КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ Обобщение по теме Имя существительное

Обобщение по теме «Имя существительное»
Здравствуйте. У меня сегодня прекрасное настроение ребята и я хочу4 поделиться им с вами. Я улыбаюсь вам. И предлагаю сегодня наш урок провести с улыбкой. Открываем тетради. Записываем число и классную работу.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова относятся к именам существительным, т.к. в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
при выразительном чтении стихотворения звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года.Апрель»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.А.Фет.
-Прослушайте это стихотворение.
Как можно озаглавить отрывок? («Ночь», «Ночные звуки и краски»...)
Какова основная мысль стихотворения? (Поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа.)
А что вас удивило в этом стихотворении? Что показалось интересным?? Оно состоит почти из одних имен существительных.
Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
- Проведем небольшое исследование:
- Сколько слов в стихотворении? 22
- Сколько имен существительных? 14
Как вы думаете, какова тема урока? Обобщение по теме «Имя Существительное». Сформулируем цели Обобщить. Систематизировать. Повторить. Сравним. Как вы думаете с чего мы начнем?
Для начала проведём «Мозговой штурм». (Каждой команде выдаётся лист с незаполненной таблицей. Вам надо заполнить её в течение урока.
Для того чтобы нам верно заполнить, нужно выполнить несколько заданий. Итак, вы готовы? Начинаем. Работаем с улыбкой.
У меня для вас очень интересное задание.
Вам надо распределить и записать существительные в соответствии с их значением:
Спортсмены, олимпиада, коньки, делегаты, дружба, соперничество, победа, мороз, ветер, соревнования, веселье, лыжи.(на доске)
Какую запись можем внести в нашу таблицу?
Работаем дальше.
Слова распределены в две колонки. Составьте слова, которые представляют собой верное словосочетание.(на доске)
Город птица
созвездие лебедь
птица «Лебедь»
кафе Лебедь
пароход «Орел»
Орел орел
Что еще можем написать в таблицу? Как вы думаете, над чем нужно поработать в следующем задании?
У вас есть сигнальные карточки двух цветов: зеленые и красные. Я буду читать предложения, а вы должны найти существительные и поднимать карточки. Если считаете, что данное существительное обозначает одушевленный предмет, то поднимайте зеленую карточку; если считаете, что обозначает неодушевленный предмет, то поднимайте красную.
Предложения.
Ветер играет. Девочка смеётся. Папа зашёл. Город спит. Бабушка приехала. Собака бегает. Солнце встаёт. Телефон зазвонил. Дождь прошёл. Тренер зашёл.
Что еще можем написать в таблицу?
Словарный диктант.
Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
Возраст от года до лет 10.(Детство)
На какие группы вы можете разделить данный слова с точки зрения морфологии и по какому принципу? По родам, склонениям. Что еще можем написать в таблицу?
Мы повторили все постоянные морфологические признаки. Сделаем вывод. Переходим к непостоянным признакам.
Обратите внимание на записанные слова. Образуйте форму множественного числа. (Только единственное число) Что еще можем написать в таблицу?
Обратите внимание на слайд. Загадка. О чем идет речь?(О падежах)
Имя родители дали, Винни топтыжку прозвали Что еще можем написать в таблицу?
Собери мозаику!
Из предложения заберите определение: Скачет весёлая белочка с ветки на ветку.
2) Выпишите слово 1 склонения: облако, ветер, весна, мышь, терпение.
3) Заберите сказуемое: Ветер гонит по дорожкам жёлтые листья.
4) Заберите подлежащее и поставьте слово в винительный падеж: Зима недаром злится
5) Заберите обстоятельство: С соседского двора неслись радостные крики и смех.
Что еще можем написать в таблицу?
Подведение итога ответ на вопрос :
Составим полный ответ по таблице Что такое существительное? За что себя можешь похвалить?
«Для чего в речи нужны имена существительные?»
Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова, оно может быть любым членом предложения. Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.
Выставление отметок
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215