Конспект урока по ИЗО на тему:Образ театрального героя (3 класс)


Тема: «Образ театрального героя »
Число:14.02.2013г.
Класс: 3«Б»
Программа: «Школа 2100»
Цель урока: познакомить детей с образом театрального героя; расширять знания детей об истоках театра
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с различными видами театральных кукол;
2) развивать творчество, воображение, интерес к декоративно-прикладному искусству, способствовать формированию чувство гармонии цветов.
3) формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: варианты работ – кукол из ладошек (зарисовки учителя), презентация
Для учителя: ТСО (презентация)
Для обучающихся: краски, кисти, альбом
Методы:
Анализ
Частично-поисковый
Информативно – обобщающий
Практическая работа
Этапы и виды деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1.Организационный момент
2.Вводная беседа
Показ презентации «Образ театрального героя»
Слайды
3. Восприятие и анализ образа
Обсуждение изделий, подготовка к работе
Слайд
4.Самостоятельная работа
Формирование умения рисования кукол
5. Анализ работ
Выставка работ
6. Подведение итогов
Слайд Снова нам звенит звонок,
Начинается урок.
На картины посмотри ничего не упусти.
Театр – весь мир, волшебная страна.В нем скрыта тайна древнего искусства,Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстраИ в зале воцарится тишина.В театре занавес, - как дверь в прекрасный мир,В котором есть волшебники и феи,Разбойники, принцессы и злодеи,В котором жили Данте и Шекспир.Т. Курбатова “Театральный занавес”.
Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.
Куклы в театре необыкновенные. Что они умеют делать?
- Откуда взялся этот удивительный мир?
Как зрелище, театр кукол родился на площади в руках бродячих актеров-одиночек и превратился в настоящий народный театр.
Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки.
Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки.
У каждого народа – свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других – мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, - плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.
В давние времена по городам и селам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали “петрушечники”. Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей.
- Кто же был главным героем этих представлений?
Наряд мой пестрый,Колпак мой острый,Мои шутки и смехВеселят всех.
Наш любимый герой – Петрушка. Родился он на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.
Кукол артисты делали сами: голову и руки для куклы вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали для нее костюмы. У петрушки на голове был колпак с кисточкой.
В кукольном театре куклы бывают разные. Есть куклы, которые надевают на руку, как перчатку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.
Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-“петрушек” и птиц.
Бывают куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь. Это тростевые куклы. Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни – трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.
У тростевой куклы руки длинные, движения – более грандиозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможность орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести – это пальцы артиста помогают кукле.
Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее.- А вы видели кукол, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела?
Водить их помогает вага – специальный пульт управления. Кукла – марионетка должна быть подвижной в суставах, тогда ее можно заставлять делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
Пальчиковые куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям по размеру пальца.
Сегодня вы попробуете придумывать свои театральные куклы. А помогут вам ваши ладошки. Превратите ладошку в куклу.
Учащиеся рисуют кукольный персонаж перчаточного театра (обрисовывают свою руку в форме перчатки). “Превращают” перчатку в куклу.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Что нового и необычного вы сегодня узнали?
- О чём вспомнили?
- Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?
- Согласны ли остальные?
- Кого мы можем выделить, кто хорошо работал на уроке?
- Почему вы так считаете?
- А кому следует быть внимательнее?
- Почему?
- Спасибо за работу ребята. Урок окончен. Приветствие
Они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться
Мареонетки