Презентация «Дифференцированный подход в обучении младших школьников»


«Дифференцированный подход в обучении младших школьников» Выполнила: учитель начальных классов Дземишкевич Виктория Владимировна г. Красноперекопск Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Выделяют два основных вида дифферненциации обучения школьников: 1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Способы дифференциации предполагают: дифференциацию содержания учебных заданий - по уровню творчества - по уровню трудности- по объёму использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется - по степени самостоятельности- по степени и характеру помощи учащимся - по характеру учебных действий. 1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). 2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:- усложнение учебного материала;- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;- выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;- использование обратного задания вместо прямого;- использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел. 3. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания. 4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. 5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличии от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. 6. Дифференциация работы по форме учебных действий. 1. Предметные действия обычно выполняются рукой.2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя.4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражненийI и II группы III группавспомогательные задания, основноеподготовительные упражнения задание основное задание дополнительноев виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмомвариант 1 – основное заданиевариант 2 – задание большего объёмавариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант) ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. 7+6= 8+5= Вариант 2. 9+*=16 *+4=8 Вариант 3. *+6= 9+*= ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Наиболее эффективны следующие способы:по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное При дифференцированном подходе удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся: создание для ученика ситуации успеха и уверенности;сотрудничество учителя и ученика;создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;тематический учет знаний;использование метода малых групп;логическая обусловленность своевременности контроля;гарантирование ученику права на повышение оценки;соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;поощрение ученика;соответствие целей контроля целям образовательного процесса.. . Главное в дифференцированном обучении – систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем.