Как же я реализую принципы инклюзивного образования на практике. Выступление на МО


3 ноября 2015 года. Выступление на РМО.
Уважаемые коллеги! В своей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда в общеобразовательном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Возникает вопрос: как преподавать? Ориентироваться на самого слабого нельзя, иначе сильные дети сорвут урок (им будет нечего делать). Если обращать внимание на сильных детей, то часть класса не усвоит программу. Поэтому в своей работе стараюсь придерживаться принципов инклюзивного образования.
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
Как же я реализую принципы инклюзивного образования на практике?
Объяснение нового материала планирую так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети сами делали выводы, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений.
2. Стараюсь менять разные виды деятельности:
а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использую только в середине урока;
в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность
(зрительная гимнастика, использование заданий на развитие восприятия и мышления);
применяю достаточно известный прием: работа в парах
проверяю домашнее задание путём взаимопроверки (работа в парах)
При объяснении нового материала использую 2 варианта работы.
Первый вариант работы
– «особенным» детям даю задания по карточкам на закрепление предыдущей темы. Предлагаю детям с ограниченными возможностями здоровья карточки с понятиями предыдущего урока: они должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию.

Также использую задания на соответствие:
в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий
(дети стрелочкой должны указать, какому понятию соответствует то или иноеопределение).
После предлагаю карточки с практическими примерами.

В это время работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Второй вариант –
Приступаю к объяснению новой темы для всех учащихся.
При этом для общего объяснения выбираю только простые темы как по своему объему, так и по содержанию материала. Также использую алгоритм и наглядность.
Затем «обычные» дети самостоятельно закрепляют новую тему, выполняя задания самостоятельно.
В это время в «доступном» варианте объясняю новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом использую наглядность (каждое действие или слово подкрепляется показом схем,таблиц, карточкой, практическим действием);
Далее закрепляю материал: один или два ребенка выполняют задание на доске.
В это время активно помогаю ученику наводящими вопросами.. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время проверяю задания, выполненные «обычными» детьми.
При закреплении новой темы класс делю на пары.
Сильный ученик еще раз объясняет тему слабому. Затем роли в паре меняются. В качестве контроля даю индивидуальные задания как письменные, так и устные. Таким образом, все учащиеся овладевают приёмами самостоятельной устной работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнёра, отвечать на вопросы и задавать их. Такая работа даёт положительный воспитательный момент, способствует воспитанию нравственных качеств личности, накапливает опыт социального распределения ролей. ( Работа в парах при взаимопроверке домашнего задания).
Использую дифференцированный подход (даю детям разноуровневые задания)
Использую игровые методики. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (грамматическая игра, ребусы, загадки)
Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы. Все они окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.
Современный мир диктует современные требования. Поэтому используя традиционные методы обучения, ищу новые формы, приёмы и средства обучения, активно сочетаю их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.
Оказание детям постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными как в учении, так и в жизни, социальном становлении, развитии.
.