Конспект урока по математике для 3 класса по теме Сложение и вычитание трехзначных чисел


Урок математики в 3 а классе
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел.
(урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн)
Цель: Научить алгоритму устных приёмов сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.
Задачи:
1. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
3. Познакомить с текстовыми задачами изученного вида, решаемыми на новом числовом концентре.
4. Повторять и закреплять ранее изученные способы вычислений.
5. Развивать умения работать в группе.
Тип урока: урок совершенствования знаний
Форма проведения: урок – путешествие
Методы и приемы: работа в группе, работа в паре, индивидуальная работа, работа с интерактивной доской.
Ход урока:
1.Актуализация знаний. Эмоциональный настрой.
1. Организационный момент. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас всегда. 
Ребята, сегодня урок математики проведу у вас я, Бакиева Наталья Валентиновна. Я хочу узнать вас получше, вы все такие красивые нарядные.Давайте познакомимся, встаньте рядом друг с другом, возьмитесь за руки. Какая фигура у нас получилась? (круг)
А что такое круг? (геометрическая фигура)
Скажите, а если в начале слова круг поставить букву о, какое слово получится ?(округ)
Отлично, молодцы!
А в каком округе мы живем (Ханты- Мансийский автономный округ ЮГРА)
Правильно! Молодцы!
Проблемная ситуация:
Ребята, идя к вам на урок, я придумала число, но, к сожалению, забыла его. Вы мне поможете его вспомнить?
Устный счет:
Итак, если к нему прибавить 1 сотню, то получиться трехзначное число, в котором 1сотня 8 десятков и 5 единиц. Какое число я загадала?
85 правильно, спасибо!
(на слайде 85 и округ)
Как вы думаете, как связаны это число и слово между собой? (нашему округу в этом году исполнилось 85 лет)
Какие вы молодцы, все знаете!
Я узнала, что вы приобретаете свои новые математические знания, путешествуя с героями Изумрудного города. Это очень интересно путешествовать с друзьями. Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное математическое путешествие по нашему округу.
Ну что согласны?
Изумрудный город – это столица Зеленой страны. А какой город в нашем Ханты Мансийском Автономном округе является столицей.
Правильно Город Х-М.
Повторение изученного.
А какие еще города ХМАО вы знаете? Правильно, а вот в какие города мы отправимся, вы узнаете, решив примеры известного вида.
(Отвела собой детей, у которых нет примеров)
200+300=
8+2=
6-4- =
5с.1д.2ед.= 512 км
От Ханты-Мансийска до
Нижневартовска
300-100=
15+15=
10-1=
2с..3д.9ед.= 239км.
От Ханты-Мансийска до
Нефтеюганск 200+100=
60+20=
8-8=
3с.6д.8ед. = 380 км
от Ханты-Мансийска до Югорска
Ребята, посчитайте результат на своей карточке и запомните его. Первый город называет разряды чисел, тот кто слышит разряд равный своему ответу подходит к нам .Готовы, начинаем.
Отлично.
(Югорск, Нижневартовск, Нефтеюганск, и т.д.)
Слайд.
Правильно. Ваши группы будут представлять города Югорск, Нижневартовск, Нефтеюганск. А числа, которые вы назвали расстояние от Ханты-Мансийска до этих городов.
(гербы поставить на стол)
- А скажите, что надо помнить, работая в группе (правила)
-Молодцы. (слайд)
Для нашего путешествия вам понадобятся путеводители, это ваши учебники.
А еще добрый Волшебник Изумрудного города Гудвин подарил мне зернышки из них я вырастила тоненькие стебельки , а вот зерен в колоске не было. Волшебник сказал, что это колосок знаний. Вырос в поле колосок, Он и тонок, и высок, Вы заданье выполняйте
Колосочек наполняйте.
У каждого района (ГРУППЫ) сегодня будет свое поле. В конце урока мы посмотрим как вы смогли наполнить «колосок знаний» зерном.
Путешествие будет проходить по определенному маршруту, посмотрите на свои маршрутные листы (слайд на доске), в нем вы будете оценивать свою работу и работу в группе знаком +. По тем критериям, которые указаны в маршрутном листе. На обратной стороне вы будете делать записи по уроку.
Найдите 1 пункт «Устный счет» нашего путешествия и оцените его.
Открытие новых знаний. Определение темы урока.
Ребята, а как называются числа, которые мы с вами образовали. (трехзначные)
А с помощью, каких арифметических действий вы их образовали?
( с помощью действий сложения и вычитания)
Используя слова, сформулируйте тему урока.
Слайд на нем слова.
Трехзначные + -
Зачитываем
Правильно.
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Переверните лист и запишите сегодняшнюю дату, запишите трехзначные числа которые мы получили в порядке возрастания (что значит в порядке возрастания) от меньшего к большему 239,380,512
В порядке уменьшения (от большего к меньшему) 512, 380,239.
Подумайте, какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-” 3-значные числа;
Слайд
В этом году округу исполнилось 85 лет, а через сколько лет ему исполнится 100 лет ( через 15 лет)
Как нашли ? ) От 100 отняли 85 правильно
Значит чтобы получить 100 мы к 85 прибавили 15.
Сейчас мы потренируемся в умении дополнять числа до 100. Посмотрите на слайд.
Работаем по очереди. Называем.
Для нас важно представлять числа в виде суммы, где одно из слагаемых равно 100.
Это удобный и нужный способ, который поможет нам овладеть алгоритмом сложения и вычитания круглых трехзначных чисел сводимых в пределах 100.
Слайд с числами
Наш край богат разнообразными природными ресурсами.
Флора Ханты-Мансийского округа насчитывает свыше 800 видов растений. Открыто более 400 нефтяных и газонефтяных месторождений.
Самая крупная хищная птица в ХМАО с размахом крыльев 200 см.
Какие круглые числа вы услышали? 800,400,200
Эти числа представьте в виде суммы , где одно из слагаемых обязательно должно быть равно 100: Подумайте группой и напишите ответ на карточке фломастером. Покажите свои ответы друг другу
Проверка 1 группа 1 число
Проверка 2 группа 2 число
Проверка 3группа 3 число
Молодцы!
2 пункт Отметьте в маршрутном листе свою работу
Итак, подумайте и скажите, зачем вам нужно уметь представлять трехзначные числа в виде суммы, где одно из слагаемых равно 100.
(При решении примеров, для удобства вычислений)
Сегодня мы будем учиться складывать и вычитать числа, сводя их к 100.
Физминутка 1 минута
Новая тема
А теперь работа в учебнике стр. 30 упр 4
Прочитайте задание про себя.
Кто может объяснить удобный способ сложения и вычитания Элли?
-Поднимите руку те, кто понял данный способ сложения и вычитания.
Вывод: Чтобы сложить круглые трехзначные числа надо добавить до 100 и прибавить к нему оставшееся слагаемое. А чтобы вычесть, надо из 100 вычесть круглое двузначное число и прибавить к нему оставшееся слагаемое.
Назовите животных, растения которые изображены на гербах ваших городов. Об этих животных и растениях у меня есть интересная информация. Используя ее, мы научимся складывать и вычитать трехзначные числа новым способом.
Я раздам вам задания на карточке. Запишите решение и ответ. Чья группа будет готова, поднимите руку.(2 мин)
Проверяем.
Внимание на слайд Кто прочитает ? (Обратите внимание на все числа, которые видите на слайде)
Медведица, вес которой к началу зимы равен 300 килограммов. К весне теряет в весе 70 килограммов. Решите и узнайте, сколько весит медведица весной.
300 - 70 = 100 -70 = 30 200 + 30 = 230
Вес медведицы 230 кг
К Новому году ребята украшали ель, которая растет во дворе их школы. Они изготовили 250 фонариков и 50 снежинок. Сколько всего игрушек сделали ребята?
250+50= 50+50= 100 200+100=300
Вспомните, размер размаха крыльев белохвостого орлана - 200 см, который занесен в Красную книгу Югры. А размах крыльев тетерева - царя птиц сибирской тайги на 60 см меньше. Найдите размер размаха крыльев тетерева.
200- 60 = 100- 60 =40 100+40= 140
Размер размаха крыльев тетерева 140 см, 1метр 40 см.
3 пункт Решение задач. Оцените работу соседней группы.
Закрепление изученного
Для закрепления я вам предлагаю решить примеры из учебника стр.30 упр.5, используя новый способ вычисления трехзначных чисел.
Обсудите в группе и выполните решение
1 группа 1 столбик
2 группа 2 столбик
3 группа 3 столбик
Выполните на рабочей стороне листа вычисления изученным способом.
1 представитель от группы у доски.
Проверяем.
4 пункт взаимооценка Оцените работу соседней группы.
Отметьте в маршрутном листе.
На слайде проверьте.
Сегодня, путешествуя по Югре, мы выполнили вычисления, где каждое число несет в себе информацию о нашем округе. Какую информацию вы запомнили. (ответы)
Итог урока.
Маршрутный лист нашего путешествия заполнен. Для того чтобы оценить свою работу , вспомните свою деятельность на уроке.
Что вам помогло наполнить ваш колос знаний?
Чему мы учились?
(учились складывать и вычитать трехзначные числа, добавляя до ста.На уроке мы узнали много интересного о животном мире округа, совершили заочное путешествие по его городам. Наш северный край богат нефтью, газом, рыбой, лесом и другими природными ресурсами.
Но самое главное богатство Югры, это его жители. Умные талантливые люди, прославляющие наш знаменитый край. От того как вы будете расти и взрослеть, будет зависеть процветание нашего округа, ведь вы его будущее.
Спасибо, за вашу активную работа, на уроке. Я рада, что мы с вами познакомились. До новых встреч.
1.На уроке я работал активно пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен не доволен
4.За урок я не устал устал
5.Мое настроение стало лучше стало хуже
6.Материал урока мне был понятен не понятен

Маршрутный лист
Справился легко Справился, но затруднялся
(ошибался) Не справился
1 остановка
Устный счет 2 остановка Представление числа в виде суммы слагаемых. 3 остановка Решение задачи. 4 остановка
Взаимооценивание соседней группы. «Колосок знаний». Однажды волшебник подарил мне маленькое зернышко. Из него вырос тоненький высокий стебелек, а вот зерен в колоске не было. Волшебник сказал, что это колосок знаний. Он заполнится зернами, если мы решим проблему нашего урока. Вы поможете заполнить колосок зернами, а я помогу вам. Вырос в поле колосок, Он и тонок, и высок, Ты заданье выполняешь
Колосочек наполняешь.
«Колосок знаний».
Сегодня приметой округа стали буровые вышки, а когдато были мельницы. Да, те самые мукомольные мельницы, ветряные и паровые, на которых мололи ячмень и пшеницу, выращенные на скудной северной ниве.
Отправленные в тридцатых годах в ссылку на Север крестьяне и здесь не растерялись: стали корчевать лес под пашню, выращивать зерно. Ехать за тридевять земель, чтобы превратить его в муку, было несподручно, да и строгий режим под надзором комендантов не позволял отъезжать по делам на дальние расстояния. Поэтому строили мельницы на местах.
К началу войны в округе было 28 мельниц, а сколько из них в рабочем состоянии – этот вопрос заинтересовал окружную власть только в разгар войны, в 1942 году, когда в ходу был лозунг:«Лишний пуд хлеба, лишняя голова скота сверх плана – лишний снаряд по врагу».
Надо было больше сеять, чтобы получить больше хлеба, так как гос-поставки муки сокращались. Принятое окружной властью решение «О снятии с государственного снабжения печеным хлебом и мукой колхозников, получающих продовольственное зерно на трудодень» нанесло ощутимый удар по сельскому населению. Это означало, что «значительный контингент» будет снят с государственного снабжения, чтобы сократить потребление муки в округе.
Хотя еще неизвестно было, получат ли колхозники зерно на трудодень, но с довольствия их уже сняли. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств колхозник, получив зерно, задавался вопросом: а где его молоть? О том же подумали и в окружном совете, поэтому запросили с мест сведения «о мельничных предприятиях».
Оказалось, что из 28 мельниц на конец 1942 года работали только 17. К примеру, в Кондинском районе из десяти – пять, в Микояновском (Октябрьском) районе из пяти не работали четыре мельницы. В Березовском и Ларьякском (Нижневартовском) районах их так и не успели построить. Лучше всего обстояло дело в Самаровском (Ханты-Мансийском) районе, здесь из одиннадцати не работала одна. Самой высокой производительности достигла паровая мельница в Тюлях – она могла перерабатывать в сутки до 12 тонн зерна, а вот ветряная в Батово имела производительность 0,3 тонны.
В Кондинском районе в поселках Лиственничный и Дальний мельницы простаивали из-за отсутствия смазочных компонентов – автола и солидола. Нарядов на их получение область не давала, а изыскать сугубо дефицитный товар на месте не было никакой возможности.
В 1944 году положение стало еще хуже: вопрос «О состоянии мельничного хозяйства в округе» пришлось рассматривать на заседании исполкома окружного совета. К этому времени из 16 ветряных мельниц работали только семь, из восьми механизированных – шесть, к тому же за последние годы не построили ни одной мельницы. Как же обеспечивать колхозников мукой? Решение окрисполкома по этому вопросу хранится в Государственном архиве Югры. Председателям райисполкомов поручили разобраться, в каком состоянии находится каждая мельница, и через полтора месяца отремонтировать все ветряные.
В 1944 году округ вышел из состава Омской области, поэтому пришлось обращаться в Тюменский облсовет, чтобы Мельстрой оказал округу техническую помощь в ремонте, новом строительстве, помог со смазочными материалами и оборудованием.Удалось ли хантымансийцам заполучить все, что хотели, – неизвестно. Известно другое: нужда в мельницах была до тех пор, пока в округе сеяли рожь и пшеницу, а это продолжалось до 1960-х годов. Можно только пожалеть, что в Югре не осталось ни одной ветряной мельницы. Исчез исторический «артефакт», а может быть, где-нибудь сохранился?
200+300=
8+2=
6-4 =
5с.1д.2ед.
300-100=
15+15=
10-1=
2с.3д.9ед.
200+100=
60+20=
8-8=
3с.6д.8ед.