Доклад на тему Использование современных образовательных технологий на уроках окружающего мира


Использование современных образовательных технологий на уроках окружающего мира
Что надо сделать, чтобы обычный урок стал необычным, неинтересный материал стал интересным. Эти и другие вопросы, наверное, задает себе каждый учитель, приходя в класс. Тут на помощь и приходят новые современные технологии.
Понятие «технология» (от греч. tehne- искусство, мастерство, умение, logos-учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока и применяемых на уроке технологий, лишь бы это способствовало высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешало творческой работе педагога.
Обратимся к урокам окружающего мира. Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый имеет свою специфику.
Так цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально - научного познания эмоционально-целостного осмысления ребенка личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Достичь этих целей и помогают различные образовательные технологии.
Название современныхобразовательных технологий, применяемых в процессе обучения Цель использования общеобразовательных технологий Краткое описание опыта использования общеобразовательных технологий (примеры учебных тем) Ожидаемые результаты использования общеобразовательных технологий Имеющиеся результаты использования общеобразовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии Сохранение здоровья детей за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. Тема: «Режим дня»
(физминутки, беседа «Режим дня школьника», игра «Хорошо - плохо») Умение самостоятельно заботиться о собственном здоровье.
Соблюдение режима дня, который является основой профилактики болезней и сохранения здоровья.
Уменьшился процент заболеваний среди обучающихся. Дети соблюдают санитарно-гигиенические правила.
Информационно-коммуникативные технологии Повышение качества усвоения материала; построение индивидуальных образовательных траектории обучающихся; осуществление дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;организация одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. Тема: «Берегите воду»
(Презентация по теме урока, учебное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», выполнение тестов на компьютере) Повышение компьютерной грамотности, формирование коммуникативных компетенций. Обучающиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Дети работают более творчески, становятся уверенными в себе.
Умеют составлять компьютерные презентации;
Игровые технологии Активизация знаний,
повышение интереса к урокам окружающего мира Тема:«Наше питание»
Игры: «Составь меню», «Проверь, правильно ли Буратино соединил линией витамины и виды продуктов?»,
« Помоги кусочку хлеба пройти по лабиринту пищеварительной системы». Повышение работоспособности всех учеников.
Умение сопереживать, приходить на помощь в решении трудных проблем. Повысилась работоспособность большинства обучающихся.
Развивается память, внимание, познавательный интерес к предмету
Метод проектов. Приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции; умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого  мышления детей, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Формирование у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышение мотивации и индивидуализации обучения. Тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Общая цель урока:
создать памятку «Запомни!»
В первой половине урока выполняется часть работы по созданию памятки «Запомни!»
Цель исследования: распределить продукты на полезные и вредные.
План работы:
1.Рассмотреть и назвать продукты.
2.Распределить на две группы: полезные и вредные.
3.Наклеить в памятку и сделать вывод.
Вывод: надо употреблять в пищу только полезные продукты.
Во второй половине урока продолжается работа над памяткой. Но задания даются разные. Одна часть класса работает с овощами, другая – с фруктами.
Цель проекта:
определить последовательность своих действий передупотреблением  овощей или фруктов.
План работы:
1.Рассмотри картинки.
Правильно расставь последовательность действий.
2.Наклей картинки в нужном порядке. Посоветуйся с товарищами, если есть затруднения.
3.Сделай вывод.
Вывод первой группы: фрукты и ягоды  перед едой надо хорошо мыть. Вывод второй группы: овощи надо хорошо мыть и чистить. Научить детей самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно-значимыми для конкретного обучающегося.
Выход проектов за рамки учебного предметного содержания. Выступление на региональном и федеральном уровне. Повысилась степень самостоятельности обучающихся, инициативность. Некоторые дети проявили себя  лидерами. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков.
Ребята научились работать в команде; способны привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих
Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа) Повышение производительности труда обучающихся, развитие познавательной активности, самостоятельности.
Расширение межличностных отношений детей.
Тема: «Как животные размножаются»
Класс был разделен на 2 группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение для всего класса.
Детям были предложены инструкции:
I группа должна была рассмотреть тему: «Размножение насекомых».
1.Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».
2.Составьте схему развития бабочки (конверт №1).
3.Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
4.Начертите схему развития бабочки на доске.
5.Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
6.Доложите о готовности группы.
II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. Развитие умения работать в сотрудничестве; формирование умения осуществлять само- и взаимоконтроль, само - и взаимооценку, самокоррекцию.
Умение видеть детьми собственных «плюсов» и «минусов» в работе, брать на вооружение положительное и устранять недостатки
Четкая организация деятельности, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы.
Хотелось бы подробнее остановиться на конкретных примерах использования современных технологий на различных этапах урока окружающего мира.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету, не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно - коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе, как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.
Для этого используются различные виды компьютерных программ. Одна из более доступных - Microsoft Power Point, которая позволяет подготовить к уроку различные тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, формируя интерес к предмету.
Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершать виртуальные путешествия по странам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей, полководцев, известных людей России.
С помощью Microsoft Power Point можно проводить на уроке тестирование.
Еще одно из направлений использования ИКТ – использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» включают в себя тематические уроки, анимированные интерактивные задания. Электронные приложения к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», представляют материал в доступной форме, способствующий развитию познавательного интереса школьников.
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности   в обучении.
Класс: 2
Тема урока: Дикие и домашние животные.
Этап урока: самоопределение к деятельности.
Учитель:
-Ребята, я получила от одного сказочного персонажа сундучок с сюрпризом. Угадайте, кто же это был? А для этого надо отгадать, что лежит внутри сундучка. (На ощупь дети определяют, что это).
-Посмотрим, кто из вас прав. Отгадайте загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
(Дети достают из сундучка яйцо)
Учитель:
-А ведь это не простое, а золотое яичко. Кто же был у меня в гостях и принес сундучок? (Курочка Ряба)
Учитель достает корзинку с разноцветными яйцами (от «Киндер-сюрприза»).
-Курочка принесла ни одно яичко, а несколько волшебных разноцветных яиц. И каждое хранит в себе сюрприз. Чтобы узнать, что находится внутри каждого яйца, надо сначала отгадать загадки, которые приготовила Курочка Ряба.
Дети по очереди открывают яйца, внутри которых находятся загадки и отгадки в виде различных зверюшек от «Киндер-сюрприза».
1.Открывая большой рот.
Зевает сонно…(Бегемот)
2.Хвост крючком,
Рыльце пятачком. (Поросенок)
3.Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе – ходят …..(Черепахи)
4.Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
5.Прыг-скок, прыг-скок,
Позади остался волк.
Сколько не гоняйся,
Не поймаешь…(Зайца)
6.У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво, кто не побоится.
Моя шерстка гладка.
Кто же я? (Лошадка)
Учитель:
-Перечислите, каких животных вы сегодня узнали?
-На какие группы их можно поделить? (Дикие и домашние животные)
-Назовите диких животных. Назовите домашних животных.
-Кто готов сформулировать тему урока? О ком будет идти речь на уроке?
(Тема урока: Дикие и домашние животные)Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопанья в ладоши.
Часто на уроках окружающего мира организуется технология сотрудничества (работа в парах, групповая работа), в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя.
Класс:2
Тема урока: Пожар!
Этап урока: постановка учебной задачи.
Учитель: Миллион лет тому назад люди научились добывать огонь. Но огонь бывает разный. Он может быть как добрым, так и злым. И в этом нам предстоит сегодня убедиться. А также выяснить, что надо делать, чтобы не было пожара и как себя вести, если все-таки пожар произошел.
А выясним мы все это, если будем работать дружно, помогая друг другу.
Каждая группа сейчас получит задание. И через 2 минуты вам надо будет дать ответ:
1 группа расскажет, когда огонь является другом для человека. А для этого необходимо найти к каждому знаку предложение, которое объясняет, что на нем изображено.
2 группа определит, когда огонь становится человеку врагом и расскажет нам о причине пожара. В этом помогут сигнальные карточки.
3 группа установит, что надо делать, чтобы пожар не случился. Надо правильно вставить слова в предложения.
4 группа расскажет нам, как надо вести себя, если пожар все- таки произошел.
(Все группы получают письменные задания)
Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме, «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи.
Современные образовательные технологии позволяют учителю спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Литература:
Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
«Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.