Консультация на тему Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.


Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Воспитатель высшей квалификационной категории Наумова Фирдиня МусавировнаЗачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи:
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
организованные формы обучения на занятиях,
совместную деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
ознакомление с окружающим,
развитие речи,
художественную литературу,
конструирование,
изобразительное искусство,
игру.
Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я составила долгосрочный проект «Дорожная азбука» рассчитанный на 4 года. С целью эффективной и разноплановой работы по проекту «Дорожная азбука» составила подпроекты.
Цель проекта: Формирование основ безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте. В проекте определены: перспектива развития проекта, пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге, показатели результативности, взаимодействия между участниками.
Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок по правилам дорожного движения, куда вошли:
Макет микрорайона. На макете, прежде всего мы с детьми изучаем свои микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, также на макете провожу игры на подиуме такие как:
«Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
«Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете.
В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. В работе с детьми использую такие алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором» цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, провожу с опорой на схемы-алгоритмы.
Алгоритмическая игра «Дорога домой»
Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли. Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы, использую коллажи.
Схемы: «Алгоритм перехода улицы», «Алгоритм рассказа улица» - цель: опираясь на схему, учу составлять рассказ (улица, переход улицы).
Модель - «Морфологическая дорожка» - использую для закрепления знаний о светофоре, правилах перехода по светофору.
В своей работе с детьми использую мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Например, Мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» - использую для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбраны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).
Мнемотаблицу: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - использую для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
Разные картинки, кубики, мозаики;
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
Дорожные знаки.
Самодельные мягкие игрушки «Волга», «Нива» и «Ока», которые использую во всех играх и на занятиях.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составила картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.
В сентябре и мае я провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.
При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.
Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации, на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Дети моей группы — это будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Чтобы знания, полученные на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками, они должны органически сочетаться с реальным окружением детей.
С целью углубленной работы по дорожной безопасности я веду кружок «Юный пешеход». На занятиях кружка я использую пособие «Безопасность на дороге» Н.И. Маркина, М.Н. Денисова, рассчитанное на два году обучения. Детям, занимающимся в кружке, даются знания с усложнениями, разнообразные по своему содержанию. Дети разучивают стихи, пословицы, поговорки, загадки. Полученные знания включаю в театрализованные праздники, развлечения, игры.
Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для своих родителей организовала работу клуба «Островок безопасности». Цель клуба: совместными усилиями педагога и родителей помочь в воспитании у детей культуру дорожного движения. Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации.
Часто я вижу молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «мои» родители. И я поняла: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.
В ходе учебного года на родительских собраниях я довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендую места для игр детей.
Рекомендую, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями я информирую их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:
прочитать стихотворение;
купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Я рекомендую родителям во время прогулок с детьми следующее:
понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Для закрепления программного материала я даю детям задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.
В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.