Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)


Структура рабочей программы.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6. Результаты освоения учебного предмета
7. Основные содержательные линии предмета
8.Календарно-тематическое
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.
Рабочая программа по труду конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимся. С учетом местных условий учебный план трудового обучения у обучающегося на дому включает 3 блока: работа с бумагой и картоном; с природным материалом; с пластическими материалами (пластилин).
Цель: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученика форме.
Задачи:
- сформировать умения выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме;
- воспитыватьть положительные качества личности: настойчивость, аккуратность;
- корректировать мышление и внимание.
Наряду с этими задачами на занятиях по труду реализуются и другие: развитие мелкой ручной моторики, умение сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
Однако решению указанных задач препятствуют такая особенность ребенка, как слабая словесная регуляция деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Цель рабочей программы:
- развитие общетрудовых умений.
Образовательная задача:
- обучение простейшим безорудийным и орудийным приемам (н-р: сгибание бумаги, скатывание, сплющивание и вытягивание пластилина, резание ножницами по прямым и кривым линиям и т.д.).
Коррекционно-развивающая задача:
- развитие и коррекция познавательной деятельности и мелкой моторики рук.
Воспитательная задача:
- воспитание положительных качеств личности и уважения к людям труда.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа учебного курса ручного труда для 1 класса составлена на основе программы для подготовительного класса школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», 2009год.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися отводится трудовому обучению, где они овладевают трудовыми навыками .На уроках труда у учащихся воспитывается трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе .Сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, обучаются доступным приемам труда, развивается самостоятельность, прививается интерес к труду.
Происходит формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать не нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Коррекционная направленность уроков труда выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием( устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения развивается наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка, исправляются недостатки физического развития.
Особое внимание уделено правилам безопасной работы и гигиены труда при проведении практических работ.
4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 2 классе на изучение технологии отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч за учебный год (34 учебные недели)
5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места)
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в трудовые мастерские школы и экскурсии с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по ручному труду, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты работы.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к знаниям и умениям учащихся. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Понижать уровень требований нужен только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
- названия материалов, объектов работы.
Учащиеся должны уметь:
- организовать свое место, правильно сидеть, правильно держать альбом, карандаш, ножницы;
- выполнять санитарно-гигиенические навыки;
- обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки;
- закрашивать цветным карандашом в контуре, вырезать по контуру;
- узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;
- сравнивать по величине, цвету, различать большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий;- ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;
- складывать бумагу, раскатывать пластилин, пользовать клеем, ножницами;
- определять места приклеивания аппликации;
- соблюдать правила безопасной работы;
- выслушивать инструкцию, отвечать на вопросы («Что ты делаешь?», «Из чего делаешь?», «Где?»).
Учащиеся должны знать:
-название материалов, объектов работы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с инструментами с помощью учителя;
- наклеивать детали аппликации с помощью учителя на отмеченное учителем место;
- выполнять рабочие действия с учителем.
7.ОСНОВЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с природным материалом:
-экскурсии в природу в разное время года;
- технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма, величина, цвет;
- санитарно-гигиенические правила;
- правила безопасной работы с режущими инструментами;
-приёмы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение пластилином (вкалывание).
Работа с пластилином:
- технические сведения: пластилин твёрдый и мягкий, цвет – красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый;- организация рабочего места;
- санитарно-гигиенические правила;
-приёмы работы:
Раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке.Работа с бумагой:
- технические сведения: свойства бумаги(сгибается, рвётся, намокает, мнётся, режется), цвет бумаги (красны, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый), понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш;
- санитарно-гигиенические правила;
- правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами;
- приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала.
8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раздела Тема урока Кол-во
часов Дом зад Дата провплан факт
Вводное занятие 1 четверть(36ч)
1 Знакомство с трудовой деятельностью человека. Правила работы на уроках труда. 1 С.3 02.09.
Работа с пластилином 9 2 Что нужно знать о пластилине. Лепка предметов из отдельных частей «Елочка». 1 С.4 03.09
3 Лепка предметов из отдельных частей «Домик». 1 С.5 04.09.
4 Лепка куклы-неваляшки из двух шаров. 1 С.6 05.09.
5-6 Изготовление по образцу предметов шаровидной формы: бусы, мячи. 2 С.7-8 08.09.09.09.
7-8 Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара. Яблоко. Помидор. 2 С.9-10 11.09.12.09.
9-11 Лепка овощей и фруктов, имеющих форму овала. Слива. Огурец. Картофель. 3 С.11-12 15.09.16.09.
12 Экскурсия в природу 1 18.09.
Работа с природным материалом 4 13 Коллекция из листьев. 1 С.13 19.09.
14 Человечек из листьев. 1 С.14 22.09.
15 Аппликация из засушенных цветов по образцу. «Букет». 1 С.15 23.09.
16 Составление сюжета «Отлет птиц» из листьев. 1 С.16 25.09.
Работа с бумагой и картоном 11 17 Что нужно знать о бумаге. Коллекция образцов бумаги. 1 С.17 26.09.
18 Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. 1 С.18 29.09.
19 Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. 1 С.19 30.09.
20 Конструирование из геометрических фигур. 1 С.20 02.10.
21 Вырезание квадратов, прямоугольников, треугольников, размеченных по шаблону. 1 С.21 03.10.
22 Конструирование из геометрических фигур 1 С.22 06.10.
23 Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону. 1 С.23 07.10.
24 Конструирование из геометрических фигур. 1 С.24 09.10.
25 Изготовление летающей игрушки. Стрела. 1 С.25 10.10.
26 Изготовление шапочки-пилотки из газетной бумаги. 1 С.26 13.10.
27 Изготовление по образцу игрушки «Поймай пуговицу». 1 С.27 14.10.
Работа с пластилином 2 четверть(28ч)
9 28 Лепка по образцу моркови. 1 С.28 16.10.
29 Лепка по образцу перца. 1 С.29 17.10.
30 Лепка по образцу груши 1 С.30 20.10.
31 Лепка по образцу грибов 1 С.31 21.10.
32-33 Лепка по образцу цифр. 2 С.32-33 23.10.
34-38 Лепка по образцу букв. 5 С.34-35 24.10.
39 Лепка пирамидки. 1 С.36 27.10.
Работа с природным материалом 5 40 Изготовление по образцу ежа из сосновых игл. 1 С.37 28.10.
41 Аппликация из листьев «Бабочка». 1 С.38 30.10.
42 Изготовление по образцу рыбки из еловой шишки. 1 С.39 31.10.
43 Изготовление по образцу цветка из листьев. 1 С.40 10.11.
44 Изготовление по образцу мышки из желудя. 1 С.41 11.11.
Работа с бумагой и картоном 10 45-46 Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги. «Цепочка». 2 С.42-43 13.11. 14.11
47 Елочная гирлянда «Змейка». 1 С.44 17.11.
48-49 Симметричное вырезывание изображения овощей и фруктов по образцу. Изготовление их них гирлянды. 2 С.45-46 18.11.20.11
50 Изготовление по образцу ёлочных игрушек. 1 С.47 21.11.
51 Изготовление игрушки «Бумажный шар». 1 С.48 24.11.
52 Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. 1 С.49 25.11.
53-54 Изготовление снежинки. 2 С.50-51 27.11.28.11
Работа с пластилином 3 четверть(40ч)
10 55 Изготовление птички из шишки ели, сосны, пластилина и веточек. 1 С.52 01.12.
56-57 Изготовление пингвина и пальмы из шишек и пластилина. 2 С.53-54 04.12.05.12
58 Изготовление по образцу петушка из перышек и пластилина. 1 С.55 08.12.
59 Изготовление по образцу совы. 1 С.56 09.12.
60 Изготовление по образцу поросенка. 1 С.57 11.12.
61 Изготовление кораблика из скорлупы ореха. 1 С.58 12.12.
62 Лепка по образцу рельефов букв. 1 С.59 15.12.
63 Лепка по образцу цифр. 1 С.60 16.12.
64 Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. 1 С.61 18.12.
Работа с природным материалом 8 65-66 Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. 2 С.62-63 19.12.21.12
67 Вырезание по длинной линии и конструирование. Игрушка “Бумажный фонарик”. 1 С.64 23.12.
68 Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация “Радуга”. 1 С.65 25.12.
69-70 Аппликация из гороха и пластилина “Рыбка”. 2 С.66-67 26.12.12.01
71-72 Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Аппликация “Букет цветов” 2 С.68-69 13.01.15.01.
Работа с нитками 5 73 Составление коллекции ниток. 1 С.70 16.01.
74 Витье шнура из ниток. 1 С.71 19.01.
75 Изготовление кисточки из цветных ниток. 1 С.72 20.01.
76-77 Изготовление цветка из ниток. 2 С.73-74 22.01.23.01
Работа с бумагой и картоном 10 78-79 Составление композиции из геометрических фигур. «Снеговик». 2 С.75-76 26.01.27.01
80-81 Составление орнамента в полосе из геометрических фигур по образцу. 2 С.77-78 29.01.30.01
82-83 Составление орнамента в квадрате из геометрических фигур. 2 С.79-80 02.02.03.02
84-85 Составление сюжетной композиции «Лодочка». 2 С.81-82 05.02.06.02.
86-87 Составление сюжетной композиции «Фрукты на тарелке». 2 С.83-84 09.02.10.02
Работа с пластилином. 4 четверть(32ч)
8 88-89 Лепка по образцу деталей для макета к сказке «Снегурочка в лесу». 2 С.85-86 12.02.13.02
90-91 Лепка по образцу деталей для макета к сказке «Колобок». 2 С.87-88 16.02.17.02.
92-93 Лепка по представлению деталей для макета к сказке «Репка». 2 С.89-90 19.02.20.02.
94-95 Лепка по представлению деталей для макета к сказке «Весна». 2 С.91-92 24.02.26.02.
Работа с нитками 12 96 Изготовление закладки для книг по проколам. 1 С.93 27.02.
97-99 Вышивание по готовым проколам геометрических фигур. 2 С.94-95 02.03.03.03.
100-102 Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. 3 С.96-98 05.03.06.03.10.03.
103105 Вышивание вишен с последующим раскрашиванием. 2 С.99-100 12.03.13.03.
106-107 Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием и раскрашиванием. 2 С.101 16.03.17.03.
Работа с бумагой и картоном 29 108-109 Изготовление растительного орнамента в прямоугольнике по образцу. 2 С.1 19.03.20.03.
110 Оригами. Птица. 1 С.2 02.04.
111 Оригами. Ежик. 1 С.3 03.04.
112-113 Обрывная аппликация «Весеннее дерево». 2 С.4-6 06.04.07.04.
114-115 Полуобъемная аппликация «Ветка рябины». 2 С.7-9 09.04.10.04.
116 Предметное симметричное вырезание из бумаги. «Самолет в облаках». 1 С.10 14.04.
117-118 Лепка животных из отдельных частей. «Медвежонок». 2 С.11-13 15.04.16.04.
119 Лепка животных из целого куска пластилина. «Гусь». 1 С.14 17.04.
120 Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. 1 20.04.
121 Изготовление по образцу жирафа. 1 С.15 21.04.
122 Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха. 1 С.16 23.04.
123-124 Изготовление панно на тему: «Лесная поляна» 2 С.17-19 24.04.27.04.
125-126 Изготовление по образцу стилизованных фигурок рыб, птиц, животных из проволоки. 2 С.20-22 28.04.30.04.
127-128 Аппликация из стружки. Кораблик. 2 С.23-25 04.05.05.05.
129-130 Аппликация из опилок. Мышонок. 2 С.26-29 07.05.08.05.
131-132 Лепка предметов из отдельных частей: «Барашек на лугу». 2 С.30-32 12.05.14.05.
133 Лепка многодетальных фигурок. Лошадка. 1 С.33 15.05.
134 Лепка многодетальных фигурок. Клоун. 1 С.34 18.05.
135-136 Изготовление робота из коробки. 2 С.35-37 19.05.21.05.
9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений Vlll вида под редакцией В.В.Воронковой Москва «Просвещение» 2009г.
- Н.П. Павлова «Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы» Москва «Просвещение» 1988г.
- И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» Москва «Просвещение» 2002 г.