Комментарии к презентации Что нужно знать юному исследователю


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Презентация
«Что нужно знать юному исследователю»
-55245252730
Автор:
Ю. А. Алферьева
Новокузнецк, 2015
Пояснительная записка
Направленность: социально-педагогическая.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходит в разряд общепринятых и обязательных. В связи с этим фактом актуальными становятся различные методики и приемы работы, ориентированные на решение теоретических и практических задач исследовательского обучения. Поэтому целью презентации «Что нужно знать юному исследователю» является: включение обучающегося в собственный исследовательский поиск.
Задачи:
формировать представление об основных понятиях исследовательской деятельности;
развивать логическое и творческое мышление посредством работы над понятиями «цель и задачи исследования», «гипотеза исследования», «объект и предмет исследования», «наблюдение», «эксперимент»;
познакомить обучающегося с доступными методами исследования;
дать представление о том, как строится текст исследовательской работы.
Презентация «Что нужно знать юному исследователю» может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов для проведения занятий-обобщений по программе «Юный исследователь» и другим программам исследовательского направления, а также для подготовки обучающегося начальных классов к научно-практической конференции.
Комментарии к слайдам презентации
762013970СЛАЙД 1. Отражает название, цель презентации.
СЛАЙД 2. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
На этапе выбора темы исследования актуализируется проблема предстоящего исследования (выявляется проблема и определяется направление будущего исследования), а также определяется сфера исследования (формулируются основные вопросы, ответы на которые ребенок хотел бы найти).
При формулировании темы важно строго обозначить ее границы.
1206572390СЛАЙД 3. КАКИМИ БЫВАЮТ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе работы над понятиями «тема исследования», «виды тем исследования» ребятам может быть предложено следующее практическое задание: определите, с каким видом тем соотносятся следующие темы:
Как изобретатели научили автомобиль летать?
Кем приходятся друг другу Кощей Бессмертный и Баба-Яга?
Кто построил пирамиды?
Как изготовить духи в домашних условиях?
Как найти то, не знаю что?
Зачем ученые изучают планеты нашей галактики?
Зачем ученые исследуют ледники?
Почему корабли тонут?
Как научить попугая говорить?
13335243205
СЛАЙД 4. ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (уточняют цель).
Для закрепления понятий «цель, задачи исследования» обучающимся может быть предложен анализ текстов учебно-исследовательских работ других ребят:
выдели цель и задачи исследования;
сформулируй цель и задачи к тексту исследования и т. п.
1206538735СЛАЙД 5. ЧТО ТАКОЕ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.
Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.
Гипотеза всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.
Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце).
Вслед за этим можно предложить ребятам придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, можно показать детям какие-то знакомые предметы и спросить: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
23495208280
СЛАЙД 6. ЧТО ТАКОЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
После представления понятий «объект и предмет исследования» ребята могут выполнить задание по выделению из объекта исследования предмет исследования.
Например, объект – шоколад, предмет – изготовление шоколада (виды шоколада, шоколад в культуре и т. д.).
63545085СЛАЙД 7. КАК УЗНАТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРЕДМЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
На данном слайде представлены названия доступных для ребят методов исследования.
19050139065
СЛАЙДЫ 8-14.
На слайдах отражены доступные для обучающихся методы исследования. Объясняем ребятам, что использование каждого из методов может принести огромную пользу для проведения исследования.
СЛАЙД 8. ПОДУМАЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО
3175240030
СЛАЙД 9. СПРОСИ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
31115144780
СЛАЙД 10. ПОСМОТРИ КНИГИ О ПРЕДМЕТЕ СВОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
31115221615
СЛАЙД 11. ПОЗНАКОМЬСЯ С КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ
33655226695
СЛАЙД 12. ОБРАТИСЬ К КОМПЬЮТЕРУ, ПОСМОТРИ В ИНТЕРНЕТЕ
3810-14605СЛАЙД 13. ПОНАБЛЮДАЙ
Подробно характеризуем метод наблюдения.
Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания.
Важно отметить, что наблюдение характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.
В рамках изучения метода наблюдения можно предложить ребятам упражнение на развитие внимания и наблюдательности.
Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.
Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.
Следующий этап упражнения - нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали.
317566675СЛАЙД 14. ПРОВЕДИ ЭКСПЕРИМЕНТ
Детально рассматриваем самый главный метод познания – эксперимент.
Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.
В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.
Для того чтобы обучающиеся на деле поняли, что представляет собой данный метод, предлагаем им провести несколько экспериментов.
Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи. Их могут решать дети разного возраста. Просто уровень требуемых ответов может быть разным.
«Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)»
«Что будет, если люди научатся читать мысли других?»
«Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?»
«Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?»
Эксперимент с реальным объектом: «Определяем плавучесть предметов»
Предложим детям принести (заранее) по несколько самых обычных предметов (деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелка, яблоко, пластмассовая игрушка, морская раковина, шарик из пластилина, картонная коробка и др..
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет.
После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
317519050СЛАЙД 15. КАК СТРОИТСЯ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
На данном слайде отражен примерный план, по которому строится текст исследовательской работы.
Объясняем детям, что учиться писать «отчеты» о своих исследованиях очень важно. Научный текст – ткань вашего сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения или обрывы нитей, дыры, не пропечатанный или плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ проконтролировать себя и представить в целостной системе свои мысли, находки и эксперименты.
Список литературы
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
Психология одарённости: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 92 c.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления .6-7 лет. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 32 с.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
Тлиф, В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.