Примеры олимпиадных заданий по географии для 10 класса

10 класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
Солёность Аравийского моря составляет 38, а Бенгальского залива – 19. Обе акватории расположены в Индийском океане. Выберите основной фактор, влияющий на разницу солёности этих акваторий.
Критерии оценивания: характеристика водных объектов – 2б., определение факторов – 4б., характеристика основного фактора – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 2б.

Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства, имеющая максимальное распространение в мире. Сравните экстенсивное и интенсивное пути развитие сельского хозяйства.
Критерии оценивания: понятие «сельское хозяйство», «интенсивное с/х», «экстенсивное с/х» – 6б., сравнительная характеристика – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 2б.

Объясните, как вы понимаете высказывание известного ученого-географа Н.Н. Баранского «Карта – альфа и омега географии». Дополните это высказывание известными вам словами географического смысла и объясните их.
Критерии оценивания: объяснение высказывания – 6б., примеры высказываний и их объяснения – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 2б.

Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. Могут ли полярники, зимующие на станции «Восток» в Антарктиде, наблюдать солнечное затмение 16 мая какого-либо года?
Почему облака не падают на Землю?
На какой широте 23 сентября в полдень длина тени будет равна длине шеста, от которого она образуется?
Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 300 над горизонтом, или город, где она видна под углом в 470?
Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?

Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
На топографической карте масштаба 1 : 10 000 лесной массив имеет форму прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см. Рассчитайте количество деревьев в лесу, если условный знак этого массива такой: «сосна 13EMBED Equation.31415».
Две группы школьников составляли топографическую карту. Первая группа проводила нивелирование холма с абсолютной высотой 159,2 м от подножья высотой 131,2 м. Другая группа начала нивелирование с точки, абсолютная высота которой на 22,6 м меньше, чем первой. Во сколько раз второй группе школьников пришлось устанавливать нивелир больше, чем первой, если абсолютная высота второго холма 164,9 м?