Доклад Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физики,математики как важный фактор развития личности


Активизация познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения физики, математики
как важный фактор развития личности.
Верещагина Елена Вячеславовна,
учитель математики и физики I категории
школы-лицея №20 им.А.С.Пушкина г.Атырау
«Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая сделать его
занимательным».
Блез Паскаль.
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает –
« знание, наука». Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.
Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления» (Сергей Леонидович Рубинштейн).
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности: 
проблемное изложение материала
комментированные упражнения
самостоятельная работа учащихся
творческая работа детей,
формирование стимулов к учению.
Но можно выделить и другие способы активизации: 
игровые методы
моделирование
занимательность
проведение нетрадиционных уроков.
Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике. Это результат действия, прежде всего, усиления роли математики в развитии науки, техники, производства и вызванного математизацией (почти всех областей деятельности человека), значительного повышения требований к уровню математической подготовки школьников.
Оптимальный вариант познавательной деятельности предполагает сформированность умственной самостоятельности учащихся. Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания учащихся на основе пробуждения у них познавательного интереса. Воспитание внимания и интереса осуществляется средствами включения школьников в творческую работу. Постепенно проявляющийся у учащихся интерес к изучению предмета и приобретенные умения повышают их любознательность. Учащийся как бы самоутверждается в своих возможностях, ищет новые способы овладения учебным предметом; у него появляется устойчивая потребность знать и трудиться.
Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, можно начать урок с устного счета. Можно применить два вида устного счета. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, ПК, записи на доске и при этом читаются. Работает зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление уменьшает интерес как к счету, так и к уроку вообще, поэтому можно использовать различные приемы устного счета, например, игровые.
Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Игра-творчество, игра-труд.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием .Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны.
Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов, составление кластеров привлекают внимание ребят. Также можно использовать такие задания как «Допиши», «Найди ошибку», «Заполни таблицу» и другие. В младших классах для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть  в такие игры как «Собери цветы», «Собери грибы», «Поймай рыбку» и т. д.( на обратной стороне цветов, грибов, рыбок написаны примеры, которые им предстоит решить). Для устного счета также можно использовать такие игры : «Лесенка», «Кто быстрее разожжёт печку», «Кто быстрее сядет в ракету» «Удивительная цепочка» (решение уравнений: в каждое уравнение, начиная со второго, вставляется корень предыдущего уравнения) и др.
Использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики.
Использование тестов благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет учителю повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся ,повысить интерес к предмету, познавательную активность учащихся.Также хорошо развивают логическое мышление и интуицию такие задания как создание проблемной ситуации, провоцирующие задачи, задачи на смекалку, задачи в стихотворной форме, задачи-шутки и др.
Познавательный интерес учащихся к физике складывается из интереса к явлениям, к фактам, законам ;из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их
практическое значение и овладеть методами познания-теоретическими и экспериментальными.
Можно рассмотреть такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:
1 стадия- от любопытства к удивлению;
2 стадия- от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;
3 стадия- к прочному знанию и научному поиску.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению
и углублению знаний(при изучении темы о равнодействующей силе можно разобрать басню Крылова «Лебедь ,рак и щука»,пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там».
Использование произведений искусства в процессе обучения физике есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке. Так ,законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги- радуга; преломлением света- миражи и др.
Активизировать познавательную деятельность учащихся несомненно можно и с помощью эксперимента.
Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким; привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся
разнообразными, творческими, продуктивными.