Анализ работы МО предметов гуманитарного цикла

Анализ работы МО
 учителей гуманитарного цикла
за 2013-2014 уч.год
В данном учебном году
в состав МО учителей гуманитарного цикла входило 5  педагогов:
Завалина Т.В. – учитель русского языка и литературы, руководитель МО
Антипова Л.С. – учитель русского языка и литературы;
МеланьинВ.Н.. – учитель истории и обществознания;
Кириченко Е.В. – учитель французского языка;
Сильченко Е.В.-учитель ОПК

участвовали в конкурсах:
Завалина Т.В. (муниципальный этап детско-юношеского конкурса-фестиваля литературного творчества (номинация сочинение «Афганистан болит душе моей» Завалина К. (7 класс)), региональный конкурс литературно-творческих работ «Символы России и Воронежского края» (номинация «Герб Воронежа» - Кондратков А. (7 класс)), районный конкурс чтецов,Жуйкова В..(9класс)
Меланьин В.Н. (всероссийский конкурс «Россия в электронов мире»,викторина, Блинов А.(11 класс),районный конкурс «Избирательное право»
Сильченко Е.В.областной конкурс сочинений к 900-летию Сергия Радонежского,Перегудова Ол.(,4 кл.),всероссийский конкурс рисунков «Святые заступники земли русской»,Жуйкова В.(9 кл.)
Антипова Л.С.  районный конкурс «Живая кулиса» Прошунина Е.(7 класс).
В 2013-2014 учебном году коллектив школы продолжил работу над проблемой «Создание в общеобразовательном учреждении условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся путем оптимизации учебной ,психологической и физиологической нагрузки учащихся », члены МО вместе с другими педагогами школы активно работали над данной темой, сосредоточив свое внимание в основном на вопросах, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс. В соответствии с направлением работы школы было решено начать работу над темой МО - «Личностно ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности», была определена следующая цель обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы обучающихся, а также определен следующий круг задач:
Обеспечение высокого методологического уровня проведения всех видов занятий.
Профессиональное становление молодых преподавателей, их аттестация.
Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение, организация работы по распространению педагогического опыта членов МО в сети Интернет.
Изучение эффективности деятельности МО.
Создание единого гуманитарно-обучающего пространства, использование интеграции со смежными дисциплинами, создание общего электронного банка материалов по предметам гуманитарного цикла.
Работа с мотивированными учащимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую  деятельность; организация олимпиад, конференций, конкурсов.
Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Обеспечение пополнения и обновления базы кабинетов русского языка и истории, в том числе медиатеки кабинетов.
Задачи, поставленные в данном учебном году, успешно решены. Членами МО было проведено 4  плановых заседаний
1-е,2-е и 3-е заседания МО носили теоретический характер, 4-е заседание стало  подведением итогов работы учителей по теме самообразования. Результатом деятельности членов МО в данном направлении можно считать повышение процента использования современных технологий при обучении учащихся предметам гуманитарного цикла, активизацию педагогической деятельности членов МО.
Педагогами школы была проведена методическая Неделя, в ходе которой учителя на практике использовали ИКТ.В данном учебном году также активизировалась работа по русскому языку и литературе. Был проведен ставший традиционным конкурс чтецов. Настоящие  мероприятия были направлены на повышение интереса к русскому языку у учащихся.
В данном учебном году учителя продолжили комплектовать кабинеты русского языка и истории, они пополнили различные папки, создали карточки, достаточное количество тестов (тематических и контрольных), причем не только на бумажных носителях, но и в электронном варианте на базе специальных программ (по русскому языку и истории).
Завалина Т.В. пополнила материалы кабинета русского языка и литературы тестами по русскому языку, позволяющими оценить знания учащихся 10-11 классов. Работа с учащимися выпускного класса проводилась индивидуально, была также организована и групповая подготовка к экзамену. В связи с этим возникла необходимость в пополнении кабинета различным раздаточным материалом для всех групп учащихся. Для каждого выпускника была собрана специальная папка со справочным материалом, включающим в себя и обобщенный материал по орфографии, и алгоритмы по орфографии и синтаксису, и теоретический материал по написанию  сочинения-рассуждения. В ходе подготовки к итоговой аттестации учителем был составлен алгоритм «Схема сочинения», который значительно облегчил понимание учащимися одного из самых сложных разделов русского языка

Учителя русского языка и истории, 7 год активно использующие на своих уроках и во внеурочной деятельности различные компьютерные программы, не только освоили новые программы для 5-9, 10-11 классов, но и создали презентации по предметам с привлечением учеников школы.
Использование компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности большинства членов МО учителей гуманитарного цикла. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания к предметам гуманитарного цикла тех учащихся, которые склонны к другим наукам. Члены МО также использовали ресурсные возможности  Интернета в своей работе над выбранной темой. Кроме того, Завалиной Т.В. и Антиповой Л.С. проводилось дистанционное обучение учащихся 9-11 классов.
Темы по самообразованию учителя выбрали в соответствии с методическими темами школы и методического объединения, весь год они  осуществляли различную научно-исследовательскую деятельность по интересующим их вопросам, а на одном из заседаний МО рассказали об итогах своей работы.


Учителя в течение всего учебного года посещали рабочие уроки своих коллег. Посетив открытые уроки Завалиной Т.В.,Антиповой Л.С.,Сильченко Е.В., члены МО пришли к выводу о том, что по сравнению с предыдущими открытыми уроками , учителя взяли за основу деятельностный подход, использовали такие формы работы с детьми, которые  помогли сформировать самостоятельность в осуществлении выбора, предоставили учащимся возможность самовыражения, самопрезентации, самоопределения. Также было отмечено, что большинство учителей отдало предпочтение различного рода интегрированным урокам и занятиям. Кроме прочего, педагоги смогли повысить результативность образовательной деятельности учащихся благодаря более активному использованию различных ИК-технологий. На своем опыте члены МО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ  повышается  интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится  время на опрос, у учащихся появляется возможность  самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему  со стороны учеников и коллег.
В январе в школе была проведена Неделя русского языка:1 день-открытие Недели «Великий и могучий русский язык»,2 день викторин, 3 день-конкурс «Самый грамотный»,4 день интеллектуальных и лингвистических игр,5 день-конкурс чтецов-декламаторов «Лишь слову жизнь дана»,6 день презентаций.
В течение 2013-2014 уч.г. членами МО были подготовлены к участию в школьных и районных олимпиадах по русскому языку ,литературе и истории.В районной олимпиаде по литературе Завалина Ксения (7 кл.) заняла 3 место,Задорин Евгений(11 кл.) занял 2 место по истории
В этом учебном году  составлялась картотека перспективных и неуспевающих учащихся с целью коррекции их знаний в следующем триместре, разрабатывалась система дополнительных заданий и график индивидуальных занятий с учениками. К сожалению, в ходе переводной аттестации не все учащиеся справились с заданиями с первого раза. В течение всего учебного года были проведены контрольные работы, которые в той или иной степени соответствовали типу контрольных работ, предлагаемых на ГИА И ЕГЭ. Правильно организованная работа с группой перспективных учащихся позволила реализовать различные проекты, раскрыть потенциал школьников в различных направлениях: познавательном, творческом, исследовательском .
Анализ результатов учебной и внеклассной деятельности и уроков показал, что особое внимание в следующем учебном году следует обратить на следующие моменты:
активизацию деятельности всех групп учащихся с усилением роли взаимообучения на уроках русского языка;
создание  для учащихся  6-9 классов условий для самовыражения, самопрезентации, самоопределения; формирование основ самостоятельности у учащихся 5 класса, вовлечение их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам гуманитарного цикла;
создание конкурентно-развивающей среды с четкой системой благодарности и поощрения;
продолжение работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся (невысокий уровень итоговой контрольной работы по русскому языку в 6,7,10 классах, низкие баллы на пробном экзамене у учащихся 9 классов);
более активное применение технологий дистанционного обучения;
развитие выразительности речи школьников и формирование устойчивого интереса к внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла (изменение форм работы с группой активистов по подготовке и проведению различных внеурочных мероприятий);
вовлечение активных учащихся в работу по формированию культуры письменного ответа и расширение кругозора их товарищей через участие в дискуссионных площадках .
Итак,  поставленные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год члены МО в целом решили, но выявились и недостатки:
несистематизированное применение педагогами психодиагностики учащихся;
недостаточный уровень работы по формированию мотивации у учащихся;
использование однотипных методов работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности;
малоэффективная организация работы с учащимися группы риска по подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме в 5-7 классах;
 снижение интереса и как следствие уровня качества письменных работ учащихся по литературе, низкая техника чтения.
Учитывая недостатки методической работы в 2012-2013 уч. году, члены МО решили продолжить работу над целью обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования ,учитывающего способности, возможности, интересы обучающихся, обратив особое внимание на создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, и определили следующий круг задач:
Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию гуманитарного образования. 
Пропаганда современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через использование электронных средств обучения.
Организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности членов МО, направленной на освоение новых педагогических технологий, разработку программ, апробацию учебно-методических комплексов.
Организация консультирования учителей по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение, организация работы по распространению педагогического опыта членов МО в сети Интернет.
Изучение эффективности деятельности МО.
Создание единого гуманитарно-обучающего пространства, использование интеграции со смежными дисциплинами, создание общего электронного банка материалов по предметам гуманитарного цикла.
Актуализация воспитательной функции в обучении предметам гуманитарного цикла.
Работа с мотивированными обучающимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую  деятельность; организация интеллектуальных игр, олимпиад, конференций, конкурсов.
Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся в 5-8 классах, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предметам гуманитарного цикла.
Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Обеспечение пополнения и обновления базы кабинетов русского языка и истории, в том числе медиатеки кабинетов, приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Председатель МО ____________________ Завалина Т.В.
31.05.2014г.

15