Викторина по произведениям А,С,Пушкина Капитанская дочка, Дубровский


Викторина по произведениям А.С. Пушкина “Капитанская дочка”,
“Дубровский” , “ Пиковая дама” для учащихся 8-х классов
Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры “Умники и умницы”.
Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении , к её роли и идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина
Правила игры: Викторина состоит из 3 этапов, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут 3-ое. Финальное состязание определит победителя.
За каждый правильный ответ участнику игры даётся визитка. В случае если участник затрудняется дать ответ или даст неправильный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее кол-во визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап.
Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание.
Право выбора первому предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием.
У первой группы самый короткий путь к победе , участник игры должен ответить лишь на 2 вопроса, но участник выбравший короткий путь не имеет права на ошибку.
Участника 2-ой группы ждут 3 вопроса , для него допустима 1 неточность в ответе.
Участникам третьей группы задаётся 4 вопроса, но они могут ошибаться дважды.
Состязание судят жюри.
Вопросы и задания составлены по книге: А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Том третий. Проза . Москва “Художественная литература”, 1987.
Первый этап.
Вопросы для розыгрыша группы учащихся.
Вспомните название произведения А.С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своём портрете: “Победителю-ученику от побеждённого учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму... 1820 марта 26, великая пятница”.
("Русланы Людмила”,В. А. Жуковский).
Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. ("Капитанская дочка”, ““ Петра Великого ”).
Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их. (Иван Петрович Белкин: “Выстрел”, “Метель” , “
“Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”
Третья группа.Вопросы и задания.
Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “дочка гл. Л, с. 240).
- Уважаемый атаман, о чём извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком? (О намерении идти на. крепость, приглашал казаков и солдат в свою “”, командиров "увещевал не сопротивляться ”, угрожая казнью в противном случае; гл. VI, с.265).
- Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” мне не государь, ты вор и самозванец!”;гл. VII, с. 272).
- Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью; гл. VIII, с 279).
- Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику? (Гл. XI, с. 289).
Вторая группа. Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но “прехрабрая дама”. О таких говорят, “неробкого десятка”. Вы узнали себя? (Василиса Егоровна).
- Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Петр Андреевич Гринёв во время приезда в крепость? (Разматывала нитки которые держал “кривой старичок в офицерском мундире”; гл.с 244).
- Как Вы определили приданое дочери? (“Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить гл.III, с 247).
- Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье? (Он сказал,“будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне”; гл. VI, с. 262).
Первая группа.-Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя.
(Императрица Екатерина; гл. XIV. с. 315).
- Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы; гл.XIV, с. 315).
- В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: “Я рада, что смогла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу”. Объясните, пожалуйста, в чём заключалась просьба девицы Мироновой, и как Вы её исполнили? (Г. XIV, с 316).
Второй этап.Задание для розыгрьпиа дорожек.
Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Третья группа.- Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя.
- Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет? (19 лет; на 8 году отправлен в Петербург, 12 лет не был на родине; гл. III, с 137, 139).
- Назовите отличительные черты атамана Дубровского. отважностью и каким-то великодушием гл.с. 150).
- Каковы были Ваши тайные намерения на посещение дома Троекуровых?
(Месть — цель приезда дом Троекуровых; любовь к Маше Троекуровой;,гл.ХП, с 169; "Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним, но любовь к Маше изменила цель приезда ”.
- Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? (“Навстречу Дубровскому попался поп со своим причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал ”/ гл. V, с. 144).Вторая группа. Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда “полного гостями”, человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. “Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени”. Однако Вы не занимали никакой общественной должности. (Кирилла Петрович Троекуров; гл. /, с. 125).
- Зачем Вам, любезный Кирилла Петрович, огромное количество собак (более 500 гончих и борзых)? (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере в двадцатый раз”; гл.1, с. 127).
- Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова? (Новичка вталкивали в комнату, где привязывали проголодавшегося медведя, который был безопасен только в одном углу комнаты; гл. VIII, с. 153).
- Чем Вы, уважаемый Кирилла Петрович, наводили “страх на губернию”? (Троекуров не раз совершал “ набеги ”, разорял дотла владения и “самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковинку”; гл.1, с. 129).Первая группа. Вы являетесь предметом внимания и интереса в своём кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня? (Мария Кирилловна Троекурова; гл. VIII, с.- Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете? (На фортепьяно; гл. XI, с. 166).
- Вспомните своё объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кириллу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. “Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда...”. Продолжите фразу.(“...когдаподумаете, что я несчастлива, папенька”; гл. с. 178).
Третий этап.Заданиедля розыгрыша дорожек.
Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.
Третья группа. Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы “имели сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости”. Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь. (Германн, “Пи дама”, гл. I, с. 189).
- Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но “отроду не брали карты в руки”? (“Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”;гл. I, с 189).
- Германн, Вы писали письма Лизавете Ивановне вдохновлённые страстью и на языке “вам свойственном”. Какой же язык Вам был родственный?
(Немецкий. Я сын обрусевшего немца; гл. II, с. 196). - Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский?. Назовите.него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля ”;гл. IV, с. 203).
- Какие три злодейства на Вашей совести? (Первое - Лизавета, второе — старая княгиня, третье — я сам).
Вторая группа. По характеристике автора, Вы “ пренесчастное создание”, молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, её холодный эгоизм.
Вы были “домашней мученицей”. Вы...? (Лизавета Ивановна, воспитанница старой княгини; гл. II, с. 194).
- Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна? ("Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя”;гл.II,с. 195).
- Укажите, любезная Лизавета Ивановна, в чём причины Вашей трагедии?
(Я была расчётлива).
- Как Вы думаете, успел ли полюбить Вас Германн? (Думаю, да. Об этом свидетельствует поцелуй; гл.IV, с. 205).Первая группа.
Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но “наружность ваша была приятна, замечательна”, некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа. (Князь Верейский. “Дубровский”; гл. XIII, с. 171). - вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт? (Мне нравились английские сады, дом построен “во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы... пространный парк окружал дом со всех сторон”; гл.XIII, с. 1730.
- Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас? (Меня поразила красота Марьи Кирилловны; гл. XIII, с. 172).
Финал.
Вопросы и задания для_розыгрыша дорожек
- Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Дубровский”).
- Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, маты, зелёная дубровушка...“Капитанская дочка”). - Назовите общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого. (“Кавказский пленник”).
Третья группа.
Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).
- Вы заявили: “Итак, все мои блестящие надежды рушились!” Что же Вы имели в виду? (Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, была верхом благополучия человеческого гл. /, с. 230-232).- Над чем и почему, уважаемый сударь, Вы благодушно шутите и посмеиваетесь, вспоминая детские годы и жизнь в Белогорской крепости.
(Воспитание заключалось в знании “ свой борзого кобеля”, кое-как читать по-французски и драться на шпагах; в крепости круг общения был заключён в семье коменданта Миронова, но Гринёв большего и не хотел).
- Что привлекло Вас в Пугачёве? (Я видел в нём не злодея разбойника, а человека. Размах, поэтичность, великодушие, широта натуры поражало Гринёва). - Пугачёв предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ответили ему.(“. Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”; гл. VIII,с. 279).
Вторая группа.
Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь.Алексей Иванович). - Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далёкой крепости? (За смертоубийство; гл. с. 244).
- Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гринёвым?
”...он такойнасмешник”;гл.IV, с. 254).
- Пётр Гринёв называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое “пятнышко”. Какое? (При допросе Швабриным не было произнесено имя Марьи Ивановны; гл. IV, с. 312).
Первая группа.
Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).
- Почему Пугачёв освободил вас? (Вероятно, потому что честь и доблесть для него превыше всего, он вставал на защиту слабого).
- Почему императрица была к Вам милосердна? в долгу перед дочерью капитана Миронова”; гл.XIV, с. 317-318).Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка “лучший знаток творчества Пушкина”.
Цитаты в качестве ответов взяты из книги: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Т. 3. Проза. Москва ‘‘Художественная литература”. 1987.