Мастер-класс «Эффективная обратная связь: что она дает учителю и ученику? »

Мастер-класс «Эффективная обратная связь:
что она дает учителю и ученику? »
Пархаева Е.А.
Тема: Эффективная обратная связь: что она дает учителю и ученику?  Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках.  Задачи: 1.Актуализировать знания учителей об обратной связи.  2.Сформировать понятия об обратной связи, о ее видах и методах  использования ее на уроках.  3.Выявить степень понимания полученных данных знаний для дальнейшего применения на практике.  Ресурсы:  Презентация «Обратная связь». 
Видеофильм «Bagdat and Irina» Карточки, приложение 1.  Маркеры, стикеры, постеры.  Ожидаемый результат:  Участники мастер-класса сформировали понятие об обратной связи, о ее видах и методах применения ее на уроках. 
Ход мастер- класса:
Приветствие участников. Задание №1. Просмотр презентации «Что такое обратная связь? Какие виды обратной связи вы знаете?»
Работа по теме мастер-класса. «Какая должна быть обратная связь, чтобы она дала ожидаемый результат?»
Я знакомлю участников о видах обратной связи и методах применения ее на уроках.  Задание №2. Работа в группах.  Проверить работу и написать обратную связь. Группы проверяют работу и пишут обратную связь.  Задание №3. Просмотр видеофильма «Bagdat and Irina». Работа в группах. Участники мастер-класса отвечают на вопросы групп (озвучивают).  Обратная связь.  Рефлексия.
Закончить предложение
-на семинаре я открыл (а) для себя...
-сегодня меня удивило...
-возникли неожиданные мысли о...
-сегодня на семинаре я узнал (а)...
-сегодня я понял (а), что.......пригодится мне в дальнейшем в работе.

Приложение 1.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.  Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников .Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.  Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.  Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.  Инструменты обратной связи:  письменные комментарии  наблюдения ѓ  опросы – молнии ѓ  фронтальный опрос ѓ  вопросы ѓ  дневники обратной связи ѓ  тетради самоконтроля и др.  Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.  При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:  I. Напоминание.  например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:  «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»,  2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий оценивания, где описана последовательность написания рассказа».  3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность выполнения практической работы».  Осуществляется несколькими средствами:  II .Поэтапная помощь.  a. Посредством вопросов.  b. Описание.  с. Незаконченные предложения.  III. Представление образца.  Не делайте много комментариев к одной работе.  Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.  Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.  Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.  Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.  Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.

Приложение 2
ШЕРИНГ
Иногда обратная связь отождествляется к шерингу.
Шеринг - это понятие из словаря тренинга, слово происходит от англ. "to share" (делиться). Шеринг – метод организации обратной связи в сфере чувств. На тренинге шеринг обычно происходит после упражнения или в начале/конце тренингового дня.
Цель шеринга - осознание своих чувств и внутренних процессов, что происходят, анализ и закрепление опыта, постановка цели на будущее. Особенности влияния шеринга на участников:
Шеринг позволяет создать особую атмосферу искренности и принятия, атмосферу доверия и позволения каждому человеку быть самим собой без давления на окружающих. Шеринг выравнивает энергию группы
Формат его такой: предоставляется слово каждому участнику (примерно по 5 минут). Предлагается 3 вопроса:
1. Что я сейчас чувствую?
2. Чему я сегодня научился?
3. Каким я хочу быть завтра?
Вопросы первого шеринга:
- Представьтесь и расскажите что-то о себе, что вы считаете нужным.
- Скажите, зачем вы пришли на тренинг? Или, что вы хотите получить от тренинга? (те, кто отвечают на первый вариант - нацелены на процесс, на второй - для них важно получить ощутимый результат). И.В. Шевцова делит шеринг "обратную связь" (не раскрученный) и шеринг "работа в зоне ближайшего развития" (раскрученный), содержательную сторону которых представим в сокращенном варианте. Она пишет: "В контексте тренинга, зона ближайшего развития (ЗБР) означает потенциальные возможности участника, в пределах которых он может воспринять помощь ведущего".
Жизненные представления участников не имеют ни осознанности, ни произвольности.
Только когда участники с помощью ведущего поднимают их до уровня научных представлений и понятий, они становятся осознанными, а значит, контролируемыми.