Творчество самодеятельных композиторов. База данных.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«Детская музыкальная школа № 19»
(МБОУ ДОД «ДМШ № 19»)









Творчество самодеятельных композиторов
Анжеро-Судженского городского округа












Составитель: Л.С. Кинева, директор













2016

Содержание

Введение.....3
Биографическая справка. Иннокентий Григорьевич Патрушев.......7
Биографическая справка. Петр Иванович Патрушев.........9
Биографическая справка. Владимир Алексеевич Красильников............10
Биографическая справка. Мингаяс Муллахметович Ахметгареев..12
Биографическая справка. Павел Васильевич Галковский13
Биографическая справка. Рафис Габдуллович Хайдаров.14
Биографическая справка. Юрий Федорович Батурин..................................16
Биографическая справка. Династия. Семья Литвиненко.............................18

























Введение
Материалом для создания базы композиторов послужили наблюдения над процессом развития композиторского творчества в одном из активно функционирующих городов Кемеровской области – Анжеро-Судженске.
Предлагаемая характеристика взаимодополняющих друг друга явлений, каковыми считаются духовно-практическая деятельность по созданию, распространению и освоению произведений музыкального искусства, может восприниматься своеобразным призывом к дальнейшему изучению. На сегодняшний день не только не существует целостного анализа творческой деятельности композиторов, проживающих на территории города Анжеро-Судженска Кемеровской области, но нет и специальных работ, посвящённых изучению проблематики, сюжетно-образного, жанрового содержания произведений, как конкретного музыканта, так и представителей объединения композиторов нашего города в целом. В то же время нельзя сказать, что внимание преподавателей детской музыкальной школы №19 не привлекали индивидуальные проявления композиторского стиля, отдельные премьерные исполнения.
Особая проблема – осознание стиля композитора как продолжателя профессиональных традиций.
Имеющиеся в личных архивах композиторов черновики нотных записей, компьютерные распечатки, электронные записи также требуют уточнения. Можно ли не зафиксированное в звучании и на бумаге произведение, считать окончательно завершённым, не предполагающим дальнейшей редакции?
Другая причина связана с пока ещё не сформированной базой источников, сколько-нибудь полно отражающей биографическую информацию о самих композиторах, и фиксирующей фактические материалы о создании, исполнении того или иного сочинения. Возможно, предлагаемая база заострит внимание на наиболее значительных аспектах функционирования музыкального искусства в городе, а также послужит некой прелюдией к началу всестороннего исследования творчества Анжеро-Судженских композиторов в культурно-историческом контексте.
Итак, предпринимая пока самый общий анализ композиторской деятельности, предварительно опишем исторические и социокультурные условия не только в нашем городе, но и в области, которые во многом определяют развитие творческой деятельности местных музыкантов в настоящее время.
Охарактеризуем утвердившиеся к концу прошлого века формы музыкальной жизни, поскольку именно они тесно связаны с композиторской деятельностью, способствуют её развитию. Одна из главных форм – музыкальное образование и воспитание, которые активно развивались благодаря функционированию музыкальных школ, а затем и училищ. Так, первые музыкальные школы, открытые в начале 30-х годов в городах Анжеро-Судженске, Кемерово, Прокопьевске, закладывали не только систему образования и воспитания, но выполняли культурно-просветительские задачи, способствовали широкой пропаганде академической музыки. Среди педагогов были специалисты с консерваторским образованием, наиболее инициативные часто выступали в роли организаторов инструментальных и певческих коллективов, они же поддерживали интерес к сочинению музыки, помогали сделать первые шаги начинающим композиторам.
Напомним, что в 1944 году было открыто Кемеровское музыкальное училище, позже, в 60-70-е годы откроются музыкальные училища в Прокопьевске и Новокузнецке, будет осуществляться набор студентов на факультет культурно-просветительской работы в Кемеровском институте искусств и культуры (ныне университет культуры и искусств). Так начнётся подготовка специалистов средней и высшей квалификации: музыкантов-исполнителей и руководителей коллективов академического и самодеятельного направлений. В то же время, многие окончившие музыкальные училища области продолжат обучение в консерваториях и институтах искусств в Новосибирске, Свердловске (ныне Екатеринбурге), Красноярске, Владивостоке, а также в вузах Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Интересно, что среди поступавших из Кемеровской области в музыкальные вузы, было мало желающих обучаться на композиторском факультете.
Продолжая характеристику музыкальной жизни региона, обратим внимание на её не менее существенную составляющую – концертную практику, которая получит своё развитие благодаря деятельности профессиональных и самодеятельных коллективов. Как известно, в 1943 году в Кемеровском областном отделе по делам искусств было организовано концертно-эстрадное бюро, которое в 1954 году реорганизуется в Государственную областную филармонию. Кроме того, ещё в 1945 году в Прокопьевске начал свой сезон Областной театр музыкальной комедии. В дальнейшем развитию музыкальной культуры способствовали получившие собственные сцены в Кемерово областной театр оперетты (ныне Музыкальный театр Кузбасса) и областная филармония, в которой был установлен орган и открыт органный зал.
В начале XXI века развитие концертной практики в Кемеровской области определяется деятельностью таких высокопрофессиональных коллективов, как Музыкальный театр Кузбасса, Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса, Губернаторский камерный хор Кузбасса, Муниципальный оркестр русских народных инструментов, Губернаторский хор «Утро», Новокузнецкий муниципальный камерный хор, хор Новокузнецкого православного духовного училища и др. Наряду с профессиональными коллективами развитию музыкальной культуры региона способствуют музыканты-любители: студенческие хоры, молодёжные вокально-инструментальные ансамбли, самодеятельные хоры при дворцах культуры и т. д.
Особую популярность среди различных слоёв населения получило так называемое хоровое движение, объединяющее фольклорное, академическое и любительское хоровое пение, хоровые фестивали, конкурсы, праздники песни.
В Кемеровской области преобладание хоровых коллективов над инструментальными, думается, можно объяснить ещё и многолетним целенаправленным воспроизводством хормейстеров дирижёрско-хоровыми отделениями училищ, и плодотворной работой кафедры дирижирования академическим хором (ДАХ) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ).
Активной концертной деятельностью также отличаются многие самодеятельные хоровые коллективы и в нашем городе. Особенно хочется отметить коллектив Народного театра под руководством Красильникова В.А., хор клуба «Физкультурник», которым руководил Рухманин С.В.
Важно то, что функционирование названных и не названных коллективов во многом инициирует регулярное создание композиторами-профессионалами и любителями большого количества вокально-инструментальных и хоровых произведений.
Также широкое распространение, в том числе и в нашем городе, получило следующее явление: художественный руководитель и дирижёр обычно любительского хора или ансамбля в репертуар возглавляемого им коллектива включает собственные произведения. Показательно в этом отношении то, что для публики большинства регионов России наиболее заметной и популярной фигурой является композитор-песенник: одарённый музыкант, часто не имеющий композиторского диплома, но сочиняющий песни разных жанров (сольные, хоровые, в народном стиле, в стиле рок-баллады, так называемые «авторские» и др.). Несколько слов следует сказать и о концертной деятельности оркестровых коллективов. Наиболее известны в нашем городе оркестр баянистов ДК шахты «Анжерская» под руководством Патрушева И.Г.
Наконец, назовём имена талантливых музыкантов, сочиняющих в различных жанрах и не всегда имеющих профессиональную квалификацию «композитор».
Среди композиторов-профессионалов, живущих в Анжеро-Судженске с гордостью хочу назвать Патрушева Иннокентия Григорьевича, Патрушева Петра Ивановича, Красильникова Владимира Алексеевича. Среди композиторов-любителей, представляющих наш город заметно и популярно творчество Хайдарова Рафиса Габдулловича, Галковского Павла Васильевича, Батурина Юрия Федоровича, Ахметгареева Мингаяса Муллахметовича.
В творческом активе указанных композиторов наиболее широко представлены хоровые, вокально-инструментальные произведения.

Биографическая справка. Иннокентий Григорьевич Патрушев
Иннокентий Григорьевич Патрушев родился 26 марта 1919 года в деревне Постниково, Ижморского района. В семье музыку любили все, но на балалайке очень хорошо играл старший брат. У него и научился Иннокентий Григорьевич. С удовольствием играл он потом на пионерских сборах. В 1929 году приехал в Анжеро-Судженск, чтобы продолжить обучение, потому что в деревне была только начальная школа. Учился сначала в 11 школе, затем поступает в строительное училище, где начал играть в духовом оркестре. Здесь и получил элементарные музыкальные знания, которые руководитель Соболевский Ф.П. настойчиво прививал своим воспитанникам. Мысль стать профессиональным музыкантом уже не покидала Патрушева И.Г.
Проучившись два курса в Томском музыкальном училище, Иннокентий Григорьевич становится воспитанником Пехотного стрелкового полка в духовом оркестре, по окончании которого в 1940 году стал участником профессионального джазового оркестра в кинотеатре «Забой». В 1940 году был призван в ряды Советской Армии. Служил в городе Ачинске в духовом оркестре. Война перечеркнула все планы. Участвовал в боях под Смоленском. В 1942 году получил тяжелое ранение, затем госпиталь и инвалидность. В конце 1943 года получает направление в Образцовый показательный оркестр Карельского фронта. С этого периода начинается творческая деятельность в качестве композитора, пополнялся репертуар данного коллектива. Демобилизовался в 1946 году. Вернувшись в Анжеро-Судженск, организовал эстрадный оркестр и был его руководителем до 1956 года. А в 1956 году назначается директором Детской музыкальной школы №19. На этом посту был до 1977 года. В это время много пишет вокальных произведений. В 1972 году в городе Кемерово состоялся телевизионный смотр творчества самодеятельных композиторов, который проходил под девизом «Город песен». В нем принял участие и Патрушев Иннокентий Григорьевич. Его песни «Девичья лирическая», «Сибирячка», «Анжеро-Судженск», «Песня о Томске», «Песня о Кемерово» исполнили преподаватели музыкальной школы №19. Выйдя на заслуженный отдых, в 1979 году в ДК шахты «Анжерская» организовывает оркестр баянистов, в котором объединил всех любителей музыки. Аранжирует произведения советских и зарубежных композиторов, пишет обработки народных песен и танцев и много пишет собственных произведений. А жанры разнообразные: от вокальных произведений до инструментальной музыки. Особенной популярностью пользуется песня об Анжеро-Судженске. Умер Патрушев Иннокентий Григорьевич 7 мая 1994 года.



















Биографическая справка. Петр Иванович Патрушев


Петр Иванович Патрушев родился в 1941 году в Анжеро-Судженске. Был преподавателем по классу теории музыки, ветеран педагогического труда. Закончил в 1967 году Томское музыкальное училище. Принял эстафету композиторской деятельности у своего дяди, Патрушева И.Г. Особенно проявил себя в вокальном жанре. Долгое время прививал любовь к творческой деятельности юным музыкантам, организовав клуб «Юный композитор». Ребята сочиняли не только песни. На областном конкурсе в 1992 году «Юные композиторы Кузбасса» была показана сочиненная музыка к мультфильму «Варежка». Композиция состояла из восьми песен. Патрушев Петр Иванович много концертировал, исполняя песни собственного сочинения. Умер в 2010 году.













Биографическая справка. Владимир Алексеевич Красильников


Владимир Алексеевич Красильников родился 21 декабря 1936 года в городе Анжеро-Судженске. Окончил 8-летнюю школу №9 и одновременно учился в музыкальной школе, потом работал музыкальным руководителем на предприятии города и заочно учился в Кемеровском музыкальном училище. В 1962 году был приглашен музыкальным руководителем агитбригады Анжерского машиностроительного завода, которая первой в Кузбассе получила звание «Народная», а в 1967 году они стали Лауреатом Всероссийского смотра. С агитбригадой связаны самые яркие страницы его биографии. Здесь он мог в полной мере проявить свой талант, мог днями и ночами не выпускать музыкальный инструмент, так как почти в каждом номере использовалось до 30 – 40 популярных мелодий и шлягеров.
Но как истинный мастер и композитор Владимир Алексеевич проявился в песне. Любовь к песне закономерно привела Красильникова к композиторскому искусству.
Музыкант – виртуоз, хормейстер, композитор. 33 года жизни отдано музыке – хору, вокальным коллективам, солистам, вокально-инструментальным группам, ансамблю баянистов.
Первую песню написал в 1959 году. Среди его песен есть особенно любимые: «Яблонька» на стихи В. Зулина, «Зачем стареют наши мамы» на стихи московского поэта В. Туркина. Для всех песен лирического плана характерна искренность и простота мелодий. В них слышна близость к певучим, душевным русским народным песням. Удаются Красильникову песни патриотические: «Тебе, Россия» на стихи анжерского поэта С. Федоринова, «Русь синеглазая» на стихи Г. Холупенко. В песне «Ветеран завода» на стихи С. Федоринова воспевается труд заводчан, отдавших производству многие годы своей
·жизни.
Сколько боли и тепла в песне об Афганистане на стихи Д. Лисова «Позади все тревоги». Но, пожалуй, самым популярным остается «Марш анжерских машиностроителей», написанный в 1967 году на стихи Б. Сидельцева для творческого отчета коллектива. Этот марш звучит до сих пор.
В своих песнях Владимир Алексеевич как бы делится своими мыслями и переживаниями с людьми, по-своему пытается сказать о том, что его волнует.
В 1995 году вышел первый сборник песен «Пою мою Россию». Сейчас выпущено уже 6 сборников. Награжден знаками ВЦСПС и Всесоюзными оргкомитетами фестивалей 1982, 1985, 1987 годов. В 1993 году Красильникову присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры России». В 2011 году в городе прошел конкурс на лучшее сочинение гимна Анжеро-Судженску, посвященный 80-летию города. Гимн, написанный Красильниковым В.А. на стихи В. А. Кривенковой стал победителем и впервые прозвучал в исполнении хора преподавателей Детской музыкальной школы №19 на Дне города. Умер 13 ноября 2012 г.












Биографическая справка. Ахметгареев Мингаяс Муллахметович



Ахметгареев Мингаяс Муллахметович родился 10 января 1946 года в городе Анжеро-Судженске. Потому как с рождения инвалид по зрению, образование и становление в жизни Мингаяса взяло на себя «Общество слепых». Родители и родственники музыкального образования не имели, но музыку любили. Отец принес с работы гармошку- двухрядку и Мингаяс за один вечер научился на ней играть. Было ему в то время 7 лет. Затем произошло знакомство с баяном, когда старший брат взял его на прокат. Так и стал этот инструмент другом на всю жизнь. С баяном начал свою трудовую деятельность сначала в клубе АШСУ на улице М. Горького, затем в ПМК (район химфрамзавода).
Толчком к композиторскому творчеству стала встреча с Красильниковым В.А., когда на одном из творческих вечеров услышал его песни. Первое сочинение было написано на стихи Тайгинского поэта-самоучки Лапуновского Александра, которые услышал на конкурсе чтецов. А исполнила творение Поперечнюк Л.Ф. С этого времени началась творческая деятельность. В основном Ахметгареев М.М. пишет песни о ветеранах войны, о шахтерах. Но главное место занимают песни о любви, о нашем городе. Знакомиться с творчеством местных поэтов Альберта Голикова, Геннадия Горюнова помогает супруга Тамара Викторовна, читая и записывая на диктофон их сочинения. Слушает стихи и рождается музыка.
Жизнь не стоит на месте, идет в ногу с ней и Ахметгареев М.М.. Сейчас увлекся синтезатором, познает его многогранные возможности.




Биографическая справка. Павел Васильевич Галковский

Павел Васильевич Галковский родился 23 апреля в 1971 году в городе Анжеро-Судженске. Учился в школе №22. В это время и пришло увлечение игрой на гитаре, которой был очарован старший брат. После окончания восьми классов, поступает в Тайгинский железнодорожный техникум, но вскоре переводится в СГПТУ №42, потому что именно там существовал инструментальный ансамбль. В этот период появляется первая песня с романтическим названием «Пять синих роз», где и музыка, и слова принадлежали автору – Галковскому Павлу. По окончании училища пошел работать на шахту «Судженская» подземным электрослесарем.
Настоящей школой жизни стала служба в воздушно- десантных войсках в Туркмении. Новые взаимоотношения, впечатления нашли свое отражение в сочинениях Галковского П. В.
После возвращения в родной город продолжил трудовую деятельность на шахте «Судженская». На заработанные деньги приобрел синтезатор, на котором писал фонограммы своих песен, записывал их на магнитные кассеты, затем многократно пересматривал, дорабатывал. Направленность его песен разноплановая: здесь и лирика, и патриотизм, и «дембельский» альбом. Всего написано более 100 песен, но часто исполняются и пользуются популярностью у слушателей около 30. Эти песни на протяжении лет своего существования постоянно переписываются, изменяются, идя в ногу с современностью. Павел Васильевич принимает участие в конкурсах авторской песни. Его сочинения звучали в Кемерово, Новосибирске, Горном Алтае. В настоящее время Галковский П.В. трудится в Центре национальной культуре, много выступает на сценических площадках города и продолжает свои мысли, впечатления отражать в своем песенном творчестве.

Биографическая справка. Рафис Габдуллович Хайдаров

Рафис Габдуллович Хайдаров родился 27 апреля 1965 года в городе Ленинске - Кузнецком. В 1966 году семья переехала в город Анжеро-Судженск, который стал для Рафиса поистине родным. Родители очень хотели видеть своего сына профессиональным музыкантом, но эти планы не совпали с планами Рафиса. Он три года поступал в Детскую музыкальную школу №56 по классу баяна и, проучившись чуть более одного месяца, оставлял ее. Мама была очень настойчива и записала сына в музыкальный кружок к Смоляку В.В. на духовые инструменты (труба). А уже на следующий учебный год Рафис стал участником духового оркестра при Доме культуры шахты «Анжерская». В этом коллективе привили ему навык чтения нот с листа.
Особенно запомнилось в эти годы эстрадное волнение. Рафис был очень стеснительный и застенчивый. А когда еще и друзья стали смеяться над его увлечением музыкой, все бросил в один миг. До восьмого класса занимался спортом и о музыке не вспоминал. Но в это время в стране начинают организовываться вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Наш город не стал исключением. Уже был популярен «Орфей». Виктор Чернышенко собирает ансамбль под романтичным названием «Эллада», куда и пришел Рафис. Толчком к сочинительству послужила услышанная по радио запись ансамбля «Машина времени» под руководством Андрея Макаревича. С этого времени начинает много писать инструментальной музыки, но относился к своим произведениям очень самокритично. Ничего не нравилось. Служба в армии, которая проходила в Германии, позволила много увидеть, узнать качество настоящих музыкальных инструментов, услышать много современной музыки. Вернувшись после службы, пошел на шахту «Таежная» горным мастером. Учеба в горном техникуме нашла свое применение.
Но музыка не давала покоя. И опять участие в вокально-инструментальном ансамбле «Поиск». Сотрудничая с Небоженко И.Н., стал много сочинять, в основном в инструментальном направлении, перешел с бас-гитары на соло-гитару. Но работа на шахте и строительство дома отодвинули увлечение музыкой на второй план. Так прошло полтора года. И музыка начала сниться. Рафис собирает коллектив «Уходящие вдаль» при клубе «Физкультурник». Здесь и появляется первое настоящее сочинение, которое посвятил своей доченьке Аллочке под названием «Колыбельная». Начинается серьезное увлечение творчеством Александра Розенбаума. В это же время пришло желание постичь музыкальную грамоту, ее теорию, основы гармонии, чтобы сочиненные произведения были профессионально грамотными. В конце 1996 года, в канун Нового года состоялся первый сольный концерт Рафиса Хайдарова в ДХТ. Свои творения записывает на магнитоальбомы, дарит друзьям.
С 2001 года открывается новая веха в творческой жизни Рафиса. Конкурсы. Первый конкурс проходил в п.г.т. Тяжинский, на котором была показана песня «Письмо к Розенбауму», затем в 2003 году «Бабье лето», Абакан, Магнитогорск, много гастролирует с кемеровскими бардами. В 2008 году в Юрге – полная победа во Всероссийском конкурсе авторской песни.
Сейчас в творчестве Рафиса Хайдарова новый виток. Он организовал ансамбль «Джентльмены», продолжает сочинять. Планка поднята и ниже уже нельзя.













Биографическая справка. Батурин Юрий Федорович.


Родился 24 февраля 1942 года в селе Звериноголовское Курганской области. С 1947 года проживает в Анжеро-Судженске.
Родители: Батурин Федор Кузьмич – оренбургский казак с 1911 года. Мать – Кручинина Таисия Степановна, комсомолка 20-х годов. Старший брат Фектас (имя его от начальных слогов имен родителей Федора Кузьмича и Таисии Степановны) – был капитан - артиллерист. Сестра Владилена – врач – стоматолог. Средний брат Владимир – художник. В настоящее время – казак, есаул г. Саяногорска.
С 1962 г. по 1965 г. – служба в рядах Советской Армии, участие в художественной самодеятельности батальона. Пел, играл на военных смотрах, освоив такие музыкальные инструменты, как барабан, альт.
После службы в армии - работа на стекольном заводе г. Анжеро-Судженска. Участие в художественной самодеятельности завода, шахты «Судженская». Пел. Сколько себя помнит – все время пел. Пел классику, народные, лирические, гражданские песни.
Унаследовал страсть к пению от родителей: мать пела красиво и ,самое главное, всегда абсолютно чисто интонировала; отец играл на балалайке и подпевал матери.
По мнению Юрия Федоровича, раньше пели все. Собирались два – три дома по вечерам, рассаживались на большом крыльце и пели под баян, гитару или просто, без аккомпанемента. Это было доброй традицией того поколения.
Юрию Федоровичу повезло – его соседом был бывший дьяк. Его семья пела всем составом. Пели так, что заслушивались все вокруг. От них Батурин Ю.Ф. получил первое представление двухголосного и вообще, многоголосного пения. Очевидно, вот такое многолетнее накопление «музыкального» опыта и выразилось, в последствии, в рождение мелодий, песен, стихов.
А писал стихи давно, набираясь опыта от прочтения стихов любимых поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Первые сочинения Юрия Федоровича приходятся на апрель 2009 года. Тогда появились песни «Мой ангел», «Вальс счастья». Друзья- музыканты помогли записать, так как нот он еще не знал. Потом появляются: «Мадам Бовари», «Шахтерский марш». Они были представлены на областном и региональном Сибирском конкурсах. Большую помощь в становлении Батурина Ю.Ф. как музыканта оказали Батурина Ольга Егоровна, преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ №19», Дубиненко Татьяна Иннокентьевна – музыкант-педагог. Шумилин Юрий Александрович – музыкант, звукорежиссер ДК «Центральный».
Продолжает изучать нотную грамоту Юрий Федорович по настоящее время, постоянно совершенствуя свое композиторское мастерство.
На традиционном композиторском конкурсе в г. Омске его песни «Земля ты наша казацкая» и «Милый вальс» получили звания дипломанта II степени. А на международном фестивале русского искусства в г. Семипалатинске в 2011 году песня Батурина Ю.Ф. «Земля ты наша казацкая» получила звание лауреата. Песня посвящена возрождению казачества. Сейчас Юрий Федорович готовит к представлению сочинение «Сальери» на стихи А.С. Пушкина. А также, авторские сочинения «Наша память», «Не забывайте матерей», «Пушкинские сказки». Творческих планов много и все еще впереди.
Юрий Федорович Батурин - 89832136042





Музыкальная династия семьи Литвиненко
Музыка в семье Литвиненко звучала довольно часто: слушали радио «Маяк», по телевизору с удовольствием смотрели всей семьей концертные программы «Песня года», «Шире круг» и др.
Но больше всего дети любили, когда папа брал в руки баян. Песни и частушки, петые всей семьей по вечерам после работы, были своего рода репетициями. А в праздники собиралась вся родня и обязательно пели хором, с душой, многоголосно, красиво.
Отец, Александр Иванович Литвиненко научился играть на баяне и на гармошке ещё в детстве. Родился он в 1949 году в с.Кайла Яйского района Кемеровской области. В роду Литвиненко все были музыкальными: бабушка Александра Ивановича ещё маленькой девочкой пела в церковном хоре, отец и мать тоже любили петь на дваголоса русские и украинские песни.
С теплом и благодарностью Александр Иванович вспоминает своего учителя и директора сельской школы Перминова Георгия Михайловича. В трудные послевоенные годы было важно не только хорошо учиться. Надо было поддержать дух, настроить ребят на созидание. Вот после уроков директор и собирал ребят в самодеятельный хор, сам брал в руки баян и разучивали вместе «Песню о Щёрсе», «Там, в дали за рекой» и многие другие замечательные песни. Он учил мальчишек игре на баяне и на гармони. Историк по образованию, самоучкой когда-то овладевший игрой на инструментах, Георгий Михайлович прививал любовь к музыке, трудолюбие, усидчивость, обучая ребят подбирать музыку на слух. Ну какие в послевоенной деревне ноты?! Александр Иванович до сих пор с оживлением и радостью рассказывает о поездках в городской дом пионеров, где проходили смотры художественной самодеятельности, звучали песни и танцевальные мелодии, которые потом по возвращении в деревню подбирались по памяти.
Умение петь и играть на баяне пригодилось в армии. Там же научился играть на гитаре. Служба проходила в Совгавани и бухте Бяудэ на Тихоокеанском флоте. Навсегда запомнилось это время: настоящая морская дружба, трудности походов и смешные, порой курьезные случаи на стоянках и в увольнении. Ведь именно жизненные впечатления эмоционально отзываются в душе и проявляются потом в чутком, ласковом пении, а то и звонком, веселом наигрыше.
После армии были долгие и трудные годы работы на химфармзаводе в г.Анжеро-Судженске. В эти годы образовалась своя семья: у Александра Ивановича и Валентины Николаевны родились две дочери. Электргазосварщик высшего разряда не ушел с завода в сложные для страны и для завода 1990-е годы, когда было нужно, работал и слесарем, брался за подработку, чтобы выучить и «поставить на ноги» детей. А потом помогал растить и внуков.
Шли годы. Повзрослели дочери. Обе учились в музыкальной школе, участвовали в самодеятельности, приобрели профессию.




















13 PAGE 14515

13 PAGE 1415



 
  Заголовок 2 Заголовок 315