Эссе «Компетентностный подход в действии: опыт, практика, проблемы»


Эссе
«Компетентностный подход в действии: опыт, практика, проблемы»
Автор: Старцева Надежда Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9г. Ртищево Саратовской области».
Компетентностный подход. Что это в моём понимании?
Если компетентность - качество личности, проявляющееся в деятельности, основанной на знании и опыте, следовательно, компетентностный подход – это деятельностный подход. При этом, как я понимаю, деятельность связана с преобразованием действительности, окружающей человека. То есть, человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию и созданию чего-то нового в этом преобразовании. Компетентность учащегося – способность решать проблемы, используя полученные знания, умения и навыки. Причём передать ученику эту способность невозможно. Можно только сформировать. Как? Используя современные технологии и методы обучения.
Довольно сложно, не правда ли? А как это донести эту информацию, скажем, до родителей первоклассников, ведь только в единстве требований семьи и школы залог успеха?
Может, показать родителям учеников, что понимаешь - с поступлением ребёнка в школу каждого обуревают самые противоречивые чувства: это и сожаление о том, как быстро вырос малыш, и вот он уже вступает в сложную пору своего детства. И надежды на то, что он, ребёнок, покажет себя сообразительным, общительным, старательным. Естественно, что современных родителей волнует информация о ФГОС, и каждого тревожит вопрос «Так как же будут учиться наши дети?»
На мой взгляд, необходимо сразу ответить на этот вопрос однозначно: «Не так, как учились мы!»
В чём же отличие?
Давайте вместе разберёмся, какие качества хотят видеть родители у своего ребенка по окончании школы?
Перечисляются многие, в целом же каждый хочет видеть своего дитя УСПЕШНЫМ в современной жизни.
Цель современной школы как раз и состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.
Так вот учебный процесс и будет нацелен на приобретение детьми навыков самостоятельно находить, интерпретировать, обрабатывать, представлять и использовать информацию, работать в группах, обсуждать и защищать полученные результаты учебных действий.
Мы, учителя, будем учить ребят ставить перед собой определенную задачу, намечать пути ее решения в зависимости от условий, в которых оказались. А затем они сами будут пытаться контролировать и оценивать открытый или применяемый способ действия. Оказываясь на каждом уроке в условиях учебной деятельности, ребята постепенно овладеют основными учебными действиями: моделированием, анализом, синтезом, обобщением, контролем и самооценкой. Таким образом, компетентностный подход не только привьёт у учеников интерес к учёбе, но и будет способствовать формированию умения учиться.
Именно с расчётом на компетентностное обучение смоделированы современные учебники, поэтому нет смысла их ругать, а надо понять задумку авторов, и учитель здесь – лучший консультант и помощник.
Лично у меня необходимость перехода к компетентностному обучению не вызывает никаких сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход. Привлечь же на свою сторону родителей – огромный плюс в решении проблемы.