства, мы узнаем из сочинения Мухаммеда Хайдар Дулати (1544-1546) «Тарих-и-Рашиди». В середине хv в. существование на территории Казахстана ханство Абулхаира и Монгулисана пришли в упадо. Недовольство политикой хана Абулхаира и его ослабление после поражения от ойратов 1457 г. близ Сыгнака послужили причиной перекочёвки части казахского населения во главе с Жанибеком и Кереем в Могулистан. Как говорят источники, Абулхаир «рассеял то общество». Во главе такого «рассеяного общества», состоящего из недовольных политикой хана и стали потомки Урус хана – Жанибек и Керей. Воспользовавшись ослаблением позиций Абулхаир, но не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы и, «встав на путь изгнания, направились в Монгулистан. Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим государств - ханство Абулхаира и Могулистана. А с именами ханов Жанибека и Керея связано основание Казахского ханства. Когда это произошло? Согласно «Тарих-и-Рашиди» и другим источникам, Керей и Жанибек со своими людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен –Буги. Хан радушно принял беглецов и передал им долину Чу и Таласа . Известно , что Есен-Буга умер в 1462 : значит , откочёвка совершилась до этого времени . Следовательно перекочевка части казахского населения во главе с Жанибеком и Кереем из Восточного Дешт-и-Кыпчака в западное Семиречье произошла в середине хv в. (1459-1460г). Откочевали потомки Урус хана в Могулистан примерно со 100 тыс человек, но впоследствии из ханства Абулхаира народ к ним все прибывал и прибывал их число достигло 200тыс человек, столицей стал город Козыбасы на берегах Чу. Усиление Керея и Жанибека, ослабление Могулистана, необходимость сдерживать участившийся в середине хv в. Натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью созданиясобственного государства. В этих условиях в 1465-1466 гг. в долинах Чу и Таласа посадили большого Керея (1465-1474) на белую кошу, подняли над головой и провозгласили ханом. Так образовалось Казахское ханство. Вновь образованное ханство стало крупной вехой не только в истории казахского народа, но и в истории всего Евразийского континента казахское ханство стало известно всему миру тем, что назвало себя по имени народа -«казах». 
Открытый классный час «По страницам истории Казахстана»
Цели: - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности- формирование чувства гордости за свою Родину, историю и достижения казахстанцев;- прививать чувство любви к Родине, уважению к государственным символам и законам Республики Казахстан;- развитие познавательного интереса к истории своей Родины, своегонарода, его обычаях и традициях, культуре;- развитие лидерских качеств и культуры общения, стремления говорить на трех языках: казахском, русском и английском.Форма проведения: Игра «Брейн-ринг»Метод проведения: Рассказ, беседа, работа в группах, устный опрос, поисковая работаОборудование: карточки для конкурса «Жорга», вопросы для конкурса «Разминка», даты знаменательных событий для конкурса «Угадай дату», пословицы-загадки для конкурса «Полиглот», звездочки для оценок конкурсов, маркеры и фломастеры.Оформление: заголовок мероприятия «По страницам истории Казахстана», стенгазета «С днем рождения, наш Казахстан!», воздушные шары, эмблемы команд, коллаж «Моя любимая столица!».ТСО: магнитофон, записи патриотических песен.
Ход классного часа
Организационный момент1. Приветствие учителя и учащихся.2. Ознакомление с темой классного часа «По страницам историиКазахстана»3. Постановка целей и задач классного часа.4. Представление членов жюри и гостей.- В преддверии 18 летнего празднования значимого государственного праздника – Дня Независимости, мы сегодня с вами примем участие в интересной и занимательной игре «Бреин-ринг «По страницам истории Казахстана».Далее учитель знакомит учащихся с ходом игры, правилами игры, конкурсами, а также с членами жюри и гостями.- Ну, вот когда я ознакомил вас с правилами нашей игры, предоставляю слово вам, дорогие наши участники, представьтесь, пожалуйста!Команды должны назвать название своей команды, рассказать об эмблеме команды, сказать свои девиз.II. Основная часть1. Конкурс «Разминка»- Первый конкурс – конкурс «Разминка». Условие конкурса: в течение одной минуты, один участник от команды, отвечает на вопросы. Время на обсуждение – 10 секунд. За один правильный ответ – 10 очков.Вопросы 1 команде:1. Самая низкая точка в Казахстане? Карагие (-132 м. под у.м)2. Денежная единица в Казахстане? Тенге3. Сколько областей в Казахстане? 144. Общая протяженность этой реки в Казахстане составляет 1700 км? Ир-тыш.5. Сколько представителей национальностей и этносов проживают в Рес-публике Казахстан? 1306. Столица Казахстана? Астана7. Количество дней в високосном году? 3668. 30 августа празднуют? День Конституции9. Год переноса столицы в Акмолу? 199710. Какое место в мире Казахстан занимает по площади? 9 место11. На сколько частей в географическом смысле делят Казахстан? На 5 частей12. Город-миллионер по населению в Казахстане? Алматы.Вопросы 2 команде:1. Самая высокая точка в Казахстане? Пик Хан-Тенгри (6995 м. над у.м)2. Река, протекающая в Акмолинской области? Ишим3. Основной закон Республики Казахстан? Конституция4. Количество городов в Казахстане? 865. Численность населения Республики Казахстан? 16 млн. человек6. Общая протяженность границы Казахстана? более 15000 км.7. Первый Президент Республики Казахстан? Н.А.Назарбаев.8. Седьмой месяц года? Июль9. 22 марта празднуют? Наурыз-мейрамы10. Дата избрания Н.А.Назарбаева Президентом Республики Казахстан? 1 декабря 1991 года.11. В каком политико-географическом регионе находится Казахстан? Центральная Азия12. Переселение людей из одних районов в другие? Миграция - Подведем итог первого конкурса, и выясним, кто у нас вышел вперед.2. Конкурс «Жорга»- Следующий конкурс «Жорга». Условия конкурса: командам предоставляются вопросам по следующим темам: «Казахские народные батыры и ханы», «Народное образование и литература», «Казахстан в годы Великой Отечественной войны», «Казахстан в годы освоения целины». Каждому вопросу соответствует определенное количество очков. Команды отвечают по очереди. Если команда затрудняется ответить, тогда право ответа переходит следующей команде. Время на обсуждение – 10 секунд.Казахские народныебатыры и ханы 20 Х 10 30 40Народное образование и литература 10 20 Х 40 30Казахстан в годы ВОВ 40 10 30 20 ХКазахстан в годыосвоения целины Х 30 40 10 20Казахские народные батыры и ханы1 вопрос: - Под предводительством какого батыра была открытая борьба с царскими властями в конце XVIII века? Сырым Датулы (20 очков)2 вопрос (Х):- Когда было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан? 10 декабря 1991 г. (30 очков)3 вопрос:- 19 февраля 1731 года императрицей Анной Иоанновной был подписан указ о принятии Младшего жуза в состав Российской империи. Во время правления какого хана было направленно посольство в Россию? Абулхаир хан (10 очков)4 вопрос:- Главной целью восстания, под предводительством какого хана, было сохранение независимости, не вошедших в состав царской России, земель Казахстана и прекращение их колонизации империей с помощью постройки крепостей и учреждения новых окружных управлений? Кенесары хан (30 очков)5 вопрос:- Выдающийся государственный деятель, которому удалось восстановить территориальную целостность Казахстана. В период своего правления он осуществил значительные преобразования в государстве, успешно решал экономические проблемы, многое сделал для развития материальной и духовной культуры своего народа? Абылай хан (40 очков)Народное образование и литература1 вопрос:- Великий поэт-просветитель. Родоначальник новой письменности казахской литературы, мыслитель и композитор. Назовите фамилию и имя этого человека? Абай Кунанбайулы (10 очков)2 вопрос:- Выдающийся педагог-просветитель, писатель, этнограф, общественный дея-тель. Он написал два учебных пособия – «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». О ком идет речь?Ыбырай Алтынсарин (20 очков)3 вопрос (Х):- Когда была принята первая Конституция РК? 28 января 1993 г. (20 очков)4 вопрос:- В общественно-политической жизни в начале ХХ века активно участвует вид-ный представитель казахской литературы. За открытую критику антинацио-нальной политики царизма в июле 1909 году он был заключен в Семипалатинскую тюрьму. О ком идет речь? Ахмет Байтурсынов (40 очков)5 вопрос:- Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. В сокровищнице музыкального народного творчества сохранилось более 60 кюев этого композитора. О ком идет речь?Курмангазы Сагырбайулы (30 очков)Казахстан в годы ВОВ1 вопрос: - На первом этапе войны в Казахской ССР были сформированы, обучены и отправлены на фронт стрелковые и кавалерийские дивизии. Назовите количество этих дивизии? 14 стрелковых дивизий и 6 бригад (40 очков)2 вопрос:- В тяжелые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех трудящихся. Назовите имя этого поэта? Жамбыл Жабаев (10 очков)3 вопрос: - Летчик-истребитель, сбивший лично 37 самолетов противника, дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. О каком летчике идет речь?Сергей Луганский (30 очков)4 вопрос:- В боях за Москву, в рядах панфиловской дивизии, участвовал известный казахский писатель. Назовите имя этого писателя?Бауыржан Момышулы (20 очков)5 вопрос (Х):- Когда Н.А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан?1 декабря 1991 г (10 очков)Казахстан в годы освоения целины1 вопрос (Х):- Когда в Казахстане была введена своя национальная денежная валюта?15 ноября 1993 г (40 очков)2 вопрос:- В первый год освоения целины урожай зерновых культур составил? 7 млн. 630 тыс. тонн зерна (30 очков)3 вопрос:- За первые два года целинной кампании в Казахстан приехало ………. людей и рабочих? 640 тыс. человек (40 очков)4 вопрос:- В каком году было принято решение об освоении целинных земель в Казахстане? В 1954 году (10 очков)5 вопрос:- Наилучших показателей целинники достигли в 1996 году. Сколько тонн зерна составил урожай в тот год? 16 млн. тонн зерна (20 очков)- Подведем итог второго конкурса и послушаем наше дорогое и уважаемое жюри.3. Конкурс «Угадай дату»- Следующий конкурс, который ожидает наших участников, это командный конкурс – «Угадай дату». Командам будут предоставлены исторические события, необходимо будет составить правильную хронологию этих важнейших событий. За каждый правильный ответ команда получает 10 очков. Время на обсуждение 2 минуты.1 команда:1791-1838 – годы жизни Исатая Тайманулы1837-1847 – восстание под руководством султана Кенесары Касымулы1771-1781 – ханство Абылая1832 – образование Акмолинского округа1845-1904 – годы жизни великого поэта, мыслителя Абая Кунанбайулы1861-1864 – открытие русско-казахских школ в Тургае, Троицке, Уральске и др.1920-1924 – столица КазАССР г. Оренбург1949 – первый наземный атомный взрыв на Семипалатинском ядерном полигоне1929 – перенос столицы республики в г. Алма-Ату.50-е годы ХХ века – ввод в действие космического комплекса Байконур.2 команда:1803-1846 – годы жизни Махамбета Утемисулы1783-1797 – восстание под руководством Сырыма Датулы1835-1865 – годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Ш. Уалиханова1854 – основание Верненского укрепления1836-1838 – восстание казахских крестьян в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманулы1894-1905 – издание «Киргизской степной газеты»1925 – переименование Киргизской АССР в Казахскую АССР1937 – принятие Конституции Казахской ССР1934 – открытие Каз ГУ2 октября 1991 г. – полет в космос первого казахстанского космонавта Т. Аубакирова- Давайте подведем итог 3 конкурса и узнаем, кто же у нас вырвался в лидеры.4. Конкурс «Занимательные вопросы»- Наш следующий конкурс «Занимательные вопросы». Условие: каждой команде по очереди будут задаваться по одному вопросу (всего по 3 вопроса). Время на обсуждение одного вопроса – 1 минута. За каждый правильный ответ команде дается 50 очков. Если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит другой команде.Вопрос №1 – 1 команде из серии «Древние города Казахстана»Один из крупнейших городов Казахстана в средневековье, пограничная крепость, ставшая на пересечении многих караванных путей. Название этого города появилось в VI веке. Он находился под властью династии Саманидов. Именно в этот период расширились торговые и культурные связи, что привело к расцвету науки, искусства, ремесел. Площадь этого города составляла 200 га. Это был истинно восточный город с мечетями, дворцами правителей и другими зданиями. Монгольское нашествие, приостановило развитие культуры и экономики городов Средней Азии и Казахстана. В 1219 году монголы окружили этот город, а через 6 месяцев ожесточенной осады ворвались в город и разрушили его. Так пала великая цивилизация этого города.Итак, вопрос: О каком городе идет речь? ОтрарВопрос №1 – 2 команде из серии «Древние города Казахстана»В VII веке этот город стал столицей. В это время его окружали двойные стены, имеющие четверо ворот: Бухарские, Кешские, Китайские и Наубахар. В центре города раскопан дворец. Наивысшего расцвета этот город достиг в эпоху развитого средневековья в IX-XII веках. В цитадели располагался дворец правителя. В центре города находились главная соборная мечеть, дворец, украшенный по штукатурке с геометрическими и растительным орнаментом, жилые и ремесленные кварталы.В марте 1220 году этот город был взят штурмом армией Чингисхана и разрушен, после чего жизнь в этом городе прекратилась.О каком городе идет речь? СамаркандВопрос №2 – 1 команде из серии «Великие люди Казахстана»Знаменитый проповедник ислама, поэт, философ, родился в 1103 году. Первоначальное образование получил у своего отца, затем продолжил обучение в Отраре и Бухаре. Он был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом, которого волновала мирская жизнь, судьба народа. Его стихи были популярны среди народа, в них он учил быть терпимыми, мудрыми, стремиться к нравственному совершенству. Он умер в 1167 году, был похоронен в мавзолее, который превратился в место поклонения и паломничества.Скажите, о ком идет речь? Ходжа Ахмет ЯссавиВопрос №2 – 2 команде из серии «Великие люди Казахстана»Он родился в 870 году. Получил образование в Отраре, а затем совершенствовал свои знания в Египте, Сирии, Ираке. Великий ученый, мыслитель, философ, математик, астролог, теоретик музыки. Среди тюркских мыслителей он известен как «Второй учитель мира». Он знал более 70 языков и диалектов, написал около 150 трудов по различным отраслям науки – философии, логике, этике, метафизики, языкознанию, геграфии, математике, медицине, музыке.Назовите имя этого человека? Абу-Наср-Аль ФарабиВопрос №3 – 1 команде из серии «Традиции и обряды казахского народа»Этот ритуал проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком или веревкой, сплетенной из травы, разрезать которые доверяют энергичному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Как называется этот обряд? ТусаукесерВопрос №3 – 2 команде из серии «Традиции и обряды казахского народа»Это национальная игра, по условиям которой джигит верхом на лошади старается догнать девушку-всадницу. Если ему удается догнать девушку, то он должен поцеловать ее, несмотря на сопротивление. Потом джигит скачет назад, спасаясь бегством, а девушка, гонится за ним и если настигнет, нещадно бьет по спине камчой. Назовите это состязание? Кыз куу- Подведем итог 4 конкурса.5. Конкурс «Полиглот»- Следующий наш конкурс «Полиглот». Одному из участников от команды будут задаваться 3 вопроса загадки-пословицы – отгадки на которые они должны сказать на 3 языках: казахском, русском и английском. Каждый правильный ответ оценивается в 30 очков ( если на 2 языках -20 очков, если на 1 языке – 10 очков)Время на подготовку – 10 секунд.1 команда 2 команда1. «На дворе горой, 1. «Без рук, без ногА в избе водой?» Под окном стучится(кар, снег, snow) В избу просится?»(жел, ветер, wind)2. «Старый …….. , лучше новых двух» 2. «….. острее сабли»(жолдас, друг, friend) (тіл, язык, language)3. «Родная …… - золотая колыбель» 3. «Человек без …….., что(туган жер, земля, ground) соловей без леса»(Отан, Родина, mather land)- Подведем итог 5 конкурса и перейдем к заключительному конкурсу «Оратор».6. Конкурс «Оратор»Одному из участников от команды необходимо зачитать монолог на тему «Мы будущее Казахстана». Жюри оценивает содержание, красноречие, деловой характер и др. За этот конкурс команда победившая получает 50 очков.- Подведем итог всей игры и определим победителя. Предоставляем слово нашему жюри.III. Заключительная часть1. Обсуждение успешности достижения целей и задач классного часа.2. Предоставление слова директору школы и другим членам жюри и гостям.
КГУ «Областная специализированная школа-интернат №2 для одаренных детей,
г Астана»
Классный час:
«По страницам истории Казахстана»
(посвящен 550 – летию казахскому ханству)
Классный руководитель: Муканова Татьяна Павловна