Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена Русалочка

Жусупова С.Е.
учитель начальных классов.
4 «Г» класс

Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
    
     Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Г. Х. Андерсена "Русалочка.
Задачи: Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях. Развивать монологическую речь, ее содержательность, выразительность, умение высказывать свои мысли, делать обобщающие выводы, составлять характеристику главных действующих лиц. Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь.
Тип урока : систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки.
Ход урока.
I.Организационный момент:
II.Сообщение темы урока.
Ученик: Он обойдёт моря и сушу
Весь мир, что мелок и глубок.
Людскую раненую душу
Положит в сказочный лубок..
И чтоб под гибсовой повязкой
Восстановился кровоток.
Несёт он радостную сказку
Повешанную на платок.
Леченье так умно и точно,
Всего целебней на земле,
Рассказ про гадкого утёнка
И миф о голом короле.
- О ком идёт речь в стихотворении?
Да. Это Ханс Кристиан Андерсен. Так звали сказочника, которого знает весь мир. О чем мы будем говорить на уроке ?( Будем говорить о сказочнике, его творчестве и сказке «Русалочка»)
Эпиграф урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
(Г.Х. Андерсен)
- Как понимаете смысл высказывания?
III. Актуализация знаний
Тест
1Кто живёт на дне морском?
Подводный народ
Птицы
Люди
Волшебники
2. Из чего сделан дворец морского царя?
Из камня
Из кораллов и янтаря
Из глины
3. Сколько дочерей было у морского царя?
12
6
8
4. Кто спас принца?
Морской царь
Матросы
Русалочка
5. Почему Русалочка решила стать человеком?
Хотела жить на суше
Хотела быть рядом с принцем
Хотела дышать воздухом
6. Почему Русалочка отправилась к ведьме?
Колдовать
Получить вместо хвоста ноги.
Получить жемчужину

- Работать на уроке вы будете в группах.
- Как должна быть построена работа в группах,  чтобы был качественный результат?
Оценивание этапов работы - жетоны.
- Что вы узнали об Г.Х. Андерсене из учебника?( Каждая группа делится своими знаниями)
На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания,(слайд) а в Дании – городок Оденс, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс-Кристиан Андерсен. Ганс-Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Семья была очень бедной. Отец Ганса-Кристиана был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей белье богатым горожанам. Андерсен с невероятным трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из воспоминаний детства.
-Однажды Андерсена попросили написать автобиографию, где родился? Кто его родители? Но у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал все сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: « Гадкий утенок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а самое главное у него будет нормальный нос. Взрослый Андерсен написал потом удивительные сказки. Там говорили животные, смеялись деревья, а некрасивые люди меняли по праздникам носы и уши. Каким он видел себя в этой сказке: прекрасным лебедем « Гадкий утенок»- это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра « Отгадай-ка» (вопросы задаются по очереди каждой группе)
- Отгадайте, из каких сказок эти отрывки.(слайд)
а) Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей, все они называли его славным малым, а ему это нравилось. (Огниво)
б) Ах, очень дурно!-отвечала принцесса. Я почти не сомкнула глаз.
Бог знает что у меня была за постель!...( Принцесса на горошине)
в) но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге. Она тоже была вырезана из бумаги одета в юбочку из тончайшего батиста. (Стойкий оловянный солдатик)
г) её чудные длинные волосы были распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, а пальцы плели зелёную крапиву. ( Дикие лебеди)
д) корабль стонал и скрипел, толстые доски трещали, волны перекатывали через палубу. ( Русалочка)
- Действительно, ребята, это Русалочка, самая любимая сказка Х.К.Андерсена.
2. Работа по сказке.
Посмотрите на доску. О чём мы будем говорить? ( о теме, об идеях, о сюжете, об образах)
О теме – О чём произведение?
Об образах- Кто герои сказок? Кто положительные герои кто отрицательные? Опишите главного героя - Русалочку.
1. Где жила Русалочка? Какой она была? (Тихой, задумчивой)
2. Найдите в тексте портрет героини. Прочитайте его.
3. Почему Русалочка спасает принца? Какими чертами характера обладает Русалочка (смелость, доброта)
4. На что решается Русалочка? На какую жертву решается Русалочка, чтобы принц полюбил ее?
5. Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь проявляются черты (мужественная, любит принца терпеливая)
6. Могла ли Русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать. Какое решение она приняла?
Физминутка Чтение стихотворения.
Точка- хлопок
Запятая – волна рукой
Многоточие- хлопок над головой
Тире –присесть
О сюжете – Где и когда происходят события?
Восстановление деформированного плана сказки.
Задание: восстановите план сказки.
Восстанавливают план:
1) Морская семья
2) Прекрасный принц
3) Страшная буря
4) Принц спасен
5) Тоска Русалочки
6) Дорога к ведьме
7) Разговор с ведьмой
8) Принятое решение
9) Русалочка стала прекрасной девушкой
10) Жизнь во дворце
11) Последняя ночь
12) Встреча с сестрами
13) Гибель русалочки
- Проверка выполнения
- Кто выполнил безошибочно?
- У кого были ошибки? сколько?
Об идеях - Что хотел сказать автор сочиняя сказку?
Сказка утверждает светлый и чудесный мир высокой любви. Это образец любви. "Добро побеждает зло”. А всегда ли он верен? А как же Русалочка? Она ведь погибла. Давайте вместе подумаем над этим вопросом.
В ходе эвристической беседы дети должны прийти к выводу, что добро побеждает. Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца!
3.Викторина.
Ответьте на вопросы
(вопросы задаются по очереди каждой группе)
1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)
2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)
3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)
4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)
5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)
6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)
7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)
8. Сколько лет живут русалочки? (300)
9. Любил ли принц русалочку, как она его?
10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
11. Какое решение приняла русалочка?
12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?
13. Во что превратилась русалочка после смерти?
V. Применение знаний в новой ситуации
- Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.
Задание: придумайте своё окончание сказки
- У кого больше понравилось завершение сказки?
Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.
Высказывают своё мнение
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание составить кроссворд по данной сказке.
VII. Итоги урока. Рефлексия
- Как вы оцениваете  работу своей группы?
-Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?.
Дети высказывают своё мнение.
Кому понравился урок прикрепить на доску стикер красного цвета,
Кто не все было понятно желтого цвета, кому не понравился и ничего не понял зеленого цвета. На стикерах написать пожелания друг другу.