Повторительно-обобщающий урок на тему: Электрические явления


Повторительно-обобщающий урок
«Электрические явления»
8 класс
Выполнил: Белясников Александр Анатольевич
Учитель физики Тучковской СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Рузский район Московской области
Пояснительная записка.
Целью урока является закрепление сведений об основных физических величинах, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи. Данный урок является одним из звеньев при изучении в 8 классе (общеобразовательный профиль) раздела «Электрические явления». При планировании урока учтены возрастные особенности учащихся, их стремление к самостоятельности, интерес к поиску путей решения конкретных задач, в желании получить хорошую оценку.
Интерес учащихся на урок е достигается как содержанием, так и специально подобранными формами работы, системой наглядных пособий, оборудования и дидактического материала. Эффективность урока должна определяться активностью учащихся. Это достигается сочетанием групповой и индивидуальной работы, различных упражнений с физическими приборами: снятием показаний приборов, умения обобщать, делать выводы. Учащиеся должны узнавать на схемах электрических цепей потребители, источники, измерительные приборы. Уметь определять их цену деления. Знать и использовать при решении задач закон Ома для участка цепи, формулу расчёта сопротивления проводника, законы последовательного и параллельного соединения проводников, формулы работы и мощности электрического тока.
Тематическое планирование учебного материала по физике в 8классе (2 часа в неделю) составлено на основании программы, авторы которой:
Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Планирование составлено и частично изменено с учётом обязательного минимума содержания образования.
Учебник: "Физика-8" автор: А.В. Перышкин, год издания 2013.
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать в ходе урока знания по разделу «Электрические явления».
2. Продолжить формирование умений работы с физическими приборами
3. Устранение пробелов в знаниях у отдельных учащихся.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе раскрытия закономерностей между физическими величинами.
2. Содействовать воспитанию коллективизма при работе учащихся в группах
Развивающие:
1. Выработка умений самостоятельно пополнять свои знания на примере работы с дидактическим материалом.
2. Продолжить развитие памяти, творческих возможностей, умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы и обобщения.
3. Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость.
Оборудование и оснащение урока.
1. Интерактивная доска с презентацией к уроку.
2. Оборудование для демонстрационной установки:
1) источник тока (4-12В)
2) демонстрационный амперметр
3) демонстрационный вольтметр
4) магазин сопротивлений
5) реостат на 30 Ом
6) ключ демонстрационный
7) электрическая лампа
8) соединительные провода
9) ящик - подставка 2 шт.
10) удлинитель
3. Оборудование для стенда (L-микро):
1) источник тока (4-12В)
2) цифровой амперметр
3) цифровой вольтметр
4) реостат на 6 Ом
5) ключ демонстрационный
6) электрическая лампа
7) набор резисторов (1Ом, 2 Ом, 3Ом)
8) соединительные провода
9) удлинитель
4. Таблица к физическому диктанту с критериями проверки - 25 штук (Приложение 1)
5. Карточка «Люблю приборы Я» для индивидуальной работы с таблицей для записи результатов - 25 шт. (Приложение 2)
6. Карточки разноуровневые для групповой работы (4 варианта) – 13 штук (Приложение 4-7)
7. Карточка-задание «Физическая эстафета» для групповой работы. (Приложение 9)
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение цели урока (2мин.)
2. Физический диктант со взаимопроверкой в парах (4 мин.)
3. Работа с учащимися «Нахождение ключевого слова» (1 мин.)
4. Работа с учащимися «Неточности в изображении электрической цепи» (3мин)
5. Работа с учащимися «Определение цены деления приборов» (5 мин.)
6. Перевод единиц измерения. (Вызов к доске ученика) (2мин)
7. Физкультминутка (Гимнастика для глаз).(1 мин.)
8. Работа с учащимися: (10 мин.)
Знание формул (вызов к доске ученика) (3мин.)
Решение устных задач на применение закона Ома.(3мин.)
Решение графической задачи (4 мин.)
9. Практическая часть урока: (11 мин.)
решение разноуровневых заданий на карточках. Работа в парах, (четыре варианта) (8 мин.)
самопроверка заданий. (3 мин.)
10. Физическая эстафета (5 мин)
11. Выводы урока. Домашнее задание. (1 мин.)

ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение целей урока. Приветствие класса.
Целью урока является обобщение и систематизация знаний полученных вами при изучении раздела «Электрические явления».
? Назовите три физические величины, характеризующие любую электрическую цепь?
2. Физический диктант. (см. Приложение 1)
Задание: укажите для соответствующих физических величин их обозначение, основную единицу измерения, прибор её измерения и заполните все ячейки таблицы.
После заполнения таблицы выполните взаимопроверку в парах, сверив ответы с таблицей на доске и поставив оценки согласно критериям проверки в лист отчёта.
3. Каким общим названием можно объединить следующие понятия?
Источник тока
Потребитель
Ключ
Соединительные провода
Ответ Электрическая цепь
? В чём отличие электрической цепи от электрической схемы?
4. Работа со схемой. Исправьте неточности в изображении цепи. К доске вызывается ученик.

5. Работа со шкалой по определению цены деления прибора.
Фронтальная работа с карточками по рядам со взаимопроверкой
(см. Приложение 2)
Учитель вначале отрабатывает правило нахождения цены деления измерительного прибора.
6. К доске заранее вызывается ученик для выполнения перевода единиц измерения физических величин в основные. (Приложение 8)

7. К доске заранее вызывается ученик для определения правильности написания формул. Одновременно за 1 партой 2 ученика работают с электронной викториной «Знаю формулы» (Приложение 3)
8.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5) Повторить 4 – 5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1 – 4 , потом перенести взор вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 2.
Повторить 1 – 2 раза. Темп медленный.
7доп. Работа с демонстрационной установкой и обобщение закона Ома для участка цепи.
1) Объяснение учителя как работать с измерительными приборами.
На демонстрационном столе собрана электрическая цепь.
Назовите основные элементы этой цепи?
Как включить амперметр в цепь?
Как учесть включение амперметра в цепь, содержащий источник тока?
Какова цена деления демонстрационного амперметра?
Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?
Как учесть включение вольтметра в цепь, содержащий источник тока?
В каких единицах градуируют шкалу вольтметра?
Какова цена деления демонстрационного вольтметра?
Как отличить визуально амперметр от вольтметра?
Как называется прибор, предназначенный для регулирования силы тока в цепи?
2) Выводы из закона Ома для участка цепи:
Далее включаю источник тока, замыкаю ключ.
Каковы показания амперметра и вольтметра?
Что нужно сделать чтобы изменить силу тока в цепи?

Какие зависимости рассматриваются в законе Ома для участка цепи?
Каковы результаты демонстрационного эксперимента?
9. Работа с учащимися. Устно решаем задачи на вычисление силы тока, напряжения и сопротивления. (слайд 21)
10. Графическая задача на обоснование постоянства отношения напряжения к силе тока для заданного проводника.(слайд 22)
11. Задание в группах (дифференцируемое) (см. Приложение 4-7)
Каждой группе из двух человек даётся карточка с заданием, которое необходимо выполнить и заполнить бланк ответов. Через определённое время ученики другой группы меняются бланками и сверяют с доской ответы, выставляя оценки. Учащиеся выбирают свой уровень сложности задания и имеют возможность получить вторую оценку, при условии выполнения большего объёма заданий.
12. Конкурс «Физическая эстафета». (см. Приложение 9)Каждый ряд имеет возможность проявить свои способности в быстром решении заданий. Ответы учащиеся записывают в специальную таблицу на доске.
Парта Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3
1 2 3 4 5 7. Выводы урока. Домашнее задание. ( подготовка к контрольной работе)
Приложение 1
Задание 1 «Физический диктант»
Заполните ячейки таблицы на карточке:
Название
физической
величины Обозначение
физической
величины Основная
единица
измерения Прибор
Заряд Сила тока Напряжение Сопротивление Работа тока Мощность После заполнения таблиц учащиеся меняются карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:
Количество ошибок 1 2-3 4-7 8 и более
Оценка 5 4 3 2
Выполнил: ____________________
Проверил: _____________________
Оценка:_______
Приложение 2
Задание 2 «Люблю приборы Я»
Заполните ячейки таблицы на карточке:
1 ряд 2 ряд 3 ряд

Ряд Задание Цена деления Предел измерения
1 2 3 4 Показание прибора Выполнил ______________ Критерии проверки:
Выполнены все 5 заданий – «5»
Оценка__________ 4 задания – «4»
3 задания – «3»
2 задания – «2»
Приложение 3
Выберите правильные формулы
1 I=q×tI=qtI=tq2 I=URR=IUI=R×U3 U=A×qq=UAU=Aq4 ρ=R×lSR=ρ×lSR=ρ×Sl5 P=I×UI=UPU=IP6 A=U2×R×tA=I×U×tA=UqОтветы:

Приложение 4
Задание 3 Задание для группы (КАРТОЧКА 1)
Уровень А
Перечислите все элементы цепи.
Какова цена деления шкалы амперметра?
Каков верхний предел измерения амперметра?
Какова цена деления шкалы вольтметра?
Каков верхний предел измерения вольтметра?
Уровень В
Какова сила тока в цепи?
Каково напряжение на батарее?
Определите заряд, прошедший через лампу за время t?
Уровень С
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Каково общее напряжение на лампе и реостате?
Уровень Номер
задания Вопрос Ответ
А 1 Перечислите все элементы цепи 2 Цена деления шкалы амперметра, А 3 Верхний предел измерения амперметра, А 4 Цена деления шкалы вольтметра, В 5 Верхний предел измерения вольтметра, В В 1 Сила тока в цепи, А 2 Напряжение на батарее, В 3 Заряд, прошедший через лампу за время t, Кл С 1 Напряжение на лампе, В 2 Напряжение на реостате, В 3 Общее напряжение на лампе и реостате, В ФИО:
Приложение 5
Задание 3 Задание для группы (КАРТОЧКА 2)
Уровень А
Перечислите все элементы цепи.
Какова цена деления шкалы амперметра?
Каков верхний предел измерения амперметра?
Какова цена деления шкалы вольтметра?
Каков верхний предел измерения вольтметра?
Уровень В
Какова сила тока в цепи?
Каково напряжение на батарее?
Определите заряд, прошедший через лампу за время t?
Уровень С
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Каково общее напряжение на лампе и реостате?
Уровень Номер
задания Вопрос Ответ
А 1 Перечислите все элементы цепи 2 Цена деления шкалы амперметра, А 3 Верхний предел измерения амперметра, А 4 Цена деления шкалы вольтметра, В 5 Верхний предел измерения вольтметра, В В 1 Сила тока в цепи, А 2 Напряжение на батарее, В 3 Заряд, прошедший через лампу за время t, Кл С 1 Напряжение на лампе, В 2 Напряжение на реостате, В 3 Общее напряжение на лампе и реостате, В ФИО:
Приложение 6
Задание 3 Задание для группы (КАРТОЧКА 3)
Уровень А
Перечислите все элементы цепи.
Какова цена деления шкалы амперметра?
Каков верхний предел измерения амперметра?
Какова цена деления шкалы вольтметра?
Каков верхний предел измерения вольтметра?
Уровень В
Какова сила тока в цепи?
Каково напряжение на батарее?
Определите заряд, прошедший через лампу за время t?
Уровень С
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Каково общее напряжение на лампе и реостате?
Уровень Номер
задания Вопрос Ответ
А 1 Перечислите все элементы цепи 2 Цена деления шкалы амперметра, А 3 Верхний предел измерения амперметра, А 4 Цена деления шкалы вольтметра, В 5 Верхний предел измерения вольтметра, В В 1 Сила тока в цепи, А 2 Напряжение на батарее, В 3 Заряд, прошедший через лампу за время t, Кл С 1 Напряжение на лампе, В 2 Напряжение на реостате, В 3 Общее напряжение на лампе и реостате, В ФИО:
Приложение 7
Задание 3 Задание для группы (КАРТОЧКА 4)
Уровень А
Перечислите все элементы цепи.
Какова цена деления шкалы амперметра?
Каков верхний предел измерения амперметра?
Какова цена деления шкалы вольтметра?
Каков верхний предел измерения вольтметра?
Уровень В
Какова сила тока в цепи?
Каково напряжение на батарее?
Определите заряд, прошедший через лампу за время t?
Уровень С
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Каково общее напряжение на лампе и реостате?
Уровень Номер
задания Вопрос Ответ
А 1 Перечислите все элементы цепи 2 Цена деления шкалы амперметра, А 3 Верхний предел измерения амперметра, А 4 Цена деления шкалы вольтметра, В 5 Верхний предел измерения вольтметра, В В 1 Сила тока в цепи, А 2 Напряжение на батарее, В 3 Заряд, прошедший через лампу за время t, Кл С 1 Напряжение на лампе, В 2 Напряжение на реостате, В 3 Общее напряжение на лампе и реостате, В ФИО:
Приложение 8

Приложение 9

Ответы к физической эстафете:

Используемая литература
1. Учебник: "Физика-8" автор: А.В. Перышкин, Москва, издательство «Дрофа», год издания 2013.
2. С. Е. Полянский "Поурочные разработки по физике, 8 класс", Москва, издательство «ВАКО» год издания 2004.
3. А. В. Перышкин, Н. А. Родина, Х. Д. Рошовская "Преподавание
физики в 6-7 классах средней школы", Москва, издательство «Просвещение», издание 4-е переработанное, год издания 1985.
4. "Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах " под
редакцией А. А. Покровского, Москва, издательство «Просвещение», 2 издание переработанное и дополненное, год издания 1974.
5. Л. А. Кирик “Самостоятельные и контрольные работы по физике
для 8 класса”, Москва, издательство «Илекса», год издания 2005.
САМОАНАЛИЗ
повторительно-обобщающего урока по теме:
«Электрические явления»
Целью урока является закрепление сведений об основных физических величинах, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи. Данный урок является одним из звеньев при изучении в 8 классе (общеобразовательный профиль) раздела «Электрические явления». При планировании урока учтены возрастные особенности учащихся, их стремление к самостоятельности, интерес к поиску путей решения конкретных задач, в желании получить хорошую оценку.
Интерес учащихся на урок е достигается как содержанием, так и специально подобранными формами работы, системой наглядных пособий, оборудования и дидактического материала. Эффективность урока должна определяться активностью учащихся. Это достигается сочетанием групповой и индивидуальной работы, различных упражнений с физическими приборами: снятием показаний приборов, умения обобщать, делать выводы. Учащиеся должны узнавать на схемах электрических цепей потребители, источники, измерительные приборы. Уметь определять их цену деления. Знать и использовать при решении задач закон Ома для участка цепи, формулу расчёта сопротивления проводника, законы последовательного и параллельного соединения проводников, формулы работы и мощности электрического тока.
1. Место урока в системе уроков по теме:
Данный урок является одним из звеньев при изучении в 8 классе (общеобразовательный профиль) раздела «Электрические явления».
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать в ходе урока знания по разделу «Электрические явления».
2. Продолжить формирование умений работы с физическими приборами
3. устранение пробелов в знаниях у отдельных учащихся.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе раскрытия закономерностей между физическими величинами.
2. Содействовать воспитанию коллективизма при работе учащихся в группах
Развивающие:
1. выработка умений самостоятельно пополнять свои знания на примере работы с дидактическим материалом.
2. Продолжить развитие памяти, творческих возможностей, умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы и обобщения.
3. Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость.
2. Содержание урока:
1) Отражена научность и правильность освещения материала.
2) Воспитательная направленность.
3) Правильность подбора материала:
А) при проведении физического диктанта – заполнение таблицы со взаимопроверкой.
Б) при работе со шкалой приборов – заполнение карточки с самопроверкой;
В) при закреплении сведений о законе Ома для участка цепи и решении графической задачи – фронтальная беседа с учащимися;
Г) при решении разноуровневых заданий – работа в группах со взаимопроверкой.
4) Содержание урока соответствует требованиям программы.
5) Присутствует связь изучаемого материала с пройденным.

3. Организация урока.
1) тип урока комбинированный.
А) урок закрепления умений и навыков.
Б) урок овладения умениями и навыками требующими длительной подготовки.
В) элементы урока обобщения и систематизации знаний.
2) Структура урока. Его отдельные элементы, их последовательности.
А) физический диктант со взаимопроверкой.
Б) работа с таблицей и демонстрационной установкой.
В) работа с графиком.
Д) Работа в парах.
Е) решение задач по карточкам.
3) Обеспечивает ли построение урока его эффективность? Да.
4) Организация активной работы учащихся в течение урока. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в парах.
5) рациональное использование времени.
4.Методика проведения.
1) Использование оборудования, наглядных пособий, дидактического материала.
2) Методы и приёмы применяемые на всех этапах урока: физический диктант, фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа со взаимопроверкой и самопроверкой, решение задач на карточках, смена видов деятельности, вызов учащихся к доске, физкультминутка (гимнастика для глаз).
3) Соответствие методов, цели урока возрасту и уровню подготовки, обеспечение активной работы учащихся.
4) Учитель ставит цель урока перед учащимися, развивает мышление, прививает навыки самостоятельной работы.
5) Ведётся работа с отстающими.
5. Работа и поведение учащихся.
1) Активность класса присутствует в течение всего урока.
2) Учащиеся внимательны и заинтересованы.
6. Общие выводы.
1) Достижение цели – цели урока достигнуты.
2) Эффективность в процентах – %. Определяется активностью учащихся.
3) Чему научили? - Закрепили связь между основными характеристиками электрической цепи.