Статья по теме Здоровьесберегающие технологии в начальной школе(Часть2)


Последние годы в своей работе я начала активно изучать и применять подвижные игры с дидактической направленностью, хочу привести практический материал, который можно использовать на уроках.
1.Игры на уроках математики. С целью закрепления знаний по математике использую подвижные игры с дидактической направленностью: «Математический бег», «Вызов номеров», Фигуры», «Борьба номеров» и др. В 1 классе при изучении чисел использование игровой формы с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и движений запоминают натуральный ряд чисел без заучивания.
Игра «Не скажу».
Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечётных чисел говорят «не скажу!» Например: не скажу,2,не скажу,4…
Игра «Быстро занять места!»
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель даёт команду: «Быстро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию).
Игра «Передай кубик».
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. По сигналу учителя кубик передаётся каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший первым, побеждает.
2.Игры на уроках окружающего мира.
Игра «Правильно - неправильно».
Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт детям задания, если задание правдоподобно, то участники игры имитируют его в движении, если не верно, то игроки в приседе хлопают ладошами по коленям. Например: Птица летит (верно);
Змея ползает (верно);
Попугай смеется (неверно);
Лягушка квакает (верно);
Корова мурлыкает (неверно).
Игра «Белки, орехи, шишки».
Играющие рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берётся за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине и говорит: «Белки!» и все играющие, названными белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становиться белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны меняться местами.
Игра «Земля, вода, воздух, огонь».
Ученики становятся в круг, в середине его становится водящий. Он бросает мяч кому то из играющих, произнося при этом одно из слов: « Земля, вода, воздух, огонь». Если водящий сказал слово: «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро называть какое – либо домашнее или дикое животное. На слово «Вода!», играющий отвечает названием рыбы; на слово «Воздух!», надо называть птицу; на слово «Огонь!», все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся игрок выбывает из игры.
3.Игры на уроках обучения грамоте.
Игра «Белка».
Дидактическая задача: упражнять детей в чётком произношении звуков. Ученики хором говорят:

Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвёт орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
По окончании стихотворения все бегут врассыпную по классу и собирают отдельно грибы и орехи. В конце каждая команда подсчитывает собранные «запасы».
Использование вышеуказанных игр оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, на моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Школа и мы, учителя, обязаны взять на себя заботу о сохранении здоровья школьников наряду с родителями. Если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список использованной литературы
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
 Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
 Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
 http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».