Презентация Психологические особенности левшей


Психологические особенности левшейПедагог-психолог Павлова Л.В. Ачинский кадетский корпус. Причины леворукости Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать. Больше случаев так называемого скрытого левшества. это когда ребенок или взрослый какие-то отдельные манипуляции может делать левой рукой. например, пишет правой рукой, а чернику в лесу собирает левой. изредка бывает, что человек практически одинаково владеет и левой, и правой руками.  Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью, — это скрытые левши. Скрытое левшество Психологические особенности левшей Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: - правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; - левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию. Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением (п);  - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию. - При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие.- Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная интуиция и инициатива.Но школьный класс – это как раз и есть работа в жестком регламенте, когда вся жизнь в течение дня расписана заранее по времени, месту. И виду деятельности. Здесь не слишком ценят интуицию, а ценят послушание и дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. У детей-левшей своеобразное восприятие мира, поэтому, руководствуясь своим видением мира, левша выстраивает такие мыслительные конструкции, которые поражают своей необыкновенностью и обобщениями, далекими от общепринятых. Так, девочка 6 лет, в одну группу объединила ландыш и циркуль на том основании, что они «оба шалашиком, хотя один подходит к ромашке, а другой к линейке, но это скучно». У левшей слабые адаптивные механизмы и значительная истощаемость нервной системы, все навыки они получают через эмоции, из-за этого у них часто бывают эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. За счет поглощения большого количества энергии идет истощение основных структур головного мозга, ослабляется иммунная система ребенка. Следует учитывать, что левше труднее переходить от оптимального режима на более быстрый режим работы. Этот факт надо иметь в виду при обучении детей – левшей, детей со скрытым левшеством, а также детей - амбидекстров. У левшей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности». Наибольшие сложности у леворуких детей возникают при овладении навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо. Кроме того, форма большинства букв ассиметрична. Буквы и цифры они могут писать в любом направлении: Галя – ялаГ. Частота зеркального отражения у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркальности на письме и при чтении встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение проявления зеркальности и полное исчезновение её наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан, как правило, с функциональной недостаточностью мозолистого тела, а к этому возрасту заканчивается его формирование. В мире левши читать, писать, рисовать, считать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. В связи с этим, учить писать буквы и цифры левшу лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры. Дети-левши часто путают действия сложения и вычитания, например: 31-15=46, 21+5=16, поэтому в школе кроме таблицы умножения и деления левша должен выучить и таблицу сложения и вычитания. Хотя есть примеры, когда ребенок в 6 лет с легкостью овладевал математическими приемами 2-3 класса, решая сложнейшие головоломки, потому что сочетания цифр и уравнений казались ему необычайно красивыми. Левши чаще совершают ошибки в стрессовых ситуациях, но и они же составляют 20% всех талантливых людей. Функциональная особенность левшей – сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос. Индивидуальные латеральные профили Полушарие П ПР ЛР ПГ ЛГ ПУ ЛУ ПН ЛН Особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой ситуациях (перекрестный индивидуальный латеральный профиль)ПП+ЛР+ЛГ+ЛУ+ЛНСинтетик, визуал, кинестетик, пространственное, наглядное ,образное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект. В процессе обучения необходимо ритмирование (музыкальный или двигательный ритм). Затруднения в анализе и структурировании. Сканирование текста слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не ограничены. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации. Успешны при обучении даже в стрессовой ситуации. Особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой ситуациях (односторонний индивидуальный латеральный профиль)ПП+ПР+ПГ+ПУ+ПНСинтетик, визуал, кинестетик,целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект. В процессе обучения необходимо ритмирование (музыкальный или двигательный ритм). Затруднения в анализе и структурировании. Самый невыгодный профиль в современной системе образования (особенно для мальчиков). В стрессовой ситуации происходит ограничение в работе ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к неполному восприятию аудиальной и визуальной информации. Ограничение в работе ведущей руки и ведущей ноги. Чего делать нельзя? 1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга ребенка. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат: Чего делать нельзя? - у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);- настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;- неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр. 2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности. Переучивать леворукого ребенка – значит вмешиваться в уже сложившуюся достаточно сложную функциональную систему. В процессе насильственного переучивания у детей развиваются невротические реакции. Медики подсчитали, что каждый третий заикающийся ребенок – это переученный левша. Встречаются случаи, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму. Писчий спазм – это невроз, вызывающий нарушение письма в связи с дрожанием и судорогой кисти. Такой невроз не поддается коррекции и требует длительного лечения. Переученный левша сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности, характерные для леворукого человека. Что нужно делать? 1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно. 5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.6. В классе за партой леворукий ученик должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая ведущая рука соседа по парте не мешала ему при письме.7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.Обучение должно опираться на дедукцию, синтез, гештальт, оперирование пространственными связями, образные представления, творческие задания, предсказание результатов, выявление сходств, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, ориентация на практическую информацию, связь с жизнью. Приемы обучения правополушарных учащихся Правополушарные визуалы Правополушарные кинестетики Использование наглядности, сравнение образов, свобода мысли, инсайт, догадки, варьирование итонаций голоса, обращение к прошлому, инсценировка, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели», «что заметили», «что общего». Поощрения в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, использование выражений: «почувствуйте, ощутите себя маленькой частицей», «потеплело, похолодело». Классная доска Рабочая полусфера – левая. Светлая доска – темный мел. Визуалов следует посадить за первые парты, а кинестетиков – за последние. Для активизации познавательной деятельности кинестетикам необходимы движения, поэтому им можно разрешить крутить в руках карандаш, резинку, что-нибудь перебирать пальцами. На последних партах они будут меньше мешать остальным. 1 рядЛевополушарные: аудиалы 2 рядРавнополушарные: визуалы, аудиалы,кинестетики 3 рядПравополушарные:Визуалы, кинестетики Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.                УЧИТЕЛЬ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА, НЕ РАЗ ПОВТОРЯВШИЙ, ЧТО ИЗ УЧЕНИКА АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ, ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРЕДСКАЗАНИЮ. Спасибо за внимание!