Конспект по математике. Отрезок и его части.




Конспект урока
по математике (учебнику Л.Г.Петерсон)

Тема: Отрезок и его части.

Цели урока:
Предметные:
1) сформировать представление об отрезке, как самой короткой линии,
соединяющей две точки;
2) сформировать способность к фиксации взаимосвязи между целым отрезком и его частями с помощью символов;
3) тренировать навыки счета в пределах 5;
Метапредметные:
1) развивать приемы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности;
2)способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, классификация, анализ и синтез;
3) совершенствовать умение анализировать и оценивать выполненную работу;
4) воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Личностные:
1) повышение интереса к изучению математики.

Принципы:
-активизации деятельности
-минимакса (Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех.)
- психологической комфортности (ситуация успеха - делается акцент на необходимость достижения цели; нашел и исправил свою ошибку; верно определил причину ошибки и путь ее исправления );
- вариативности






Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
-мотивировать
обучающихся к
учебной деятель-
ности посредством
создания ситуации
успеха,
-определить содержа-
тельные рамки урока.
Здравствуйте ребята.

Готовы ли вы сегодня узнавать новое?
Тогда проведем разминку.

Устный счет:
1. Работа с компьютером
- Исправь ошибки (повторение состава числа 5 )

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




- счет в пределах 5

+ 3
-2



+ 2 + 3

- 4

2. Какая геометрическая фигура лишняя?




-Чем похожи остальные фигуры. Как их называют?
-Как назвать лишнюю фигуру?

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отрезке.
Физминутка.
Раз, два, три - слушай и смотри;
Три, два, раз – мы начнем сейчас.


Все ребята показывают цифры из кассы, один исправляет в компьютере















Выбирают лишнюю фигуру и обосновывают почему.
У всех фигур 4 стороны и 4 вершины, называют четырехугольники
Отрезок.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия понятия отрезка, умения правильно строить отрезки
1. Работа проводится фронтально:
- Рассмотрите рисунок (№1) – рисунок дан на доске
- По какой дорожке надо бежать зайчику, чтобы как можно быстрее попасть из точки М в точку Д?

- Как называется эта геометрическая фигура?
Точки М и Д ограничивающие отрезок называются концами отрезка. Отрезок с концами М и Д можно обозначить МД или ДМ.

Отрезки обозначают и по – другому:
Дорожки ведущие из точки М в точку Д можно обозначить буквами а, б, в.
(Работа по учебнику стр.1 №1)

2. А вы ребята знаете, как построить отрезок с концами в двух данных точках?
(работа со слайдами) (Слайд )
Посмотрите на доску, как вы думаете какой способ правильный?

Назовите, какие ошибки допущены . (Слайд )



Ну теперь вы проведите на 1 листочке отрезок не допуская ошибок.

Самостоятельное выполнение №3 стр.1
Проверка по эталону.
Физминутка


По прямой дорожке.


Отрезок






Работают по учебнику






Способ г

- не довел до точек.
- правильно приложил линейку
- отрезок вышел за концы отрезка
- начертил кривую линию
Каждый чертит отрезок

Сам-но строят отрезки.

3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:

° Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
- организовать фиксацию в речи задачи урока.
Поставьте на своем отрезке точку.
2.Обозначьте весь отрезок буквой в , а его части м и н.
в


м н
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14153. Запишите с помощью + и – буквенные равенства

Почему у нас по- разному записаны равенства, а кто – то совсем не смог записать ?

Тогда какую задачу урока мы можем поставить на урок.
Верно. Задача на урок :
Научиться устанавливать взаимосвязь между отрезком и его частями.









Работа в парах.


Не знаем этого.

Научиться составлять буквенные равенства по отрезку .

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой системе и с помощью эталона
Чтобы выполнить данное задание давайте посмотрим на следующий слайд
Мы с вами уже составляли подобные буквенные равенства , может сейчас кто-нибудь сможет выполнить запись ?
(Попутно составляем опорный конспект)
При сложении отрезков м и н получается весь отрезок в. При сложении отрезков в обратном порядке получается тот же самый отрезок.
М + Н = В
Н + М = В
Если из всего отрезка взять часть М , то останется вторая часть В – М = Н
Если из всего отрезка взять часть Н , то останется другая часть В – Н = М




Объяснения детей.
Чтобы получить целый отрезок, нужно сложить части, а чтобы найти часть отрезка, надо от целого отрезка вычесть известную часть.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
Зафиксировать знание и умение устанавливать взаимосвязь отрезка и его частей с проговариванием во внешней речи.
Выполнение № 5 стр.1 коллективно с проговариванием.

Какие правила помогли выполнить это задание?




Все ли вы поняли эту тему?
Хотите проверить как вы поняли?



Чтобы найти целое нужно сложить части .
Чтобы найти часть надо от целого отнять известную часть.
Да
Да

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Поверить на основе установления взаимосвязи целого и частей отрезка новое учебное содержание с самопроверкой по эталону, организовать рефлексию усвоения нового материала по результатам выполненной самостоятельной работы.
Самостоятельная работа дается дифференцированная ( 1 к – без помощи,
2 к., 3 к. - с разным уровнем дозированной помощи) слайд


Кто успешно справился с заданием?
Кто ошибся? В чем?
Проверка по эталону.






Поднимают сигнальные фонарики.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:
Зафиксировать новое содержание , изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи.
Какая задача стояла сегодня перед нами?
Выполнили мы с вами эту задачу?
Как найти часть отрезка?
Как найти целый отрезок?
Кто хорошо понял эту тему?
Кому надо еще повторить?


8. Рефлексия.
Цель :
Оценить собственную деятельность на уроке
Интересно было вам на уроке?
Как вы себя чувствуете после нашего урока?
Я очень доволен вами, вы хорошо поработали, сами справились с заданием. Молодцы!
Сигнальные фонарики.



5

5

4

3

1

2





1









15