Разработка урока математики Рубль.Копейка

Урок математики во 2 классе
Тема урока: Копейка. Рубль.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока: познакомить с единицами стоимости – рублем и копейкой; учить проводить расчет монетами разного достоинства; выполнять преобразования величин; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемый результат: учащиеся научаться соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; рассуждать и делать выводы; выполнять задание творческого характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс 1 часть» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 1 часть, М.: Просвещение, 2011; наглядный материал - монеты различного достоинства; презентация.


Содержание: универсальные учебные действия:
Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. (1-2мин)
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс


Прозвенел звонок для вас!
Он зовёт нас в светлый класс!
По местам тихонько сели
На меня все посмотрели.

- С новым материалом познакомимся только тогда, когда повторим изученные темы.





Коммуникативные

Актуализация знаний. (4-5мин)
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания.

1. Устный счет.

Игра «Угадай число» (Слайд 2,3)
83= 80+ 96=+6
35= +5 27=20+
48= +8 55=50+
78=70+ 63=+3

2. Математический диктант.
- Запишите числа : тринадцать, тридцать, восемьдесят, восемнадцать, сто.
- Запишите число, в котором 2 десятка и 6 единиц, 9 десятков и 4 единицы.
- Сравните числа 78 и 87.
- Запишите число 92. Отсчитывая по одному, запишите еще 3 числа.
- Запишите какое это число: 20+5, 70+3, 60+0.








Один учащийся пишет диктант на обратной стороне доски.




Проверка по образцу на доске. Самооценка.


Познавательные
Регулятивные

3. Постановка цели урока (постановка проблемы) (4-5мин)

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока

Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что по чем не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
-Буратино принес нам математический секрет, а разместился он в этом мешочке. Интересно, что там такое?
- Ваши предложения, что там?
- Без чего не купишь конфет?
Не заплатишь за вкусный обед?
(Учитель высыпает содержимое мешочка, демонстрирует монеты).
- Какие монеты вы знаете? (Слайд 4)
- Вот мы и познакомились с новыми величинами.
- Есть у нас копейки, есть рубли.
- Что больше 1 рубль или 1 копейка?










Без денег


·
Отвечают



Познавательные

Построение проекта выхода из затруднения. (7-8мин)
Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения

Игра «Буфет». Выбирается продавец. На доске картинки с изображением различных продуктов и записаны цены: 3руб.40коп., 12руб. 43 коп., 17руб. 80коп., 4руб. 17коп. и т.д. Выходит один ученик – покупатель. Выбирает товар, платит демонстрационные деньги. Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.

– Каких знаний нам не хватает?
– Кто знает, сколько в 1руб. копеек?– Как можно получить 1руб. монетами по 50коп., по 10 коп., по 5 коп., по 1 коп.? (Слайд 5)
(Все варианты проверяются практически, делается общий вывод.)
Запись на доске и в тетрадях: 1руб. = 100 коп. (Слайд 6)








Мы не знаем, сколько копеек в 1руб.
Ответы детей.

Регулятивные
Познавательные


Физкультминутка.
Цель: организовать правильность выполнения физических упражнений
Мы решали, мы решали.
Что – то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.


Первичное закрепление изученного материала. (4-5мин)
Цель: организовать усвоение понятий рубль, копейка; выполнение преобразования величин.

Работа по учебнику.
№1 (с.16)
– Прочитайте задачу.
– Сколько стоила марка?
– Как вы узнали?
№5 (с.16)
- Прочитайте задачу №5 хором.
- Про кого говорится в задаче?
- Что они делали?
- Какой вопрос поставим к задаче?
- Ребята давайте составим модель этой задачи.
- Как изобразим книги?
- Сколько книг прочитал Саша?
- Нарисуйте 10 квадратов.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- А что сказано про Лену?
- Что значит на 4 книги меньше?
- Как изобразим сколько книг прочитала Лена?
- А известно, сколько книг прочитала Лена?
- Как узнать сколько книг прочитала Лена?



1руб.
50коп. +50коп.=100 коп., 100коп.=1руб.




Один ученик работает у доски


10



Это значит 10 без 4

Нет, это нужно узнать
10 – 4 = 6 (к)

Коммуникативные


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин)


№4 (с.16)
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Что нужно узнать?
– Составьте краткую запись задачи.

Было - ? 5руб. и 2руб.
Израсходовала – 6руб.
Осталось -?
– Что значит «израсходовала»?
– Решите задачу самостоятельно.
– Как записать решение задачи одним выражением?







Один ученик работает у доски.



5+2-6=1(руб.).
Регулятивные
Познавательные


Включение в систему знаний и повторение. (7-8мин)
Цель: способствовать совершенствованию вычислительных навыков, организовать работу в паре.

Работа в паре.
- У вас на партах лежат конверты с деньгами. На доске вы видите продукты питания с указанными на них ценами. (Приложение) Ваша задача определить у кого больше монет, сколько денег у каждого из вас, сколько денег у вас вместе, и какие продукты питания вы можете купить в нашем магазине.


Регулятивные


Рефлексия. Подведение итогов урока (2-3мин)
Цель: способствовать формированию рефлексии

Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.
- Сегодня на уроке я узнал
- Я использую полученные знания
- Мне понравилось как работал на уроке
Ответы детей.
Познавательные
Коммуникативные

Домашнее задание

Учебник с. 16 №6, 7




15