Презентация на тему Школьные конфликты. Буллинг


Школьные конфликты: виды и особенностиДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской областиГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»областной ресурсный центр школьной медиации Конфликт или конфликтная ситуация?Конфликтная ситуация - это конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств, но отсутствие открытой активной борьбы.Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Педагогический конфликт Объективные причины: социально-экономическое положение учительстваСубъективные причины: специфика межличностных отношений, особенности психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса По направленности конфликты бывают:• социально-педагогические • психолого-педагогические • социальные• психологические По степени реакции на происходящее: быстротекущие острые длительные слабовыраженные вялотекущие слабовыраженные быстропротекающие По содержанию совместной деятельности: учебные организационныетрудовыемежличностные и др.

Психологические причины конфликтов• недостаточно хорошее знание человека• неправильное понимание его намерений• неверное представление о том, что он на самом деле думает• ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков• неточная оценка отношения данного человека к другому Три основных закона поведения:1 Закон - ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.2 Закон - любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.3 Закон - нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их целей: привлечение внимания или избегание неудачи. Темы вебинаров:15 марта – Типология школьных конфликтов. Конфликты типа «ученик-ученик»: причины и способы выхода из конфликта.22 марта – Конфликты типа «ученик-учитель», «учитель-родитель»,«семейные конфликты»: их причины и способы выхода из конфликта.29 марта –Особенности конфликтов: возрастные, гендерные, межнациональные. ученик-ученикученик – группа учениковбуллинг Причины конфликтов между учениками борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды враждебность к любимым ученикам учителя личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика) Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля.Буллинг - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально. Особенности:а) регулярная повторяемость на протяжении времени б) то, что субъекты взаимодействия («обидчик» и «жертва»), как правило, являются представителями одной и той же социальной группы. Формы школьного насилия : Во-первых, это физические проявления травли: удары, пинки, тычки и пр. Во-вторых, использование вербального воздействия: издевки, высмеивание, сплетни и пр. В-третьих, изоляция Важным элементом всех форм буллинга выступает угроза (непосредственная или переданная через кого-то), которая значительно усиливает напряжение и страх у жертвы.Кибербуллинг -используются мобильный телефон, компьютер и всевозможные гаджеты. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака буллинга. Причины школьного буллингауспеваемость внешность манера одеваться диалект физическая сила самооценка страх и тревожность депрессия заболевания опорно¬двигательного аппарата популярность и т.д Классификация булли: - агрессивный булли - тревожный булли - пассивный буллиВиды жертвы:- первая: не могущие скрыть слабости - вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношениеВлияние буллинга на зрителей 91% детей заявили, что непосредственно или опосредованно сталкивались с явлением буллинга в прошлом или в настоящем.На вопрос: «Участвовали ли вы когда-нибудь в травле и в каком качестве?» 52% респондентов ответили утвердительно и, соответственно, 48% отрицательно.Ролевое соотношение выглядит так: 14% детей участвовали в качестве агрессора, 13% в роли жертвы, 7% в обеих ролях, 59% в роли наблюдающего и 25% в роли защитника жертвы.Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка 55% участников опроса называют внешность, 15% - поведение, 11% - национальность, 8% - материальное положение, 7% - характер, 6% - успеваемость. Говоря о формах школьного буллинга, дети на первое место поставили драку (44%), далее - сплетни (39%), байкот (31%), обзывания, оскорбления (13%) и высмеивание (11%). Значительно реже используются также угрозы (4%) и порча личного имущества (2%). Мальчики несколько чаще используют физические формы буллинга, девочки - вербальные и байкот. 42% учащихся стараются справиться с ней самостоятельно, давая сдачи. 24% респондентов заявили о том, что они сообщают о фактах издевательства и травли учителям и своим родителям. 12% стараются дружить с сильными и авторитетными ребятами, находя в их лице защиту, 8% детей пытаются игнорировать обидчика. «Что сами бы учащиеся предприняли для того, чтобы, если уж и не изжить полностью явление школьного буллинга, то существенно его ослабить?» Самый большой процент детей (13%) не видят решения этой проблемы и не знают как с ней справиться 8% - считают, что следует устранить агрессора (перевести в другой класс, выгнать из школы и пр.)7% детей полагают, что буллинг неизбежен 3% даже считают его «делом веселым»10% респондентов отметили, что нужно больше заниматься воспитательной работой в школе и дома8% предлагают усилить педагогический контроль за учениками, особенно на переменах или в местах скопления детей. Мифы и научные факты о буллингеМиф № 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Миф №2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителяМиф № 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.
Частота случаев буллинга в средней и старшей школе Миф № 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет. Виды агрессии% встречаемости (девочки)% встречаемости (мальчики)Оскорбления, клички2321Распускание слухов, клеветы1511Изоляция, исключение из группы, байкот, игнорирование1311Физические формы агрессии: удары, толчки, щипки, уколы и пр.710Сексуальные комментарии78Комментарии расистского толка67Вымогательство денег, вещей35Формы буллингового поведенияМиф № 5. Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия Миф № 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. Миф № 7. Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками Миф № 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Миф № 9. Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей. Миф № 10. Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно. Подходы к проблемам дисциплины и насилия в школе «руки прочь» «твердая рука» «возьмемся за руки» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙПризнаки: постоянно находится в подавленном настроении;• стал получать низкие оценки;• ищет предлоги, чтобы не идти в школу;• по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;• приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями;• то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;• отказывается выходить играть во двор;• часто приходит домой с синяками и ссадинами;• не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;• стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах. Что делать, если Ваш ребёнок стал жертвой буллинга? Первое - травля — это травляВторое - ВИНЫ ребенка в этом НЕТТретье - объяснить учителюЧетвёртое - объяснить классу Для учителейПризнаки буллинга в школе:- кого-то зажимают в углу помещения;- когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);- один из учеников ни выбирается другими (в изоляции);- весь класс смеется над одним и тем же учеником;- прозвища очень обидные;- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;- младшие школьники боятся зайти в туалет;- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы. Три основные группы методов профилактики буллинга в образовательной организации:1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;2) методы, ориентированные на семейные отношения;3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум). Профилактика буллинга в школеВо-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью. Во-вторых, в школе и дома должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения. В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций некарательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил. В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания.  Первичная профилактика:1. Создание условий недопущения буллинга.2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.Вторичная профилактика:- выявлению у подростков патологических последствий буллинга; - оказанию квалифицированной комплексной помощи.Третичная профилактика:- реабилитация детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Сущность профилактики буллинга: - - предохранение- предупреждение- предостережение- устранение - контроль Задачи профилактики буллинга:• подготовка учителей для работы с трудными детьми;• содействие улучшению социального самочувствия;• психолого-педагогическое просвещение родителей;• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;• снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;• развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.Цель профилактических мероприятий - помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Спасибо за внимание!Областной ресурсный центр школьной медиацииг. Воронеж, ул. Славы, д.13ател. 8 (473)2 34-38-72mediacia.vrn@mail.ru наш сайт - stoppav.ru