Выступление на педсовете Как избежать школьных конфликтов


МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени В.И.Чуйкова»

«Как избежать школьных конфликтов»


Выступление на педсовете
Максимова Е.К.
Конечно, бывают ситуации, когда в классах возникают конфликты.
И больше всего конфликтов возникает между детьми в переходном возрасте.
Хотелось бы этого избежать, но не всегда получается.
Конфликтом называют столкновение противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Бесконфликтного общения в школе, как правило, не бывает, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени.
В классах происходят сложные групповые процессы, такие как:
- создание коллектива,
-консолидация отдельных групп,
- выделение лидеров и т. д.
В одном классе собираются дети,
-имеющие разный опыт общения,
-привыкшие к разному образу и стилю жизни,
-отличающиеся друг от друга своими интересами,
-индивидуальными особенностями,
-направленностью,
-разным видением одних и тех же проблем.
В центре событий часто оказываются дети непростого поведения, или, как мы их называем, девиантного.
Такой ребенок может не выполнить домашнее задание, нагрубить одноклассникам и даже взрослым.
Наиболее распространёнными причинами конфликтов в детской среде являются:
-борьба за лидерство;
-ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
-неподтверждение ожиданий, (например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо "выручать");
-психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);
-примитивный тип общения одного из противников( для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию).
Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе конфликты и разногласия возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения или же конструктивного разрешения.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Неспроста, ещё в I веке до нашей эры римляне говорили:
«Школа – учитель жизни». Где ещё, как не в школе, можно научить человека общению с разными людьми.
Можно значительно уменьшить, или вовсе свести на НЕТ количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для этого педагогам необходимо:
-изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива;
- выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
-определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, и попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха" (Мне приходилось создавать такие «ситуации успеха» для некоторых учеников: Андрей Г., Сергей С., Лена Е.);
-оргинизовать интересную деятельность, обеспечивающую занятость детей
(Проведена работа с детьми и с родителями по выбору секций и кружков по интересам. В кружках и секциях занимается 24 человека из 29. На факультативные занятия по математике и по биологии приходит бо'льшая часть класса);
-использовать эмоционально насыщенные формы взаимодействия («Необычные приключения в стране хорошего тона» – этическая игра, Классные часы «Поговорим о вежливости»,«Для чего нужна улыбка», Новогодние Огоньки, праздники к 23 февраля и 8 Марта; классные часы, для проведения которых стараюсь использовать разные формы и привлекать детей – все эти мероприятия позволяют детям раскрыться иногда совсем с неожиданной стороны для одноклассников. Так классный час «Братья наши меньшие», и последовавшая за ним выставка домашних животных дали возможность проявить себя всем желающим. С удовольствием и большой любовью рассказывали о своих питомцах и те ребята, которые всегда активны и владеют хорошей речью, и те, кто стеснителен или не очень активен на уроках:Саша Д., Лиза М., Лена Е.);
-формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу (Например, пропускать вперёд девочек в столовую; или помогать друг другу во время дежурства, заменяя заболевшего одноклассника; помочь разобраться однокласснику в теме, которую он пропустил или не усвоил);
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе;
(В 5 классе во время переходного периода в классе была организована «Большая психологическая игра», которая длилась всю первую четверть. В ходе этой игры на классных часах ребята оказывались всё время в разных группах и, наблюдая за ними можно было установить некоторые проблемы во взаимоотношениях. Одним из результатов игры является ГЕРБ КЛАССА, созданный в результате взаимных действий классного коллектива; так же был проведён классный час на тему

«Человек среди людей» эпиграфом к которому послужили слова английского философа Ф. Честерфилда:
«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе..».
На этом классном часе ребята познакомились со значением таких терминов, как: Толерантность, Эмпатия, Этикет, Уважение, Деликатность, Такт)
- коррекция взаимоотношений между детьми (здесь приходится применять индивидуальные беседы, иногда не один раз в течение дня
Если конфликты всё же возникают, стараюсь беседовать, не повышая голоса, чтобы направить поведение ребенка в нужное русло.
Считаю, что нельзя усугублять конфликт собственным раздражением и криком. «Нужно беречь детское самолюбие, как зеницу ока, ведь это, - как говорил В.Сухомлинский,- нежная, тонкая, хрупкая, чуткая ткань».
А если ребенок агрессивный, тем более стараюсь внимательно выслушать и дождаться спада эмоций, не допускать агрессии в его адрес.
Гнев и злоба-признаки бессилья. Учитель должен быть доброжелательным, сдержанным, тактичным, как по отношению к коллегам, так и по отношению к детям. С помощью разума, осмотрительности, можно большего достичь, чем с помощью повышенного тона. А педагогический оптимизм, чувство юмора – лучшие помощники учителя в деле воспитания.
Родителей привлекаю к разрешению конфликтных ситуаций в крайних случаях, когда все методы испробованы, а положительного результата нет. На родительских собраниях негативные факты по поводу поведения и успеваемости конкретных учащихся публично, как правило, не обсуждаю, делаю это наедине с родителями провинившихся учеников.
В 5 классе проведены лектории для родителей : «Адаптационный период», «Наказание и поощрение»,«Профилактика правонарушений у подростков»,
Тематика родительских собраний в 6 классе:«Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребёнка 10-12 лет», «Стоит ли наказывать ребёнка?», «Права и обязанности участников образовательного процесса»,«Как воспитать толерантного человека?»
Закончу своё выступление словами известного польского писателя Ка'роля Ижиковского ,«Каждый человек – исключение»
«Ведь каждый человек – это Вселенная»-утверждал великий Гёте "Умный человек найдет выход из любого сложного положения, а мудрый в этом положении не окажется", - писал Ханс Рихтер.

Рисунок 2C:\Users\1\Documents\Фотографии\Школа\11Б-\МАЙ 2011\IMG_2406.JPG15