Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) Заглавная буква Ц


Русский язык (обучение грамоте)
Автор: Крюкова Н.В., учитель начальных классов МБОУ ЮРЛК и НК им. А.Ф.Дьякова
УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс
Тип урока – открытие нового знания
Тема учебного занятия:  «Письмо заглавной буквы «Ц»
Цель – создать условия для формирования умения писать букву «Ц», слова и предложения с новой буквой.
Задачи урока (деятельность учителя):
Актуализировать знания обучающихся о звуке [ц].
Создать условия для формирования в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ буквы «Ц».
Научить писать заглавную букву Ц по алгоритму и под счёт.
Обеспечить условия для упражнения обучающихся в написании слогов, слов, предложений с буквой Ц, продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове.
Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке
Оборудование: Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Тетрадь по письму № 3, с. 29, листы самооценки.
Ход урока.
Организация внимания. Мобилизирующее начало урока. (Психологический настрой учащихся; вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.)
-Повторяйте за мной:
-Мы умные!
-Мы дружные!
- Мы внимательные!
- Мы старательные!
- Мы отлично учимся!
- У нас все получится!
- Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация опорных знаний. (Цель данного этапа: повторение знаний,
необходимых для восприятия нового материала, выявление знаний,
полученных на основе жизненного опыта учащихся)
- Ребята, начну я урок с загадки:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
- Кто это? ( слайд №1)
-Что вы про неё знаете?
- Выделим звуки и построим схему
- Дайте характеристику первому звуку. ( согласный, глухой, непарный, твердый) Раскрасьте звук в прописи на с.29
- Какой буквой обозначим звук ц?
- А для кого в нашем классе строчная буква Ц особенно дорога?
III. Постановка учебной задачи. (Цель: сформулировать тему и задачи урока)
- Рассмотрите пропись и определите цель сегодняшнего урока.
- Кто догадался какой будет тема нашего урока? ( слайд №2)
-Когда пишется прописная буква Ц?
- Какие поставим перед собой задачи на уроке? ( Вывешивает на доску вопросительные знаки)
- Но сначала надо вспомнить правила гигиены письма и подготовить пальчики к работе.
(повторяют, как правильно сидеть за партой, как держать ручку, как должна лежать тетрадь)
Пальчиковая гимнастика
- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули... Покрутили...
Постучали... И открыли!
2. Анализ буквы Ц
-Сравните в написании строчную и заглавную Ц,ц. Что вы видите?
- Посмотрите, как соединив элементы, мы получим заглавную букву Ц.
- Наш друг- огонек пришел к вам на помощь.
-Приготовились обводить в рамке.
Тетрадь с наклоном положу-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(дети выполняют задание)
2. Самостоятельная работа в прописи под счёт.
-Теперь под счёт пишем в строке.
- Чем занимались? Зачем нам это нужно?
2. Рассматривание соединений новой буквы с последующими.
- Чем будем заниматься дальше? (выписывать слоги)
- Прочитаем слоги слияния. (цу, це, ца)
Дополните фразу
- Цу-цу-цу, я веду домой овцу (какое соединение?)
- Це-це-це, изменились мы в лице (какое соединение?)
- Ца-ца-ца, прибежала к нам овца (какое соединение?)
- Произнесём и раскрасим звуки.
3. Работа с текстом. Списывание предложений. Составление схем к предложениям.
- Чем будем заниматься дальше? Назовите следующую задачу.
(списывать предложения.)
- Почему вы решили, что это предложения?
Прочитайте самостоятельно предложения.
- Сколько слов в 1 предл?
-Почему Женя Цаплин написано с заглавной буквы?
-Кого можно назвать художником?
-Спишите ниже1 предл. (Женя Цаплин-художник.)
-Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
IV Физминутка. ( Цель: снять умственное и мышечное напряжение)
- Встаньте и покажите, как стоит цапля (важная птица одна рука на поясе, другая вперед клюв, на одной ноге).
- Очень трудно так стоять
- Ножку на пол не спускать
- И не падать, не качаться
- За соседа не держаться.
- А теперь на другой ноге.
- А теперь как птицы полетели и тихонько на место сели.
. (2)
- Прочитайте 2 предложение. Сколько в нем слов? Как зовут кузнеца? Спишите. Рядом постройте схему. (Андрей-кузнец.
-Прочитайте 3 предложение. Сколько в нем слов? Спишите. Рядом постройте схему.
. (4)
Он работает в цехе.
«Разминка для пальчиков «10 птиц»
Десять птичек - стайка.Эта птичка - соловей,Эта птичка - воробей,Эта птичка - совушка,Сонная головушка.Эта птичка - свиристель,Эта птичка - коростель.Эта птичка - скворушка,Серенькое перышко.Эта - зяблик.Эта- стриж.Эта - развеселый чиж.Ну, а эта - злой орлан.Птички, птички - по домам!
Микроитог
- Давайте еще раз повторим, а зачем нам необходимы заглавные буквы? (чтобы писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных, начало предложений)
V. Закрепление
1. Работа с деформированным предложением
-Посмотрите на экран, кто может сформулировать задание?
болоту, цапля, по, ходит, Цапа
п/о (составить из слов предложение и записать)
2. Самопроверка
Цапля Цапа ходит по болоту.
. (5)
-Давайте построим схему предложения. Самостоятельно начертите.
VI. Рефлексия
-Вспомните цель урока.
- Кто научился писать заглавную букву «Ц»
-Возьмите листочки с планом и поставьте «+» на том пункте плана, где хорошо поработали
-Скажите, чему научились на уроке.
- Закончите фразы:
-Я допускаю ошибки, поэтому нужно ещё поупражняться.
- Я работой своей доволен…
- Я работал под девизом
- Мне было трудным…
-Спасибо за работу.