Педагогический проект «Повышение познавательной и коммуникативной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ.»


Повышение познавательной и коммуникативной активности учащихся
на уроках иностранного языка
через использование ИКТ.
Педагогический проект..
Формирование познавательной и коммуникативной активности учащихся в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

Новизной данного проекта является
- выявление факторов, влияющих на развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся
- разработка методики формирования познавательной и коммуникативной активности
Практической значимостью проекта является
- создание дидактический материал, представленный в электронном варианте (тесты, карточки, таблицы), буклеты, газеты, информационные листы.- Разработаны учебные и ученические проекты- презентации.
- Создание банка уроков и наглядных пособий.
- Опыт работы по данной проблеме был обобщён на совместном районно-городском семинаре.
Причинами обращения к проблеме являются
- неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником, когда главенствующую роль играет учитель;
- пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических, познавательных и коммуникативных умений.
Возникает ряд противоречий:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными коммуникативными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени;
- между изучением языка и невозможностью применить его на практике.
Поэтому целью представленного проекта является повысить познавательную и коммуникативную активность учащихся посредством внедрение уроков с использованием ИКТ в образовательный процесс.
На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:
- сделать урок максимально интересным,
- формировать ОУУ и навыки на уроках английского языка с использованием компьютерных технологий,
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ,
- развивать познавательную и коммуникативную активность учащихся и творческие способности обучающихся,
- способствовать расширению кругозора обучающихся с помощью дополнительных информационных материалов.
Объектом исследования является процесс развития творческой активности и познавательного и коммуникативного интереса на уроках английского языка.
Предмет исследования – развитие творческой активности и познавательного и коммуникативного интереса учащихся.
В ходе проекта я ожидала достичь следующих результатов:
- повышение познавательной и коммуникативной активности,
- овладение учащимися информационными ОУУ,
- повышение общей информационной культуры учащихся,
- развитие устойчивой внутренней мотивации к изучению английского языка,
- овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни,
- развитие творческих способностей учащихся.
Исследование проводилось в период с 2008 г. и состояло из нескольких этапов:
Анализа проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами (2008-2009).
Этапа реализации в 5-8 классах (2009-2011).
Соотнесения прогнозируемых результатов с реально достигнутыми (2011).
Этапа реализации в 9-11 классах (2011-2014).
Первый этап (2008 - 2009 гг.) представляет собой теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических и практических положений, разработка и определение задач исследования, прохождение курсов повышения квалификации.
Анализ показал, что обучающиеся быстро теряют интерес к занятиям. Необходимо поддерживать этот интерес, используя различные педагогические и методические приемы. В центр обучения нужно ставить ребенка, идти навстречу его интересам. В современных условиях использование ИКТ видится наиболее привлекательным и вариативным.
Для удовлетворения этих условий необходимо следующее ресурсное обеспечение
- Кабинет иностранного языка
Компьютер
Доступ в Интернет
Электронные пособия по иностранному языку
Компьютерные презентации
На этапе реализации (2009 - 2011 гг.) я приступила к практической организации работы, разработке и реализации методики развития познавательного и коммуникативного интереса через использование ИКТ.
Возможности применения ИКТ на уроках разнообразны. Это может быть создание буклетов, проектов, презентаций, дидактических материалов, прослушивание текстов, CD, просмотр видеофрагментов, DVD.
Примеры создания схем вы видите перед собой. Такими схемами мы можем пользоваться в уже готовом виде или создавать из разрозненных частей формулу образования различных видов предложений, образования видовременных форм глагола, составлять слова из предложенных частей и т.д.

Можно предложить детям такие схемы. Затем меняем их (not), и дети видят волшебный процесс изменения предложения. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем правило, напечатанное в учебнике.

Так же интересно преподношу образование общих вопросов. Такие подвижные схемы надолго остаются в памяти учащихся и запоминаются гораздо быстрее, ведь первая сигнальная система человека – это образная система. Именно на нее и следует опираться при введении нового материала.

Широко применяются различного рода презентации. Один из вариантов использования презентации для изучения грамматического материала – представление двух предложений с заданием сформулировать на их основе правило употребления Past Simple и Present Perfect.
После работы проверяем верность своего ответа.

Сложными для изучения являются фразовые глаголы, их нужно заучивать. Неоценимую помощь здесь оказывает компьютерный тренажер. Каждый ребенок может работать в своем темпе, а также уделять внимание тем словам, с которыми у него возникают трудности. При необходимости ученик может обратиться за переводом.

На повышение интереса к изучению лексики можно предложить учащимся новые слова с визуальным сопровождением. Учащимся интересно, как же переводятся эти слова и они с увлечением работают.

Можно предложить такой анимированный слайд. Уверена, учащимся запомнятся эти слова. Здесь детям можно предложить найти свои примеры и проиллюстрировать их.

Не всегда учащиеся с удовольствием изучают историю страны изучаемого языка. Здесь нельзя переоценить роль видеоматериалов, презентаций. На начальном этапе достаточно показать занимательную иллюстрацию с несколькими предложениями и она вызовет бурный интерес.
В старших же классах мы предлагаем целые тексты. Здесь учащихся заинтересует слово Эриксон, которое и дает толчок к изучению текста и поиску дополнительной информации.

Использование красочных иллюстраций привлекает внимание детей. Гораздо интереснее видеть то, о чем рассказывается, чем читать о воображаемом объекте. Учащиеся попадают в удивительный мир австралийской природы, которая манит и завораживает, заставляет узнавать новую информацию.

Рассказ о красоте Ниагарского водопада иостанется без отклика в душе ученика, а если мы сопроводим свой текст фотографией с высоты птичьего полета – это вызовет живейший интерес. Идеально здесь показать видеосюжет, чтобы учащиеся полностью погрузились в предлагаемую ситуацию и не просто увидели водопад, а и услышали его.

Оправдывает себя использование ИКТ на уроках говорения. Увидев следующий слайд учащиеся начинают активно рассказывать о своих впечатлениях, догадках. Это своеобразная разрядка, когда дети в ситуации полной свободы и думают не о том “как” сказать, а “что” сказать.

Такие задания направлены на повышение познавательной и коммуникативной активности учащихся, вызывают их на живой разговор по принципу “здесь и сейчас”. Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.
Использование ИКТ на уроках обобщения позволяет мне систематизировать знания учащихся в игровой форме и вовлечь всех учащихся в ход урока. Я предлагаю разноуровневые задания, и дети не боятся неправильно ответить, а сразу выбирают посильные задания.

Огромными возможностями обладают интерактивные продукты (игры, упражнения)
Повышению познавательной и коммуникативной активности служат проектные работы. Для их создания учащиеся самостоятельно используют ИКТ для поиска информации или создания проекта в виде презентации, клипа, ролика.
На этапе соотнесения прогнозируемых результатов с реально достигнутыми я пришла к следующим выводам.
Использование ИКТ на уроке позволяет
- Значительно экономить время урока
Повысить уровень наглядности
Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка
Выполнить все поставленные задачи
Давать разноуровневые задания
Активизировать коммуникативные умения
ИКТ помогает
- Вовлечь в ход урока всех учащихся
Сделать занятие более наглядным
Обеспечить учебный процесс новыми материалами, которые помогают учащимся проявить их творческие способности
Приучить учащихся к самостоятельной работе
Обеспечить моментальную обратную связь
Повышать интенсивность урока
Активизировать коммуникативную деятельность учащихся
Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы
При всей привлекательности есть прогнозируемые риски , которые, однако, можно скорректировать.
- Во избежание ухудшения креативной способности учащихся из-за чрезмерного использования информации, полученной при помощи компьютера, следует стимулировать детей не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.
Вред здоровью при невыполнении СанПиНа можно минимизировать поддерживая санитарно-гигиенические условия (температура, влажность, освещенность), выполняя упражнения для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения, грамотно построив урок.
- От некачественной, недостоверной информации убережет развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации.
Обучение успешно, когда учащиеся хотят учиться, когда коммуникация не односторонняя, когда есть удовлетворенность обучающихся учебным процессом.

Выводы:
Компьютеризация учебного процесса направлено на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, то есть способствует усилению их познавательной и коммуникативной деятельности.