Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.


Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.
По– настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов,
не собранный урожай - нет, о нём говорят
качества человека, которого производит страна.
Р.У.Эмерсон
По подсчётам специалистов, на современном рынке труда за время своей профессиональной карьеры, человек может менять свою специальность 5-7 раз. Уходит эпоха «образования на всю жизнь», на смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длинною в жизнь». Сменилась парадигма образования: от традиционной – обучения, к парадигме учения. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса в школах, теперь должны стать средством обучения. Жизненные реалии выдвигают необходимость сместить акцент со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход к содержанию образования основан на готовности учащихся использовать усвоенные интегрированные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Компетентностный подход определяет
1.Предназначение образования:
Развитие способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования личностно принятого и освоенного социального опыта. 2.Содержание образования:
Педагогически адаптированный социальный опыт решения познавательных, нравственных, трудовых
коммуникативных, эстетических, физических и иных проблем. 3.Организацию образовательного процесса: личностно-ориентированное формирование у обучающегося опыта самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности. 4.Оценку образовательных достижений:
Оценка основывается на анализе
применения обучащимися
образовательных компетенций
(ключевых, общепредметных,
предметных). В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях:
компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
компетентность понимается также как «готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».
.Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности .
Типы образовательных компетенций:
Ключевая общепредметная предметная
Под ключевыми компетенностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Перечень ключевых образовательных компетентностей:
1. Ценностно- смысловая компетентность- ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение
2. Общекультурная – ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями опытом деятельности в
3.Учебно – познавательная – владение умениями в сфере самостоятельной самоуправляемой, познавательной деятельности включающей элементы логической методической общеучебной деятельности.
4.Информационная компетентность- владение опытом самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем)
5.Коммуникативная – Владение способами взаимодействия с окружающими. умение работать в группе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.
6.Социально-трудовая –Владение опытом в гражданско-общественной деятельности в социально-трудовой деятельности, в области семейных отношений
7.Компетентность личностного самосовершенствования- Владение способами физического, духовного, интеллектуального саморазвития, непрерывное самопознание, формирование психологической грамотности, культуры мышления, поведения.
В школе старшей ступени вопрос о формировании и развитии компетенций стоит особенно остро, т. к. выпускник должен быть готов к самостоятельному жизненному выбору и конкурентноспособен.
Цель моей работы: Формирование образовательной компетентности выпускника профильной школы, как основы готовности к социальной адаптации, средствами предмета « Биология».
Основополагающая идея: теоретические знания должны стать практическим средством объяснения жизненных явлений, решения практических ситуаций и проблем.
Технология реализации ведущей педагогической идеи
Стандарт профильного и базового образования по биологии
Требования к уровню подготовки выпускника
Конструирование образовательной компетенции реализуемой в рамках школьного курса биологии
Определение подходов
III. индивидуализированный
Учитывается:
1.тип учебного заведения
2.возрастные особенности
3.исходный уровень обученности и мотивации
I.оптимальный
IV. дифференцированный
II. системный V. деятельностный
VI.диагностический

Выбор технологий обучения: в моей работе приоритетными являются-
1. Модульная- П.И. Третьяков, В.Н. Монахов
2. ИКТ
3. Проблемно-развивающая Н.Г. Мошкина М. М. Махмутов
4. Модельная А.А. Вербицкий, В.Н. Борисова
5. Адаптированная система обучения(АСО) А. С. Границко

выбор форм и методов обучения
Методы :объяснительно -иллюстративный, эвристический, проблемный, программированный, модельный
Формы :вводная лекция, семинар, проблемно - практические дискуссии, практические и лабораторные занятия, урок решения задач, урок-экскурсия, урок-зачёт, урок-конференция.
Наша экспериментальная школа III ступеней. 1.начальная школа.2.основная школа 3. школа старшеклассников. На каждой ступени новые учителя- специалисты.
Для реализации ведущей педагогической идеи мной в системе работы школы была создана система преподавания биологии элементами которой являются:
I. Адаптационный период.(Время отводимое для психологической адаптации учеников к новым условиям в школе старшеклассников, изучения психико -физиологических особенностей учащихся 10 классов) Классы химико-биологического профиля.
Проводится диагностика:
1.обучаемости -уровня учебно-познавательных возможностей обучающегося. Проводится по модифицированной методике П.И. Третьякова 1997г Значение параметра определяет дозу педагогической помощи и (или)место учителя в зоне ближайшего развития обучающегося.
Меньше 1-случаи,когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности.
1уровень-репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий понимать и запоминать новую информацию. Применять её по алгоритму.
2 уровень- высокий прикладной уровень обучаемости ( способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации.
3 уровень- наиболее высокий , творческий уровень обучаемости ( способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных , знаний умение проектировать новые способы решений и т. д.).
Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
1.Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 10-12 мин.(10класс)
2.Учительобъясняет новый материал, работая по возможности в различных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для"визуалов","аудиалов" и "кинестетов."
3.Учител проводит этап первичного закрепления ново информации (5-7 мин.)
4.Учитель организует самостоятельную работу обучающихся, в ходе которой они отвечают на 5 вопросов:
1.Напишите , о чём вы узнали на уроке.
2.Ответьтена вопрос по содержанию нового материала(воспроизведите факт событие, назовите и дайте определение новому термину и т. д.)
3. Выполните задание по образцу.
4. Выполните задание в изменённой ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если ученик правильно выполняет все задания, он демонстрирует третий, творческий уровень обучаемости.
Если ученик справился с четырьмя заданиями второй -прикладной
Если выполнены три первых задания- первый репродуктивный
2.Диагностика мотивации обучения( по А.К.Маковой)
3.Диагностика результатов обученности в основной школе (поверка базовых знаний и сформированности образовательной компетенции)
4.Диагностика психофизиологических механизмов, обеспечивающих познавательные процессы (уровень доминирования полушарий и модальность)( по Н.Л.Галеевой) Адаптационный период.
Входное тестирование 10 класс.
Входное тестирование.
1. Диагностика УУД
Обобщение.
Обобщите:
а)сердце , рука, печень
б)митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи
в)стабилизирующий, движущий , дизруптивный
Классификация.
Проклассифицируйте и укажите основания для классификации
а) кислород, водород,уголь, соль
б) палочка кишечная, сосна остистая, поганка бледная, вибрион холерный, подберёзовик,
лиственница сибирская, лён кукушкин, сфагнум хлорелла, хламидомонада, лютик ползучий.
Развитие абстрактного мышления.
а)какими бывают треугольники
б)какими бывают деревья
Составьте план ответа на тему: " Почему покрытосеменные господствуют среди растений населяющих сушу?"
Сравнение.
1.Сравните клетки прокариот и эукариот.
Практикоориентированный
1.Почему при прикосновении руки к горячему предмету мы её отдёргиваем? Ответ поясните схематически.
2.Проверка базовых знаний.
Тестовые задания КИМ ГИА
II. На основании анализа проведённой диагностики проводится коррекция тематического планироваия. (Определяется содержание повторения. Проводится коррекционное повторение и вторичная диагностика.
III. На основе учёта индивидуальных особенностей учащихся осуществляется помощь в выборе индивидуального учебного плана (ИУП) и индивидуальной учебной программы.
иуп выбор профиля
учебные предметы
профильные базовые элективные
индивидуальная учебная программа( ИОП) иуп+внеучебная деятельностьсоциальное партнёрство, клубы, научное общество
Как мы видим ИОП представляет широкие возможности для приобретения и развития умений , навыков ,компетенций, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Формирование и развитие компетенций средствами предмета биология в учебно-воспитательном процессе профильной школы осуществляется через интеграцию различных напрвлений деятельности.
обенно остро , т к мы должны сформировать и выпустить конкурентнопостроение ие
подготовка к егэ пдо научное общество кружки
социальное партнёрств элективные курсы деление на группы работа с одарёнными
по специализации
(базовый и профильный)
Теоретические основы компетентностного подхода разработаны в работах Болотова. Серикова, Воровщикова, Хуторского. Задача учителя предметника наполнить теоретические разработки конкретным практико-ориентированным содержанием.
Процедура конструирования образовательной компетенции реализуемая в рамках школьного курса биологии.
1.Поиск проявления ключевых (надпредметных) компетенций в учебном курсе: каков возможный вклад учебного курса биологии основной и старшей школы в формировании одной из ключевых компетенций? В свой педагогической деятельности я выделяю:
Ключевая компетенция
1. Общекультурная
2. Учебно – познавательная
3. Социально-трудовая
2.Построение иерархичной надпредметной систематики древа компетенций, построенного на 3 уровнях: а )ключевые б) общепредметные в) предметные. Ключевые компетенции конкретизируются в общепредметных:
Ключевая компетенция общепредметная
1. Общекультурная Ответственность отдельного человека перед обществом
2. Учебно – познавательная Умение добывать знания на основе наблюдения за объектом
Умение добывать знания на основе проведения исследования
Систематизацияи анализ объектов познания
Установление взаимосвязи систем и поцессов
Выявление прчинно-следственных связей
3. Социально-трудовая
Опыт семейных отношений о ибязанности в семье
Забота о собственном здоровье
Общепредметные конкретизируются в предметных компетенциях.
Ключевая компетенция общепредметная Предметная
1.Общекультурная
Ответственность отдельного человека перед обществом Соблюдение правил поведения в природеи участие в мероприятиях по её охране
Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов
2. Учебно -познавательная Умение добывать знания на основе наблюдения за объектом Умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, вести фенологический дневник
Умение вести наблюдения за состоянием собственного организма
Умение добывать знания на основе проведения исследования
Умения проводить простейшие функциональные пробы и измерения.
Умение пользоваться микроскопом . школьным биологическим оборудованием
Систематизация и анализ объектов познания Распознавание органов и систем органов растений, животных ,человека
Установление взаимосвязи систем и процессов Выявление пиичинно-следственных связей 3.Социольно-трудовая Опыт семейных отношений и обязанности в семье Владение навыками ухаживания за домашними животными,борьбы с паразитами
Владение навыками выращивания культурных растений и борьбы с вредителями
Забота о собственном здоровье Понимание влияния физического труда и спорта на здоровье человека
Соблюдение правил личной и общественной гигиены
Оказание первой помощи при несчастных случаях
Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека
3. Каждая предметная компетенция описывается во всех ее структурных компонентах: 1 название компетенции 2.круг реальных объектов действительности3. Социально практическая значимость 4.личностная значимость для ученика.
Например: Ключевая социально-трудовая Общепредметная забота о собственном здоровье Предметная соблюдение правил личной гигиены
Предполагается, что с течением времени увеличивается количество и качество освоенных элементов компетенции, происходит измерение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция. В конечном счёте, компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя личностные компетентностные новообразования.
Задачи стоящие перед егэ требуют изменения контролируемого содержания , которе должно включать задания не только заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенные вопросы изучаемые в основной школе
Подготовка к егэ. Репетиции и консультации.
Элективные курсы. Элективные курсы. Элективные учебные предметы-обязательные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
1 .развитие содержания одного из базовыхучебных предметов, что позволяетподдерживать изучение смежныхучебных предметовна профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ
2- « надстроки» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым
3- удовлетворение познавательныхинтересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности
Название курса Составитель
программы функции Основная концепция курса Формируемая ключевая компетенция
1.Клетки и ткани.
32ч.
проф Д.К.Обухов,
Д.Н.Кириленкова.
Поддержка
изучения профильного
предмета
на заданном
профильным стандартом
уровне.
Комплексный подход
при изучении живых
организмов на разных
уровнях их организации.
Сравнитель-эволюционная
и экологическая направленность
курса. Учебно-познавательная
2.Биохимия.
40ч.
проф А.С.Коничев
А.П.Коничев
Изучение смежных
предметов на профильном
уровне.
Курс позволяет : 1.расширить и
систематизировать знания о
биогенных органических
в-вах
2.познакомиться с
научно-практическими
задачами биохимии,
тесно связанные
с проблемами медицины
и биотехнологии.
Учебно-познавательная
3.Живой организм.
34ч.
проф В .И. Сивоглазов
И,Б. Агафонова
Подготовка к ЕГЭ и дальнейшему поступлению в ВУЗы
биологического и медицинского профиля.
Курс позволяет систематизировать
знания об организмах разных ц
арств живой природы.
Курс позволяет
Систематизировать
знания об организмах
разных царств живой природы.
Общекультурная
Социально-трудовая
Учебно-познавательная
4.Информационная культура личности.(Нить Ариадны.)
22ч.
Проф и база В.Н.Семенцова.
Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в разных сферах человеческой деятельности.
Удовлетворение
познавательных интересов
обучающихся в разных сферах
человеческой деятельности.
личностного самосовершенствования
информационная
Биология и
Профессии
Проф и база Н.д. Андреева Выбор профессии. Расширение информации о практическом применении биологических знаний Ценностно-смысловая
Конструирование разнообразных пространств для творческой самоорганизации обучающихся.
Я являюсь организатором и руководителем в течении 10 лет ученического научно-исследовательского общества(УНИО) "Эврика".
Цель работы научного общества: Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи: 1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одарённых учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
ченическое научно-исследовательское общество учащихся (УНИО) объединяет школьников 10-11классов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в областях современных научных знаний.
Основные направления работы.
1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3.Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4.Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований.
5.Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций.
8. Подготовка, редактирование и выпуск газеты УНИО.
В работе УНИО «Эврика» принимают около 26% учащихся школы.
В ходе работы над учебными исследованиями у учащихся сформировался навык работы с научной литературой и культура научного исследования, умение создавать презентации и буклеты, умение защиты ученической исследовательской работы.
Учителя –кураторы оказывали реальную помощь в овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы, обучали методам и приёмам научного исследования, способствовали развитию интереса к поисково -исследовательской деятельности.
Каковы результаты работы научного общества? Проекты по биологии и экологии подготовленные под
моим научным руководством стабильно является победителями и призёрами НПК и конкурсов различных уровней- городских, зональных, краевых и федеральных.
Выводы:
Авторская методическая система преподавания биологии характеризуется критериями
1.концептуальность2.управляемость3.возпроизводимость4. интегративность5. гарантированность