Тренинг Путешествие в страну счастья

Коррекционно - развивающее занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗЁРИЮ"
для учащихся 2 классов специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы 8 вида
ЦЕЛЬ: Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
/Учащиеся сидят в кругу на стульчиках в кабинете психолога. Занятие начинается с определения настроения каждого ученика./
Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. На кораблике "Стремительный" мы побываем в стране "Фантазёрия". Знаете такую страну? /Дети отвечают на вопрос психолога/ Кто знает, что обозначает слово Фантазёры? /Дети отвечают/
Упражнение "Какое у меня настроение?"
/Каждый ребёнок рассказывает о своём настроении и почему оно сейчас именно такое?/
Психологический настрой
Психолог: Сейчас мы с вами повторим стихотворение, которое мы уже знаем и которое говорим в начале каждого занятия: / Все хором произносят:/
         Каждый день всегда, везде          На занятиях, в игре          Тихо, тихо мы сидим,          Если надо, говорим
Разминка
Психолог:
         Ра-ра-ра начинается игра          Орт-орт-орт корабли приходят в порт          Ли-ли-ли в порт приходят корабли          Уз-уз-уз и большой сухогруз          Ан-ан-ан вот наш капитан          Ыть-ыть-ыть мы готовы плыть.
Игра "Наш кораблик".
/(По типу игры "Снежный ком".) Первый игрок говорит: наш корабль и добавляет слово, например, Красивый. Второй игрок повторяет то, что сказал первый игрок и добавляет своё слово, например, Быстрый. Третий игрок говорит то, что сказали предыдущие игроки и добавляет своё слово и т. д. Обобщение игры. Подведение итогов./
Психолог: Представьте, что мы на таком корабле отправились в плавание.
Релаксация:
Психолог: Закройте глазки и представьте: Светит солнышко яркое и тёплое. Подставьте ручки солнышку, почувствуйте его тепло. Дует лёгкий ветерок. Он ласково обдувает вас. Вам тепло и хорошо. А наш кораблик плывёт по волнам большого моря. Нам хорошо. Наш кораблик ведёт опытный капитан. Откройте все глазки и расскажите, что вы себе представили. / Рассказ ребят Психолог помогает тем, кто затрудняется/
Психолог: Мы долго плыли по морям, но вот наш кораблик причалил к берегу страны "Фантазёров". Первая наша остановка в "Городе внимания". / Проводятся упражнения на внимание/
Упражнение "Общий ритм".
Психолог начинает игру словами: Сейчас я пойду в гости к ... и называет имя одного из игроков (лучше всего выбрать наименее популярного ребёнка в классе). Он походит к нему и говорит: я пришел к тебе в гости. Прохлопывает ладошами определённый ритм. Ученик должен повторить услышанный им ритм. Затем они вдвоём идут в гости к следующему ученику и т.д.
Упражнение "Ручки на коленях".
Все игроки садятся на стульчики в круг. Кладут руки на колени детей, сидящих слева и справа от себя. По команде ведущего начинается игра. Каждый игрок по очереди хлопает по коленям игроков. Кто запоздал или раньше времени ударил своей рукой по коленям игрока, тот выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется самый внимательный игрок. Он и станет победителем.
Упражнение "Светофор"
На игровой территории чертятся на определённом расстоянии две линии. За ними стоят все игроки. Водящий стоит посередине площадки. Он называет любой цвет. Те игроки, у кого есть этот цвет беспрепятственно могут передвигаться по площадке. Те игроки, у которых нет этого цвета в одежде или обуви не могут перейти с одной стороны на другую. Если же они попытаются это сделать, то водящий может осалить их. Если водящий дотронется до игрока, то игрок сам становится водящим.
Психолог: Мы совершаем путешествие по стране "Фантазёров" и попадаем с вами в "город - Зоопарк". Представьте, что мы подошли к пруду и увидели Лягушку.
Упражнение "Шла лягушка по дорожке".
Все игроки стоят на площадке. Выбирается водящий. Он должен определить на слух кто из игроков произнесёт КВА, КВА, КВА Все игроки по команде водящего хором произносят слова:
         Вот лягушка по дорожке          Скачет вытянувши ножки          Увидала комара          Закричала:
Один из игроков: КВА, КВА. КВА.
/Если водящий угадал, чей это голос, то игрок становится водящим, если не угадал, сам остаётся водящим./
Упражнение "Обезьянка Чи-чи-чи".
Участники стоят в кругу. Водящий - в центре круга. Водящий закрывает глаза, участники идут по кругу со словами:
         Обезьянка ЧИ-ЧИ-ЧИ          Продавала кирпичи чи-чи-чи
Водящий поворачивается вокруг себя и подходит к одному из игроков. Не открывая глаз, он подходит к одному из игроков и на ошупь пытается определить, кто кз игроков стоит перед ним. Если водящий угадал имя игрока, то он становится на его место, а игрок становится водящим.
Упражнение "Угадай животное".
Один игрок выходит за дверь. Он - водящий. Каждый участник игры приду-мывает себе какое-нибудь животное. Когда водящий заходит в помещение, игроки го очереди показывают животных. Без слов. Водящий должен догадаться, кого изображают участники. Если он отгадал всех животных, он становится игроком, кто-то становится водящим.
Психолог: Пока мы были в "Зоопарке", мы очень проголодались и решили побывать в посёлке с очень вкусным названием "Клубничка".
Упражнение "Назовись фруктом".
Учащиеся стоят в кругу. Каждый по очереди называет себя каким-нибудь фруктом. Затем все повторяют названия каждого фрукта. Последующий игрок называет впереди стоящих игроков теми названиями, которые они выбрали, затем своё. Игра проходит по принципу "Снежного кома".
Упражнение "Чем мы похожи".
Каждый игрок вспоминает название фрукта, которое придумал себе в предыдущей игре. Затем, выбирает из всех игроков, того, кто больше всех похож на него. НАПРИМЕР: Я - яблоко. Яблоко похоже на апельсин тем, что они круглые или Яблоко похоже на киви, потому что они зелёные и т.д.
Упражнение "Фрукты, компот".
Ведущий называет всех участников по очереди яблоком или грушей. Затем объясняет правила игры. Если звучит команда: Яблоки, то все игроки, которым присвоено ЯБЛОКО меняются местами. Если звучит команда: Груши, то все игроки, кому присвоено ГРУША меняются местами, Если звучит команда КОМПОТ, то все кгроки "яблоки", и "груши" меняются местами. Ведущий старается занять место какого-нибудь игрока. Тот, кто останется без места, становится водящим. Психолог: Смотрите, полянка. Давайте отдохнём на ней и поиграем в игры.
Упражнение "Мы вместе".
Все участники игры стоят в кругу. По команде ведущего они выполняют оп-ределённые действия. При этом они держатся за руки и говорят: Мы вместе!!!
Психолог: Пора нам возвращаться на наш кораблик.
Упражнение "Весёлый паровозик".
Все участники строятся друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего паровозик начинает своё движение. Впереди стоящий игрок - машинист. Он кричит: "Ту-ту-у!"
Психолог: Наше путешествие подходит к концу. Давайте нарисуем то, что нам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии.
/Ребята садятся за столы и рисуют цветными карандашами то, что им больше всего запомнилось на занятии. Затем психолог беседует с каждым ребёнком индивидуально о том, что он нарисовал на своем листе бумаги/
ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ "МЫ В ШКОЛЕ"
для учащихся начальных классов специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы 8 вида
Психолог: Сегодня, дорогие мои гномики, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда - отгадайте!
Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нём, Там пишут и считают, Рисуют и играют. (ШКОЛА)
(Дети отвечают. Психолог показывает большой рисунок, на котором нарисован план-схема школы. Дети рассматривают схему, пытаются узнать, что где находится).
ПОДГОТОВКА
Психолог: А для начала выполним Дыхательное упражнение.
1. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
ЦЕЛИ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. И.П. - Сидя. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
2. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
ЦЕЛИ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний. И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия.
Стоит на кухне за столом Горшок со свежим молоком Тайком пробралась в кухню кошка Отведать молока немножко. Наклонилась, пьёт вершок. Сунув голову в горшок, А потом: ой-ой-ой, ай-ай-ай, Не вынуть голову никак Бежит кошка во двор, Натолкнулась на забор! Бум-с! Бац! тук-так-ток, Раскололся тот горшок. Побежала кошка в дом Опять за вкусным молоком, Гопса-гопса, гопса-са, Вот такие чудеса!
Округленные ладони соединить Позу кошки выполняет правая рука Указательный и мизинец правой руки - "уши" кошки - постепенно наклоняются, обхватываются кулаком левой руки. Левая рука, ладонь сжимает пальцы правой Руки движутся в сторону Ладони разводятся в стороны Поза кошки в левой руке

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Диагностика психомоторики. Работа по теме (Тематические игры и упражнения).
Упражнение 4. "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ".
ЦЕЛЬ: Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор. Образец узора предъявляется в виде изображения на доске.
 
  Упражнение 5. "МОЗАИКА".  
          Детям предлагается из имеющегося набора карточек трёх видов составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу. При рассмотрении образцов мозаики с учащимися обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.    
       Учащимся предлагается зарисовать в тетрадь, составленную из карточек мозаику. При этом дети мысленно разбивают на элементы (анализируют) предложенную картинку, собирают из элементов-карточек (синтезируют) на своём столе, а также переносят результат в свою тетрадь, параллельно выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.  
Физкультминутка. "КАК ЖИВЁШЬ?".
 
Как живёшь? Вот так!
Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх

Как идёшь? Вот так!
Маршируем.

Как бежишь? Вот так!
Бег на месте.

Ночью спишь? Вот так!
Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.

Как берёшь? Вот так!
Прижимаем ладошку к себе.

А даёшь? Вот так!
Ладошку от себя вперёд.

Как шалишь? Вот так!
Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним.

Как грозишь? Вот так!
Погрозить пальцем друг другу.

Упражнение 6. "ЛАБИРИНТЫ. МЫ ИДЁМ В ШКОЛУ".
Цель: Диагностика мелкой моторики рук. Смысл задания заключается в нахождении пути к определённой цели по соответствующим приметам, задаваемым, либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями (дерево, камень и т.д.)
Упражнение 7. "МЫ В ШКОЛЕ".
ЦЕЛЬ: Диагностика зрительной памяти. Дети вспоминают, какие места в школе они знают. Рассказывают о том, кто раотает в школе.
Упражнение 8. "СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ".
Цель: Диагностика мелкой моторики рук. В тетрадях или на листочках учащимся даётся схематически изображённый рисунок (точки без цифр, не соединённые между собой). Задача каждого заключается в том, чтобы соединить последовательно цифры и узнать, что же изображено на рисунке.
Упражнение-релаксация 9. "КУЛАЧКИ".
ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук. И. П. - сидя. "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно - сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабьте их. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох - пауза! Выдох - пауза!"
Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы). Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.(Легко поднять и уронить расслабленную кисть.) Знайте девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнение 10. "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ".
ЦЕЛЬ: закрепление положительного настроя, полученного на занятии. Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).
ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОМОТОРИКЕ
для учащихся специальных/коррекционных/ классов.
1.РАЗМИНКА:
Цели:
Создание положительного, рабочего настроя в группе.
Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются: упражнения на моторику, сохранение зрения, дыхательные упражнения, стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:    РАБОТА ПО ТЕМЕ.
”Развитие сенсорных процессов и психомоторики.”
Цели:     Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
1) Работа по теме (Тематические игры и упражнения):
Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).
Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)
Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка)
Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.
Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.
Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия).
Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.
Работа с телесными патологическими установками (Челюсть рта, губы, язык, зрение).
Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.
Упражнения на развитие формы, цвета, величины.
2) Физкультминутка
3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цели: 1. Проверка полученных знаний и навыков. 2. Закрепление положительных эмоций от работы. 3. Подведение итогов занятия.


Занятие "ТРЕНИНГ ОЩУЩЕНИЙ"
для учащихся начальных классов VIII вида.
Задачи:
Диагностические:
Исследование уровня развития ощущений
Диагностика уровня сформированности правильного речевого вдоха и выдоха
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу

Содержание
Время

 
ЗАНЯТИЕ 10.
 

1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.

2
Дыхательное упражнение
1 мин.

3
Глазодвигательное упражнение"
3 мин.

4
Упражнение "Лёгкое перышко"
6 мин.

5
Игра "Замри!"
5 мин.

6
Упражнение "Руки соседа!"
5 мин.

7
Физкультминутка. растяжка "Дерево"
5 мин.

8
Упражнение "Нарисуй фигуру"
5 мин.

10
Упражнение "Угадай, что внутри!"
6 мин.

9
Работа в тетради. Графический диктант.
7 мин.

10
Завершение занятия.
2 мин.


 
40 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ
РАЗМИНКА:
1) Создание положительного, рабочего настроя в группе. 2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
 
Приветствие. Настрой на работу.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
И. П. - сидя. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом - вниз.
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагонали), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд). Движения глаз необходимо совмещать с дыханием.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.    Работа по теме (Тематические игры и упражнения).
Упражнение "ЛЁГКОЕ ПЕРЫШКО".
Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами, ведущий-психолог проходит по кругу и дотрагивается до каждого ребёнка мягким перышком (до лба, носа, губ, щёк и т. д.). Затем идёт обсуждение: к какой части тела прикоснулось перышко? что почувствовал каждый, когда к нему прикоснулось перышко?
Упражнение "ЗАМРИ!"
Все участники сидят в кругу. По команде ведущего все должны замереть. Ведущий: обратите внимание на свои пальчики. Что они делают. Руки должны быть спокойны.
Упражнение "РУКИ СОСЕДА".
Все участники встают парами друг напротив друга и закрывают глаза. Необходимо соединить руки друг друга и потрогать руки своего соседа, почувствовать их, поиграть их.
Физкультминутка. Растяжка "ДЕРЕВО".
И. П. - сидя на корточках. Детям предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и постепенно превращается в дерево. Пусть ребёнок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребёнок раскачивает тело, имитируя дерево.
Упражнение "НАРИСУЙ ФИГУРУ".
Ребёнок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, сделанную из картона, затем её убирают. Ученик по памяти должен нарисовать фигуру.
Упражнение "УГАДАЙ, ЧТО ВНУТРИ".
Для игры нужны 2 одинаковых мешочка и по 10 - 15 мелких парных предметов: шашки, ластики, монеты, скрепки, шурупы, карандаши, ключи, орехи. Играют двое. Ведущий называет предметы, игроки пытаются на ощупь их достать.
Работа в тетради, Графический диктант.
2 клетки вверх 1 клетка вправо 5 клеток вверх 4 клетки вправо 1 клетка вниз 3 клетки вправо 7 клеток вниз 2 клетки влево 3 клетки вверх 1 клетка влево 3 клетки вниз 2 клетки влево 4 клетки вверх 1 клетка влево 2 клетки вниз 1 клетка влево 1 клетка вниз 1 клетка влево
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проверка выполненных заданий.
Закрепление положительных эмоций от работы.
Подведение итогов занятия.
Иванова Елена Михайловна Педагог - психолог г. Чебоксары
ТРЕНИНГ МЫШЕЧНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Упражнения на освоение и закрепление позы покоя расслабление мышц рук.
1. Поза покоя.
Сесть ближе к краю стула, опереться на спину, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произиосигся медленно и тихо, с длительными паузами.
         Все умеют танцевать,          Прыгать, бегать, рисовать,          Но не все пока умеют          Расслабляться, отдыхать.          Есть у нас игра такая          Очень лёгкая, простая,          Замедляется движенье,          Исчезает напряженье...          И становится понятно          Расслабление приятно.
2. "Кулачки"
      Сжимать пальцы в кулачки покрепче, руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. расслабили руки. Oтдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох! Выдох!
Это упражнение повторяется З раза.
         Руки на коленях, кулачки сжаты,          Крепко, с напряжением          Пальчики прижаты (пальцы сжать).          Пальчики сильней сжимаем          Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
         Знайте, девочки и мальчики:          Отдыхают наши пальчики.
3. "Олени"
Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестим их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите ручки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох - выдох.
Упражнения на расслабление мышц ног.
1. "Пружинки"
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носками наших ног так, что они под-нимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче, сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох - выдох!          Что за сильные пружинки Упираются в ботинки?          На пружинки нажимай,          Крепче, крепче, нажимай...          Нет пружинок - отдыхай!          Руки не напряжены          И расслаблены.          Знайте, девочки и мальчики,          Отдыхают ваши пальчики!          Дышится легко, ровно, глубоко! Упражнение повторяется 3 раза!
2. "Загораем".
Представьте, что ваши ножки загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим... Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали мышцы. Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - выдох!          Мы прекрасно загораем!          Выше ноги поднимаем!          Держим...Держим...Напрягаем...          Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)          Ноги не напряжены,          А расслаблены.
Упражнение повторяется З раза!
Упражнения на расслабление мышц ног и корпуса
1. "Штaнга"
Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы, сжимаете тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - выдох!          Мы готовимся к рекорду,          Будем заниматься спортом (наклониться вперёд)          Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).          Крепко держим... и бросаем!          Нашu мышцы не устали и ещё послушней стали. Во время выполнения упражнения можно прикоснyтъся к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.          Нам становится понятно:          Расслабление приятно.
Упражнение повторяется 3 раза!
2. "Кораблик"
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола): Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпpямились. Вдох - выдох!          Стало палубу качать!          Ногу к палубе прижать!          Крепче ногу прижимаем,          А другую расслабляем. Упражнение, выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратите внимание ребёнка на напряжение и расслабление мышц ног. После обучения расслаблению ног мы рекомендуем ещё раз повторить позу покоя.          Снова руки на колени,          А теперь немного лени          Напряженье улетело,          И расслаблено всё тело...          Наши мышцы не устали          И ещё послушней стали.          Дышится легко, ровно, глубоко ...
Упражнения на расслабление мышц шеи
1. "Любопытная Варвара"
а) Поверните голову влево, постарайтесь это делать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение: Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!          Любопытная Варвара          Cмоmpum влево Смотрит вправо ...          А потом опять вперёд          Тут немного отдохнёт.          Шея не напряжена, а расслаблена.
Движения повторяются по 2 раза каждую сторону.
б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок, больше откиньте голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох.          А Варвара смотрит вверх!          Выше всех, всё дальше вверх!          Возвращается обратно          Расслабление приятно!          Шея не напряжена          И расслаблена!
в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!          А теперь посмотрим вниз          Мышцы шеи напряглись!          Возвращаемся обратно          Расслабление приятно!          Шея не напряжена          И расслаблена.
Упражнения на расслабление живота
1. "Шарик"
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный Вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряжённый!          Вот как шарик надуваем!          А рукою проверяем (вдох).          Шарик лопнул, выдыхаем,          Нашu мышцы расслабляем.
Дышится легко... ровно... глубоко...
2. "Стульчик"
Ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и как будто на стульчик. При подъёме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова, напрягаются, а затем расслабляются мышцы.
Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата(губ, челюстей, языка).
1. "Хоботок".
Вытянуть губы "хоботком" (как при артикуляции звука "у"). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).          Подражаю я слону,          Губы хоботком тяну,          А Теперь их отпускаю,          И на место возвращаю.          Губы не напряжены          И расслаблены.
2. "Рот на замочке".
Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и не напряжёнными они стали.
3. "Лягyшки"
Губы вытягиваются как при произношении звука "и", а затем возвращаются на место.          Тянем губы прямо к ушкам,          Вот понравится лягушкам!          Поmяну - переmяну          И нисколько не устану!          Губы не напряжены          И расслаблены.
4. "Орешек"
Пpeдcтaвьтe, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите губы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти, легко стало, рот приоткрылся, всё в нём расслаблено.          Зубы крепче мы сожмём,          А потом их разожмём,          Губы чуть приоткрываются,          Всё чудесно расслабляется.
5. "Волшебный сон 1"
Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установку: Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается: "Волшебный сон". Ты не заснёшь по настоящему, будешь всё слышать, ВО не будешь двигаться и открывать глаза, пока не "проснёшься". Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. "Волшебный сон" закончится, когда я скажу: "Oткрыть глаза". ВНИМАНИЕ! Наступает "Волшебный сон".
         Реснички опускаются...          Глазки закрываются...          Мы спокойно отдыхаем (2 раза)          Сном волшебным засыпаем.          Дышится легко, ровно, глубоко.          Нашu руки отдыхают...          Ноги тоже отдыхают          Отдыхают, засыпают (2 раза)          Шея не напряжена          И расслаблена....          Губы чуть приоткрываются,          Всё чудесно расслабляется (2 раза)          Дышится легко... Ровно... Глубоко.
Длительная пауза.
         Мы спокойно отдыхали,          Сном волшебным засыпали.          Хорошо нам отдыхать!          Но пора уже вставать!          Крепче кулачки сжимаем,          Их повыше поднимаем.          Подтянуться! Улыбнуться!          Всем открыть глаза и встать.
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.
         С языком случилось что-то:          Он толкает зубы          Будто хочет их за что-то          Вытолкнуть за губы!          Он на место возвращается          И чудесно расслабляется.
7 ."Горошина"
Язык прижимается к щеке и надавливает на него, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.
8. "Горка"
Удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык.          Спинка языка у нас          Станет горочкой.          Сейчас растаять ей велю.          Напряженья не люблю.          Язык на место возвращается          И чудесно расслабляется.
9. "Волшебный сон" - 2
В описанную выше формулу "Волшебный сон" можно вводить новые фразы:          Наши руки отдыхают...          Ноги тоже отдыхают...          Отдыхаюm... Засыпают.. (2 раза)          Напpяженье улетело ...          И расслаблено всё тело (2 раза)          Губы не напряжены,          Приоткрыты и теплы (2 раза)          И послушный наш язык          Быть расслабленным привык (2 раза)          Дышится легко...Ровно... Глубоко...          Можно использовать и такую формулу:          Напряженье улетело,          И расслаблено всё тело (2 раза)          Будто мы лежим на травке,          На зелёной, мягкой тpaвкe,          Греет солнышко сейчас...          Руки тёплые у нас...          Жарче солнышко сейчас...          Ноги тёплые у нас ...          Дышится легко... Ровно... Глубоко...          Губы теплые u вялые          Ручки только не усталые          Губы чуть приоткрываются,          Всё чудесно расслабляется (2 раза)          И послушный наш язык
Занятие по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
для учащихся начальных классов VIII вида.
"ПУТЕШЕСТВИЕ С АЙБОЛИТОМ".
ЦЕЛЬ: Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.
ЗАДАЧИ: Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать воображение, фантазию детей.
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать слуховую память
Коррекция мыслительных операций
Развивать умение удерживать равновесие, координацию движения в пространстве.
Образовательные:
Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
Закрепление понятий право - лево - верх - низ
Продолжить обучение ориентированию на листе бумаги и в помещении.
Воспитательные:
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать чувство уважения друг к другу.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
Тетради по психомоторике
Карандаши, ручки
Карта игры - путешествия
Костюм доктора Айболита: белый халат, шапочка с красным крестом
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер или аудио магнитофон с записями
ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время

1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.

2
Загадка об Айболите.
2 мин.

3
Выборы Доктора Айболита.
3 мин.

4
Письмо для Айболита
3 мин.

5
Загадка о транспортном средстве.
2 мин.

6
Упражнение "Паровозик".
3 мин.

7
Упражнение "По лесной дорожке".
3 мин.

8
Упражнение "Изобрази животное".
2 мин.

9
Игра "Разложи в ряд".
4 мин.

10
Упражнение "Наведём порядок".
3 мин.

11
Игра "Дни недели".
2 мин.

12
Практическая работа "Мишка".
8 мин.

13
Завершение занятия.
2 мин.


 
40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вот и пришла пора нашей встречи. Ждали ли вы её?
(Ответы детей)
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попытайтесь догадаться, о ком идет речь:
               Лечит маленьких детей,                Лечит птичек и зверей.                Сквозь очки свои глядит.                Кто же это              (Айболит)
Кто знает этого доктора, ребята? Какой он?       (Ответы детей) Сегодня один из вас будет исполнять роль доктора Айболита. Эта должность очень почётна. Давайте выберем того, кто сможет её исполнить.
(Выборы доктора Айболита)
         Мы получили письмо для доктора Айболита, и он нам его сейчас прочитает. (Чтение письма)
ПИСЬМО: Доктор Айболит. Пишут тебе жители солнечной Африки. Скоро у нас большой праздник и мы очень хотим, чтобы ты к нам приехал. Мы тебя любим и ждём.
Психолог: Доктор Айболит давай вместе со всеми отправимся в увлекательное путешествие. А транспортное средство, на котором мы сейчас поедем угадаем.
(ЗАГАДКА):                Братцы в гости снарядились,                Друг за друга уцепились,                И помчались в путь далёк,                Лишь оставили дымок.         (ПАРОВОЗ)
Итак, выполним упражнение "ПАРОВОЗИК".
Упражнение "ПАРОВОЗИК"
Все участники строятся друг за другом, берутся за талии и повторяют за ведущим стихотворение. Продвигаются по помещению, в котором проходит занятие. За ведущим повторяют слова:
               У меня есть паровозик ту-ту-ту, чи-чи-чи                Он меня по рельсам возит ту-ту-ту, чи-чи-чи                У него труба и печка ту-ту-ту, чи-чи-чи                И волшебное колечко ту-ту-ту, чи-чи-чи
Психолог: Стоп! Машинист! Впереди - лес. Паровозик по лесу продвигаться не может. Пойдём пешком.
Упражнение для глаз "По лесной дорожке".
(Закрыть глаза)
               Всем закрыть глаза пора,                Начинается игра                Если топну я ногой                То шагаем, все за мной          (Открывают глаза, Ходьба на носочках)                Если хлопну я рукой                Замри, стой на месте, не иди!!!
(Проходит игра)
Давайте узнаем, какие животные живут в лесу, по которому мы идём.
Упражнение "Изобрази животное".
Выбирается водящий из числа игроков. Он выходит из помещения. Остальные игроки договариваются, кто какое животное каждый будет изображать. Входит водящий, игроки изображают животных, водящий угадывает, кто какое животное изображает.
Психолог: А сейчас мы попадём на урок, который проходит в лесной школе. Здесь учатся лесные жители. Я зачитаю вам, кто чем занимается на уроке в лесной школе, а вы должны ответить на вопрос, правильно это или нет!
            Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.             У лисёнка сломалась ручка и он попросил тихим шёпотом у соседа запасную.             Рысёнок не захотел слушать учительницу, открыл учебник и начал читать самостоятельно.             Белочка в парте играла орешками.             Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стульчике, он поднял лапу и попросил, чтобы его пересадили на большой стул.
Психолог: Незаметно мы вышли на опушку леса. И увидели солнышко.
Упражнение для глаз: "Солнышко".
На счёт 1-8 чертим глазами круг в одну сторону, а затем на 1-8 в другую. Солнышко очень яркое: зажмуриваем глаза на счёт 1-4 и открываем широко на счёт 5-8. Психолог: Смотрите, ребята, впереди море! Оно лежит прямо до горизонта.
Упражнение для глаз "Горизонт".
Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта справа налево на счёт 1-4 и наоборот на счёт 5-8.
Психолог: Сейчас мы полетим над морем. А на чём, узнаем выполнив Графический диктант в тетрадях.
Упражнение "Графический диктант".
               3 клетки вверх                3 клетки по диагонали вверх влево                5 клеток вверх                2 клетки по диагонали вверх вправо                6 клеток вправо                2 клетки по диагонали вниз право                5 клеток вниз                3 клетки по диагонали вниз влево                3 клетки вниз                4 клетки влево.
               На чём же мы полетим          (Дети: На воздушном шаре) Летит над морем наш воздушный шар, а навстречу ветер.
Дыхательное упражнение "Ветер".
На четыре счета (1, 2, 3, 4) дети находятся в состоянии покоя. На четыре счёта (1, 2, 3, 4)дети вдыхают воздух через нос, затем на четыре счёта (1, 2, 3, 4) задержка дыхания, затем на 4 счёта (1, 2, 3, 4) выдох через рот, при этом губы сложить трубочкой. Психолог: А вот и долгожданная Африка. Здесь нас ждут весёлые зверушки. Друзья доктора Айболита. (На столе расставлены игрушечные зверушки. Дети выбирают по одной игрушке.) Начинается весёлый праздник.
(Дети с игрушками танцуют весёлый танец на мотив "Чунга - чанга". После завершения танца все возвращаются домой. Релакс. Все садятся на стульчики. Закрывают глаза).
Психолог: А сейчас мы полетим обратно домой на сверхзвуковой ракете "Дружба". Закройте глазки и представьте большую, красивую, блестящую ракету. Она движется очень быстро. И издаёт гудящий звук. Наберите воздуха. Сделайте глубокий вдох и при выдохе издайте звук "У-у-у-у!!!" Наша ракета успешно завершила свой полёт и мы с вами оказались снова в нашей школе, в нашем классе. На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги: скажите, что вам понравилось, что запомнилось.
Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.
Иванова Елена Михайловна Педагог - психолог г. Чебоксары

Заголовок 4 Заголовок 515