Метапредметный подход на уроках технологии.


Метапредметный урок Необходимо в «первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей без всякого исключения». Н.В.Громыко Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях: личностном; метапредметном; предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Что такое метапредмет? «Мета» - «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственного предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Что такое метапредмет? В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача», «Слово» и др. Основная задача предмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации. Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения. Цели метапредметного урока. Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося; Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности; Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно – значимые проблемы. Цели метапредметного урока. Формирование ключевых компетенций: ценностно – смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной, социально – трудовой и компетенции личностного самосовершенствования; формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. Личностные УУД Регулятивные УУД – действия, с помощью, которых обучающиеся организуют учебную деятельность. Познавательные УУД – действия, с помощью, которых обучающиеся осуществляют процесс познания. Коммуникативные УУД – действия, с помощью, которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми. Цели метапредметного урока. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства; умение учиться, т. е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса; Цели метапредметного урока. формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности; формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. Признаки метапредметного урока. Средства достижения метапредметных результатов образования. Метапредметы Метапредметные программы Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) Метапредметный урок Предметный урок + метапредметная тема Метапредметные задания Межпредметные проблемные ситуации Межпредметные, надпредметные проекты Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие (методические рекомендации учителю) Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. Из выступления Громыко Нины Вячеславовны (методические рекомендации учителю) Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различная способность, способность целеполагания, или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Из выступления Громыко Нины Вячеславовны Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико – метадические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.