Урок биологии. 7 класс. «Тип Хордовые»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Аннотация к уроку биологии с использованием информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) Тема: Тип Хордовые Класс: 7 Тип и вид данного урока: комбинированный, с элементами самостоятельной работы. Для достижения поставленных целей и задач проводится подготовка к активному восприятию нового материала. На уроке используются компьютерные слайды, с помощью которых изучаемый материал становится доступным. Выполняется практическая работа с использованием компьютера. Она дает возможность закрепи ть и оценить уровень знаний учащихся по пройденной теме и обобщить изученный материал. Ставится и решается проблемный вопрос. В ходе объяснения нового материала в работу активно включаются учащиеся. Они выступают с сообщениями, подготовленными к уроку. Н а уроке использованы методы здоровьесберегающей технологии (релаксирующий видеофрагмент) . С целью закрепления изученного материала проводится тестирование. БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс : 7 Предмет: биология Цель: Создание условий для форми рования ключевых компетенций через освоение знаний об особенностях строения хордовых животных, их классификации , образе жизни и применении человеком в хозяйственной деятельности. Задачи урока: Образовательная : Создать условия для формирования учебно - поз навательной компетенции у об уча ю щихся через освоение знаний об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым; особенностях строения ланцетника и его приспособленности к среде обитания; способствовать развитию понят ий “хордовые”, “бесчерепные”. Развивающая : Создать условия для формирования информационной компетен ции через развитие умения анализир овать, обобщать и делать выводы; коммуникативной компетенций через индивидуальную работу и работу в парах; ценностно - смыс ловой компетенции через формирование целостной картины мира и научного мировоззрения. Воспитательные: Создать условия для формирования поликультурных компетенций через воспитания собранности, сосредоточенности, самостоятельного мышления, экологической к ультуры . Оборудование: Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Тетрадь, компьютерные презента ции «Признаки хордовых животных , Ланцетник»; Листы самоконтроля , дополнительный материал Методы: словесный (индив идуальные сообщения учащихся; рассуждение, беседа); практический (заполнение таблицы); БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск репродуктивный (воспроизведение знаний об известных типах); частично – поисковый ( нахождение информации в разных источниках) ; Форма урока : объяснение нового материа ла Этап урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся Методический комментарий БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск I . Мотивационно - целевой Какое царство мы изучаем? Организмы , входящие в это царство многообразны по форме, размерам, образу жизни и т.д. Разде лите всех животных изображенных на слайде на 2 группы . К аких животных вы отнесли в I и II группы? Какой признак вы брали за основу? Посмотрите на филогенетическое д рево животного мира и ответьте на вопрос: общую характеристику какого типа мы сегодня расс мотрим ? Задание №1. Посмотрите на филогенетическое древо животного мира (учебник стр.90) и составьте классификацию типа Хордовые . Мы сегодня рассмотрим тип Хордовые и подтип Бесчерепные. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные» Какова цель нашего урока? В какой последовательности целесообразно изучать новый тип животных? Животные Учащиеся выполняют задание устно Наличие позвоночника, внутреннего скелета Общую характеристику т ип а Хордовые Тип Хордовые П одтип Подтип Подтип Личиночно - Бесчерепные Черепные хордовые Открывают тетради и записывают тему Рассмотреть о бщ ую характеристик у типа Хордовые и подтипа Бесчерепные. особенности строения, систематическое полож ение, образ жизни , значение в природе и для человека На слайде фото разных животных Работа с учебником Слайд с классификацией хордовых животных Постановка целей и задач БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организац ионно - деятельностный Н ачинаем изучение нового типа животных – Хордовые. К типу Хордовые относятся около 43 тысяч современных видов, распространённых по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний облик хор довых очень разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии, несколько похожие на червей, бесчерепные, различные по облику позвоночные животные). Различны и размеры: от представителей длиной в несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек длиной в 2 - 3 см до г игантов – некоторых китов, достигающих 30 м длины и массы 150 т. В энциклопедии «Википедия» дано след ующее о пределение Хордовым. (лат. Chordata ) — тип вторичноротых животных, для которых характерно наличие осевого скелета в виде хорды, котора я у высших форм заменяется позвоночником». Дает ли это определение полную общую характеристику типа? Записывают определение в тетрадь. Нет, необходимо посмотреть особенности строения хордовых животных. Слайд с изображение хор довых животных Слайд с определение м «хордовые» БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный Для всех представителей типа Хордовые характерны общие черты организации, не встречающиеся у представителей других типов. Используя учебник на странице 174, выделите основные признаки типа и зафиксируйте их в тетради. Перечислите признаки, которые вы записали в тетради. Подвожу детей к выделению еще 2 - х признаков: 6. Тело двусторонне – симметричное 7. Вторичнор отые животные Рассказываю об общем плане строения хордовых. Основные признаки типа: 1. Хорда (над кишечником) 2. Нервная трубка (над хордой) 3. Кровеносная система замкнутая. 4. Сердце на брюшной стороне тела. 5. Жаберные щели в глотке. Работа с учебни ком стр. 174 Запись в тетрадях основных признаков хордовых животных Слайд с изображением двусторонне – симметричных животных. Слайд с изображением поперечного среза тела хордовых БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный На основе полученной информа ции попробуйте составить общую характеристику хордовых животных. Просмотр релаксирующего видеофильма Представитель Бесчерепных животных – ланцетник . Знакомлю учащихся с историей открытия данного вида животных и систематизацией его как в ида. Ланцетника обнаружил в Черном море в 1774 году Петр Симон Паллас русский естествоиспытатель, путешественник, но отнес его к новому виду типа Моллюски и назвал «ланцетовидным слизнем». Вывод : Хордовые - это д вусторонне – симметричные, вторичноротые животные. Внутренний скелет хорда, у некоторых животных сохраняется на всю жизнь, а у некоторых в зародышевой стадии и затем заменяется позвоночником. Наличие нервной системы в виде полой трубки расположенной над хордой. Пищеварительная система в виде тр убки под хордой. Жаберные щели в глотке . Кровеносная система замкнутая. Сердце (или заменяющи й его брюшной сосуд) расположено на брюшной стороне под хордой и пищеварительной системой. Хордовые имеют вторичный рот. Он образуется на конце противоположном его первоначальному положению. На месте зарастающего рта появляется анальное отверстие. Свободно живущие животные. Дети отдыхают Записывают в тетради: 1774 г. П.С. Паллас – обнаружил ланцетника и отнес к типу Моллюски. Видеофильм « Море » Слайд: БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный Попытайтесь объяснить, почему он так решил. Ланцетник имеет прозрачное вытянутое тело, напоминающее по ф орме старинный медицинский инструмент скальпель – ланцет , за что род и получил свое название. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным. В 1834 году Александр Онуфриевич Ковалевский , и сследуя зародышевое развитие ланцетника , обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки к ак позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных. А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуто чное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира. Высказывают свои предположения: ланцетник живет в воде, дышит жабрами, мало активен в теле есть упругий стержень, который можно принять за остаток ред уцированной раковины по аналогии с Головоногими Записывают в тетради: 1834 г. А.О. Ковалевский – доказал, что ланцетник переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными. Слайд: Слайд: БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского. Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животног о мира. Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводн ых, пресмыкающихся, птиц и зверей. По каким признакам Э.Геккель отнес ланцетника к хордовым животным? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить особенности строения ланцетника. На столах лежит дополнительный материал, внимательно прочитайте, отв ете на вопросы и заполните таблицу. У каждой группы своё задание постарайтесь найти ответы только на свои вопросы. Записывают в тетради: 1874 г. Э. Геккель устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных и черепн ых. Не зная особенностей строения ланцетника мы не можем ответить на вопрос по каким признакам Э.Геккель отнес ланцетника к хордовым животным? Учащиеся читают материал, заполняют таблицу, по окончанию работы зачитывают особенности строения ланцетни ка. Слайд: Слайд: БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный Группа № 1 (ряд 1) отвечает на вопросы: 1. каковы особенности строения внутреннего скелета? 2. каковы особенности строения мышц? Группа № 2 (ряд 2) отвечает на вопросы: 1. каковы особенности строения пищеварительной системы? 2. каковы особенности строения дыхательной системы? Группа № 3 (ряд 3) отвечает на вопросы: 1. каковы особенности строения кровеносной системы? 2. каковы особенн ости строения нервной системы и органов чувств? Повторяется вопрос: по каким признакам Э.Геккель отнес ланцетника к хордовым животным? Дети зачитывают признаки, которые нашли сами и записывают те особенности, которые предлагают товарищи. Систе мы органов Особенности строения Внутренний скелет Хорда Мышцы В виде ленты расположены по бокам тела Органы пищеварения Рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие. Органы дыхания Жаберные щели. Кровеносная система Замкнут ая, имеется брюшной и спинной сосуды, капилляры. Нервная система и органы чувств Нервная трубка, расположенная над хордой, светочувствительные и осязательные клетки Строение ланцетника соответствует общему плану строения хордовых животных, у них есть х орда, к ровеносная система замкнутая, не рвная система имеет трубчатое строение. Эти признаки указывают на то, что ланцетник - один из представителей Хордовых животных. Обсуждение полученной информации, заполнение таблицы Слайд: БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск II . Организационно - деятельностный Мы выяснили особенности строения ланцетника. Но для того чтобы дать полноценную характеристику ланцетнику, что еще необходимо узнать? Каково же значение ланцетника в природе и в жизни че ловека , каков его образ жизни ? Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки о болочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юг о - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2 - 4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на пром ывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира. Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе. Образ жизни и его значение в природе. Индивидуальное со общение учащегося Индивидуальные со общения учащегося Слайды с изображением ланцетника : БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск III . Рефлексивно – оценочный Предлагаю выполнить задание для самоконтроля Подведение итогов, выставление оценок Выполняют тест, затем организуют самоконтроль На слайде изображены верные ответы IV . Информация о домашнем задании Прочитать т екст учебника на стр.174, рассмотреть рисунки и подписи к ним, выучить конспект в тетради. Варианты творческого домашнего задания: 1. Составить кроссворд на тему «тип Хордовые» ; 2. Написать текст - описание хордовых с 10 ошибками, приложить верный вариант ; 3. Состави ть максимальное количество вопросов к теме . Записывают д омашнее задание Приложение БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Задание №1.1 Используя дополнительный материал ответь на вопросы: 1. каковы особенности строения внутреннего скелета? 2. каковы особенности строения мышц? Ланцетники – это небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели тёплых морей. Насчитывается около 30 видов ланцетников. Тело ланцетника сжато с боков, нет черепа, головной мозг не сформирован, есть один не парный пла вник – спинной, который плавно переходит в хвостовой. Роль внутреннего скелета выполняет упругий тяж, проходящий через все тело ланцетника, сохраняющийся на протяжении всей жизни животного – хорда. По бокам тела расположены мышцы (в виде лент) , которые р азделены п ерегородками на 50 - 80 сегментов. Пищеварительная система включает: рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие. В глотке имеются жаберные щели, которые выполняют функцию дыхательную. Не существует у ланцетника и се рдца. Кровь движется по телу только вследствие сокращения сосудов, она у него не красная, а бесцветная. Кровеносная система замкнута. Нервная система расположена над хордой и представлена нервной трубкой. У ланцетника нет органа слуха и органа равновесия , и поэтому когда ланцетник плавает , он постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом. Однако н а теле ланцетника имеются светочувствительные и осязательные клетки. Отсутствие головного мозга, настоящих органов чувств и сердца, отсутствие парных кон ечностей, примитивное строение органов выделения роднит его с низшими беспозвоночными животными. С другой стороны, у ланцетников имеются черты прогрессивной организации: наличие настоящей хорды и типичной для хордовых трубчатой нервной системы, а также зам кнутой кровеносной системы. Задание №1.2 Используя дополнительный материал ответь на вопросы: БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск 1. каковы особенности строения пищеварительной системы? 2. каковы особенности строения дыхательной системы? Ланцетники – это небольшие морские животные, живу щие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели тёплых морей. Насчитывается около 30 видов ланцетников. Тело ланцетника сжато с боков, нет черепа, головной мозг не сформирован, есть один не парный плавник – спинной, который плавно переход ит в хвостовой. Роль внутреннего скелета выполняет упругий тяж, проходящий через все тело ланцетника, сохраняющийся на протяжении всей жизни животного – хорда. По бокам тела расположены мышцы (в виде лент) , которые разделены п ерегородками на 50 - 80 сегмен тов. Пищеварительная система включает: рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие. В глотке имеются жаберные щели, которые выполняют функцию дыхательную. Не существует у ланцетника и сердца. Кровь движется по телу только вс ледствие сокращения сосудов, она у него не красная, а бесцветная. Кровеносная система замкнута. Нервная система расположена над хордой и представлена нервной трубкой. У ланцетника нет органа слуха и органа равновесия, и поэтому когда ланцетник плавает , о н постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом. Однако н а теле ланцетника имеются светочувствительные и осязательные клетки. Отсутствие головного мозга, настоящих органов чувств и сердца, отсутствие парных конечностей, примитивное строение органов выделения роднит его с низшими беспозвоночными животными. С другой стороны, у ланцетников имеются черты прогрессивной организации: наличие настоящей хорды и типичной для хордовых трубчатой нервной системы, а также замкнутой кровеносной системы. Зад ание №1.3 Используя дополнительный материал ответь на вопросы: 1. каковы особенности строения кровеносной системы? 2. каковы особенности строения нервной системы и органов чувств? БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Ланцетники – это небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмеле й, зарывшись в песок; все они обитатели тёплых морей. Насчитывается около 30 видов ланцетников. Тело ланцетника сжато с боков, нет черепа, головной мозг не сформирован, есть один не парный плавник – спинной, который плавно переходит в хвостовой. Роль внут реннего скелета выполняет упругий тяж, проходящий через все тело ланцетника, сохраняющийся на протяжении всей жизни животного – хорда. По бокам тела расположены мышцы (в виде лент) , которые разделены п ерегородками на 50 - 80 сегментов. Пищеварительная сис тема включает: рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие. В глотке имеются жаберные щели, которые выполняют функцию дыхательную. Не существует у ланцетника и сердца. Кровь движется по телу только вследствие сокращения сосудо в, она у него не красная, а бесцветная. Кровеносная система замкнута. Нервная система расположена над хордой и представлена нервной трубкой. У ланцетника нет органа слуха и органа равновесия, и поэтому когда ланцетник плавает , он постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом. Однако н а теле ланцетника имеются светочувствительные и осязательные клетки. Выделительная система имеет вид выделительных трубочек – нефридий. Отсутствие головного мозга, настоящих органов чувств и сердца, отсутствие парных конечностей, примитивное строение органов выделения роднит его с низшими беспозвоночными животными. С другой стороны, у ланцетников имеются черты прогрессивной организации: наличие настоящей хорды и типичной для хордовых трубчатой нервной системы, а также замкнутой кровеносной системы. БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск ФИ__________________ Тест « Общие признаки хордовых животных». Вариант 1 А1. Выберите признак, не соответствующий описанию хордовых животных. 1) вторичноротые 2) вторичнополостные 3) двусторонне - симметричные 4) ассиммет ричные А2. Кто является примитивным хордовым животным? 1) креветка 2) ланцетник 3) треска 4) мокрица A3. Что заставляет циркулировать кровь у ланцетника? 1) стенки брюшного сосуда 2) сердце 3) желудочек 4) предротовая воронка А4. Что является опорой тела д ля подтипа бесчерепные? 1) позвоночник 2) череп 3) хорда 4) мускулистое сердце В1. Какой тип кровеносной системы у хордовых? ___________________________________________________________ В2. Назовите органы выделения бесчерепных. ____________________________ _______________________________ С1. Какие классы относятся к подтипу черепные? ФИ__________________ Тест «Общие признаки хордовых животных». Вариант 2 А1. Какой из подтипов не входит в тип хордовые? 1) саркодовые 2) бесчерепные 3) черепные 4) позвоночные А2. Какой представитель типа хордовых не имеет парных плавников? 1) карп 2) тунец 3) ланцетник 4) треска A3. Где происходит оплодотворение ланцетника? 1) в песке 2) в воде 3) в земле 4) в иле А4. Какого органа нет у подтипа черепные? 1) черепа 2) позвоноч ника 3) выделительных трубочек 4) почек В1 . Какой тип нервной системы у хордовых? ____________________________________________________________ В2. Назовите органы дыхания хордовых. ___________________________________________________________ С1. Какие кла ссы относятся к подтипу черепные? БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Дополнительный материал для доклада Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды, прогоняемой движением ресничек через жаберные отверстия в околожаберную полость. Рото вые щупальца образуют решетку, препятствующую попаданию в полость глотки слишком крупных частиц. Проходящие через этот заслон мелкие пищевые частицы оседают на покрытых слизью ресничках желобков, обволакиваются слизью, перемещаются в наджаберный желобок и поступают к заднему концу глотки и в кишечник. Пищу ланцетника составляют главным образом диатомовые водоросли, мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Ланцетники живут обычно на дне, от берега до глуби ны 10 - 30 м (и свыше), преимущественно в слое крупного легкого и рыхлого песка, включающего обломки скелетов корненожек, иглокожих и т. д. На заиленных участках песчаного дна ланцетники держатся редко, потому что им трудно проникать в мелкий песок, а в илис том дне они жить не могут. В зависимости от размеров частиц песка и объема примеси ила ланцетник ведет себя по - разному. В крупный песок, между частицами которого свободно циркулирует вода, богатая кислородом и пищевыми частицами, ланцетник зарывается целик ом; из смеси крупного и мелкого песка он высовывает только передний конец на поверхности; над поверхностью мелкого песка ланцетник высовывается наполовину и совсем не зарывается в ил, в котором он не может ни дышать, ни питаться. Потревоженный прикосновени ем или внезапным освещением, ланцетник переплывает на другое место, мгновенно вновь зарываясь в песок. Ланцетники обычно боятся света, избегают яркого освещения и более активны в ночное время. Они предпочитают температуру воды от (12) 17 до 30╟ С и соленос ть от 23 до З10/00. Размножаются ланцетники весной, летом или осенью, на Черном море - с конца мая до начала августа. Тотчас после захода солнца самки выметывают зрелые мелкие икринки диаметром 0,1 мм. Развитие оплодотворенной икры и личинок происходит в т олще воды. Личинки длиной 3,6 - 5,2 мм поднимаются ночью к поверхности, а днем опускаются в придонные слои воды. Период личиночной жизни длится обычно около трех месяцев. К концу первого года жизни ланцетник (восточно - азиатский вид) достигает в длину 30 мм, на втором году - 40 мм, на третьем - 60 мм и на четвертом - 70 мм. Половозрелости он достигает на втором или третьем году. Живут ланцетники от одного до четырех лет. Ланцетники широко распространены в умеренных и теплых водах: в БиЭлЭгия. 7 класс. Тип АЭрдЭвые. Варданян Ю.М., учитель биЭлЭгии. МБОУ ОСредняя шкЭла №15П г.НЭвЭалтайск Атлантическом океане у бере гов Европы (Норвегия), у берегов Америки, Южной Африки, в Индийском океане; в Тихом океане. В Черном море встречается европейский ланцетник, в Японском море - азиатский ланцетник. Местами ланцетники очень многочисленны. Европейский ланцетник встречается в количестве до 300 особей на 1 м 2 дна. Американский ланцетник образует летом огромные скопления на глубине 20 м - до 1300 - 1400 особей на 1 м 2 . Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), извес тного в течение около 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2 - 4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднима я лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сита, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70% белка и около 2% жира. Местные жители варят из ланцетника суп или жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицил ии и в Неаполе. Ланцетник - одно из наиболее популярных хордовых животных. Он привлекал и привлекает к себе внимание исследователей; им занимались и занимаются многие ученые. Причина такого внимания в том огромном значении, которое имеет изучение е го строения и развития для понимания происхождения и формирования позвоночных животных. Ланцетник очень близок к древнейшему предку позвоночных. Таким образом , ланцетник имеет важное значение: в природе он входит в состав пищевой цепи, человек используе т его в пищу, знания о нем необходимы для понимания происхождения и формирования позвоночных животных.