Урок-повторение Служебные части речи (по программе М.Т.Баранова)


Урок-повторение «Служебные части речи».
Цели:
систематизировать и обобщить знания по теме;
обогащать и развивать речь учащихся, расширять их кругозор.
воспитывать любовь к родной культуре.
Задачи:
повторить теоретические сведения о предлогах, союзах, частицах, доказать их значимость;
закрепить изученный материал.
Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint;
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке.
Введение в тему урока. Сообщение темы и целей урока.
Мы с вами закончили изучать тему «Служебные части речи». Давайте вспомним, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных. (самостоятельные – имеют лексическое значение, могут составлять словосочетание и предложение, имеют характерные для каждой части речи морфемы; служебные – не имеют лексического значения, не употребляются без самостоятельных частей речи, не изменяются). Что общего между частицами, предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них? (Предлоги связывают слова в предложениях и словосочетаниях; союзы не только звенья связи, но и необходимая часть речи для установления смысловых отношений частей предложений; частицы служат для выражения эмоций и чувств человека).
(Слайды №1, 2) Сегодня наш урок мы проведём немного нетрадиционно. Приближается такой радостный и одновременно грустный праздник – День Победы. Сегодня мы поговорим о людях, которые знали, что такое война не понаслышке.
Они стояли на пороге юности – семнадцатилетние Булат Окуджава, Юлия Друнина и Борис Васильев – и еще не знали, что завтра будет война. И что красивые наряды придется поменять на военное обмундирование.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:Стали тихими наши дворы,Наши мальчики головы подняли –Повзрослели они до поры,На пороге едва помаячилиИ ушли – за солдатом – солдат…
– напишет позже Булат Окуджава.
…Школьным вечером,Хмурым летом,Бросив книжки и карандаш,Встала девочка с парты этойИ шагнула в сырой блиндаж, –
– прочитаем мы у Юлии Друниной.
Они разные – Юлия, Булат и Борис, – но одинаково больно в их жизнь и творчество ворвалась война, которую они прошли одногодками, родившимися в мае 1924 года.
(Слайд №3) Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года. Через двадцать один год этот день станет Днем Победы, когда «живые бросились к живым, и было правдой это, любили женщину одну – она звалась Победой».
До войны Булат жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси: его родители были значимыми людьми в партии и им приходилось много ездить, строить лучшее будущее. Но вот в 1937-м забирают отца, потом мать – Булат с братом остались на попечении бабушки. Голод, страх, тоска. 
Грянула война. Булат и его друг требовали в военкомате, чтобы их взяли на фронт. Капитан Качаров был неумолим, но работу пацанам придумал – повестки разносить. Они ходили по дворам, вручали повестки – горе приносили, как считали люди, и нередко били посыльных. Однажды капитан не выдержал напора молодых добровольцев: «Ну вот вам и ваши…» Ребята сели и сами выписали себе предписание явиться в военкомат…
Окуджава был минометчиком, после ранения – связистом. В 1945 году он демобилизовался, работал и одновременно учился в 10-м классе. Закончив филологический факультет Тбилисского университета в 1950 году, Булат сначала учительствовал в Калужской области и только пять лет спустя вернулся в Москву…
Булат Окуджава воплотил в себе демократические и интернациональные традиции русской интеллигенции. Его стихи и песни звучат в кинофильмах и спектаклях, книги выходят в России и за рубежом. Его песни исполняют артисты и просто люди, которые читают и поют Окуджаву так, как слышат…
Работа с текстом
Окуджава, Б. Ах, война, что ж ты сделала, подлая
Все мои стихи не столько о войне, сколько против неё. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я ещё был в учебном миномётном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите вы, и всё-таки
постарайтесь вернуться назад.
Расскажите о частице НИ. Для чего служит частица НИ в данном стихотворении (для усиления отрицания).
Какие частицы пишутся раздельно?(бы, ли, же) Какие частицы пишутся через дефис(-то, -ка)?
(Слайд №4) В каком случае ТО является частицей, в каком – суффиксом?(Окуджава, Б. Утро красит нежным светом):
Маленькое, робкое сомнение пискнуло где-то в глубине и смолкло.
Вот так мы ходили по дворам. Месяц, два. Каждый раз мы спрашивали капитана Кочарова: «Когда же нас-то?»
(Слайд №5) Юлия Друнина. Она работала на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском, санитаркой в глазном госпитале, а потом, вопреки воле родителей стала санинструктором в пехотном полку.
Я много раз видала рукопашный.Раз – наяву и тысячу – во сне.Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне.
После тяжелого ранения в 1943 году, когда осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии, после санбатов Юлия вновь уходит добровольцем на фронт. И снова «шли в штыки».
Ее стихи – это поступок, в них все о себе, здесь нет вымыслов, фантазий, все – жестокая правда. Юлия Друнина была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды – не каждый мужчина удостаивался такого признания ратных заслуг. Лишь после второго ранения, в конце 1944 года, Друнину окончательно демобилизовали. Тогда же она поступает в Литературный институт.
В 1948 году выходит ее первый сборник стихов «В солдатской шинели». Книга была хорошо принята критиками. На протяжении всего творчества Друнину будут относить к военному поколению. Она и сама не хотела расставаться с фронтовой юностью...
Работа со стихотворением Юлии Друниной «Я порою себя ощущаю связной…»
Прочитайте стихотворение Юлии Друниной «Я порою себя ощущаю связной…»
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
И хотя пятилетки бегут торопясь,
Всё тесней эта связь,
Всё прочней эта связь.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих –
Из котлов окружений,
Пропастей поражений
И с великих плацдармов
Победных сражений.
Я – связная.
Бреду в партизанском лесу, от живых
Донесенье погибшим несу:
«Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит».
Расскажите о частице НЕ. В каком случае предложение может получить положительный смысл? (Частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Предложение получает положительный смысл, если в нём 2 частицы НЕ, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая перед неопределенной формой глагола).Какую роль играет частица НЕ в данном тексте?
Выполните морфологический разбор союза.
В безоблачную ночь вглядитесь в небо. Там среди других есть одна звезда – планета № 804 – названная крымскими астрономами Николаем и Людмилой Черных в честь Юлии Друниной. Всмотритесь в небо, откройте томик стихов.
Хорошо,Что звезды покачнулись,ХорошоПо жизни пронестиСчастье,Не затронутое пулей,Верность,Не забытую в пути.
(Слайд №6) Борис Васильев. Вспоминая школьные годы Борис Васильев, рассказывал, как глупо они с друзьями заорали «Ура!», когда началась война. Из четверых мальчишек в живых остался он один. Семнадцатилетний Борис добровольцем ушел на фронт, дважды выбирался из глубокого окружения, был контужен. В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых войск, но литературное творчество одержало победу над профессиональным военным. Переход в литературу дался с большим трудом, первые десять лет Васильев уничтожал все свои рассказы. «Я писателем стал благодаря Зореньке» – считал Борис Львович. Безграничная вера и поддержка любимой жены Зори помогла преодолеть неуверенность в себе и стать одним из любимых российских писателей.
Васильев, Б. А зори здесь тихие…
Текст для работы:
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Предлоги заключите в треугольник, союзы – в овал, частицы – в прямоугольник.
Выполните морфологический разбор предлога.
Женькина судьба переч..ркнула Ритину исключительность, и – стра(н, нн)ое дело! – Рита словно (бы) оттаяла, словно (бы) дрогнула где(то), пом..гчела. Даже смеялась иногда, даже пела с девчонками, но самой собой была только с Женькой наед..не.
Рыжая Комелькова, (не) смотря на все тр..гедии, была чрезвычайно общительной, весёлой и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого (нибудь) до онемения доведёт, то на перерыве под девичье «ля-ля» ц..ганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет – заслуша..шься.
Васильев, Б. А зори здесь тихие…
Исходный текст:
(Слайд №7) Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и – странное дело! – Рита словно бы оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела. Даже смеялась иногда, даже пела с девчонками, но самой собой была только с Женькой наедине.
Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной, весёлой и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведёт, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься.
(Слайд №8, 9) Словарная работа:
Дивизион – 1. Воинское подразделение в артиллерийских, ракетных частях. 2. Подразделение военных кораблей одного класса
Плацдарм – 1. Пространство, на котором подготавливается и развёртывается военная операция. 2. Участок берега, на который высаживаются форсирующие водную преграду войска или который удерживается отступающими. 3. перен. Исходный пункт, отправная точка для чего-нибудь (книжн.)
Пятилетка – пятилетний план развития экономики
Радиола – аппарат, соединяющий в себе радиопрёмник и проигрыватель.
Рефлексия. Ребята, как вы думаете, насколько хорошо усвоена нами тема «Служебные части речи»? Как вы оцениваете данную тему по степени важности и сложности? Как вы оцениваете свою работу на данном уроке и на предыдущих уроках?
Итог урока. На последующих уроках мы встретимся с вами не раз с предлогами, частицами и союзами. Хочется верить, что вы легко узнаете их среди других частей речи. Если вас заинтересовало творчество Юлии Друниной, Бориса Васильева, Булата Окуджавы, вы можете посетить выставку в нашей школьной библиотеке, воспользоваться книгами или ресурсами Интернет.
(Слайд №10) Домашнее задание.
§ 47, 48, 54, 62 (повторять).
Тетрадь на печатной основе С. 55-56,71-72.
Подготовиться к контрольному диктанту.
Литература:
Васильев, Б. А зори здесь тихие…: Повесть. В списках не значился: Роман [Текст]/Б.А. Васильев; вступ. ст. В. Воронова; худож. П. Пинкисевич, Л. Дурасов.- М.: Дет. Лит., 2004.-С.33-34.- (Школьная б-ка).
Друнина, Ю. Я порою себя ощущаю связной [Текст]/Ю. Друнина //Об огнях-пожарищах: Сборник стихов и песен. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс: Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.- С.323
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.- С.165, 337, 552, 639.
Окуджава, Б. Избранные произведения: в 2т. Т.2.-М.: Современник, 1989.- С.203-204.
Окуджава, Б. Ах, война, что ж ты сделала, подлая [Текст]/Б. Окуджава //Песни Булата Окуджавы: мелодии и тексты.- М.: Музыка, 1989.- С.44
Пантюхова, Т. Связные. Юлия Друнина, Булат Окуджава, Борис Васильев [Электронный ресурс]/Т. Пантюхова.- Режим доступа: https://lib.1september.ru/2004/10/17.htm