Конспект урока русского языка «Подчинительные союзы. Типы подчинительных союзов»


Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, ИД, презентация, раздаточный материал.
Цели:
Образовательные:
знакомство с  типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к родному языку;
Развивающие:
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение предложений по схемам, словарная работа.
План урока
Оргмомент. (1 мин.)
I .Лингвистическая разминка.(3 мин)
II.Комментарий домашнего задания.(5мин.) III.    Изучение темы «Подчинительные союзы» (10 мин.)
IV. Закрепление знаний на практике.(15мин.)V.Словарная работа.(4 мин)
Итог урока. (2 мин)
Ход урока
I.    Лингвистическая разминка
-             Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группамони относятся:
Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)
Сверяем задание! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)
II.    Проверка домашнего задания
1.           Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:
внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.
2.           Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.
III.    Изучение темы «Подчинительные союзы»
1.  Слово учителя.
Ребята, давайте вспомним о роли сочинительных и подчинительных союзов в предложении. Обратим внимание на доску.
В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.
Задание : назовите подчинительные союзы в данных предложениях ( 2 слайда с предложениями).

Проверка задания:


Вывод учащихся: Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.
2.           Эвристическое задание.
-             Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.

Сверяем задания! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)

(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)
IV.    Выполнение упражнений
1.  Упражнение 337: комментированное письмо.Примечание: предложение 4 содержит изъяснительный,
а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:
Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. {Не заметил чего? как въехал...)Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) {Роняю как? как дерево роняет...)2.      Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.
3.      Упражнение 339: устно.
V.    Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 159, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.
Светофор, семафор.
Домашнее задание
1.      §59.
2.      Упражнение 340.
3.      Упражнение 335 (сочинение-миниатюра «На берегу»).