Педсовет с применением технологии кейс — стади: Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования


Педсовет с применением технологии кейс - стади: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования"
Н.А. ТарандаКГУ «Щербаковская средняя школа имени Мариям Хакимжановой
отдела образования акимата Алтынсаринского района»,
Костанайская область
Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бросают данную затею и продолжают привычным способом вести учебный процесс-ориентируясь на «среднего ученика». А как же быть с неуспевающими детьми? Сегодня мы попробуем разобраться в вопросе, в чем же причина неуспеваемости обучающихся и постараемся найти способы ее преодоления.
Слайд 1
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.
Слайд 2.
Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.
При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Слайд 3.
Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.
Внешние и внутренние причины неуспеваемости .Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.
Слайд 4.
Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:
– дефекты здоровья школьников;
– психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки;
– низкое развитие интеллекта;
– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;
– слабо развитая волевая сфера. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.
Слайд 5. К числу внешних они, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе.
К числу внешних относятся и такие, как:
1) несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);
2) отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.
Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Слайд 6. Три типа неуспевающих
Чтобы в глазах учителей все неуспевающие школьники не были на одно лицо, без четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.
Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Исследователи считают, что:
– Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.
– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.
А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.
Слайд 7. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Слайд 8. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Слайд 9.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новыx усилий: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.
Слайд 10. Все моменты психолого-педагогического сопровождения способствуют выравниванию учебно-познавательной ситуации и ведут к формированию компетентностной личности ученика.
Слайд 11. Решение педагогического совета.
Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся.
Учителям предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования
Шире применять новые педагогические технологии преподавания предмета. На заседаниях школьных МО обсудить вопросы работы со слабоуспевающими учащимися.
Рекомендовать учителям предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика; проводить коррекцию знаний по результатам.
А сейчас я вам предлагаю принять участие в попытке решить проблему щкольной неуспеваемости с помощью технологии Кейс – стадии.
1.Для начала напишите (каждый) на листочке фамилии 3 – х учеников, которых Вы считаете неуспевающими по своему предмету.
2.Определите характерные признаки неуспешного ученика.
3. В третьем столбики запишите противоположные признаки
4 Средний столбик вы заполните позже.
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Кейс-стади«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников».
Майкл БарберТема: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования"
Категория участников: классные руководители, социально – психологическая служба, учителя – предметники, родители, администрация.Кейс-стади (case-stady) как педагогическая технология
Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. В конечном итоге находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

1.Разбивка на группы. (по категориям).
Мозговой штурм – решение педагогической ситуации по неуспеваемости.
Задание:Опишите педагогические ситуации по алгоритму:
1. Оценка ситуации.
2. Прогнозирование.
3. Решение.
4. Используйте при оценивании, прогнозировании и решении методы воспитания, формы воспитания, стили общения и управления.Педагогическая ситуация № 1.Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»
Решение. Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.
 
Педагогическая ситуация № 2.
Урок немецкого языка.    Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.    Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).    Особенно выделяется один мальчик.    Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.    Очередное задание – подготовить пересказ текста.    Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.    Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».    Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».    Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»    Ученик: «Да я перескажу».    Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.    Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.    Оценка    Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.    Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.    Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.    Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.    Прогнозирование    Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.    Решение    Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.
 Педагогическая ситуация № 3. В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.    Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.    Прогнозирование    Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.    Решение    Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.
Педагогическая ситуация № 4.
 Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке.    Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че совсем тупой», «Это же элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Васю, и он просит учителя, что бы она попросила остальных выйти из класса.    Учитель подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай Вася. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать». Ученики начинают смеяться, а Вася хватает портфель и выбегает из класса.    Прогнозирование    Вася надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как остальные, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть мальчика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Васи, она могла бы предположить финал данной ситуации.    Вася обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но возможно Вася не поможет своему однокласснику в такой же ситуации, а посмеется вместе с остальными.    Решение    На месте учителя можно попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Васей один на один. Попросить его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример или попросила бы его остаться в кабинете, чтобы помочь стереть с доски, разложить тетради (например), что бы он немного успокоился. Так как он мог бы затеять драку с обидчиками.
Педагогическая ситуация № 5.
   Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»    Решение    Учитель должен спросить у ученика почему, выслушать его и попробовать доказать, что это задание ему необходимо сделать.
2. Работа в группах.
На основании анализа ситуации проанализировать причины школьной неуспеваемости. Определить пути решения проблемы. Разработать рекомендации по решению проблемы.
Описание ситуации:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Ваши действия в следующей четверти.
1 задание.«Диагностика» Определение диагноза “неуспеваемость”.
В таблице приведен характер проявления причин неуспешности, Вам необходимо по характеру проявления причин неуспешности определить причины.

Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости Характер проявления
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
Выступление представителя от группы, который дает резюме по проблеме работы с неуспевающими учениками.
2 задание “Терапия”.
Какие способы “лечения" данного диагноза можно предпринять?
1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?
2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?
Этапы урока Акценты в обучении
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся 2. При изложении нового материала 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке 4. При организации самостоятельной вне класса Выступление представителя от группы, который дает резюме по проблеме работы с неуспевающими учениками.
3 задание “Профилактика”.
Какие методы стимулирования с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы.
Пути решения проблемы.
Ситуация Пути решения
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Что можно предпринять? Заполните таблицу и дайте рекомендации для неповторения ситуации. Рекомендации обозначьте на стикерах (одна рекомендация – один стикер).
- Прокомментируйте пути решения проблемы предложенной ситуации (выступает представитель от каждой группы).
- Озвучьте рекомендации по данной проблеме. При условии, если все участники согласны с данной рекомендацией, она наклеивается на общий кейс.
Итог занятия:
Используя все рекомендации, предложенные и принятые вами, мы сможем не допустить повторения данной ситуации.
Рефлексия – в своей таблице заполните средний столбик, какое решение вы примите, чтобы неуспешный ученик стал успешным.
Социально- психологическая служба
Родители
Классные руководители
Администрация
Учителя - предметники
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Признаки неуспешного ученика Противоположное значение
Педагогическая ситуация № 1. (учителям – предметникам)Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!». Ваши действия.
 
Педагогическая ситуация № 2. (администрации)
Урок немецкого языка.    Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.    Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).    Особенно выделяется один мальчик.    Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.    Очередное задание – подготовить пересказ текста.    Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.    Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».    Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».    Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»    Ученик: «Да я перескажу».    Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.    Учитель, ничего не сказав, продолжает урок. О конфликте стало известно администрации школы. Её действия…    
 Педагогическая ситуация № 3. (социально – психологической службе)
В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.    Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2. Какую помощь может оказать социально – психологическая служба?    
Педагогическая ситуация № 4. (классному руководителю)
 Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке.    Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че совсем тупой», «Это же элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Васю, и он просит учителя, что бы она попросила остальных выйти из класса.    Учитель подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай Вася. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать». Ученики начинают смеяться, а Вася хватает портфель и выбегает из класса. Что может сделать классный руководитель?    
Педагогическая ситуация № 5.
   Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Учитель рассказывает родителям о поведении учащегося. Действия родителей?    
Ситуация:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Ситуация:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Ситуация:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Ситуация:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Ситуация:
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».

1 задание.«Диагностика» Определение диагноза “неуспеваемость”.
В таблице приведен характер проявления причин неуспешности, Вам необходимо по характеру проявления причин неуспешности определить причины.

Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости Характер проявления
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
2 задание “Терапия”.
Какие способы “лечения" данного диагноза можно предпринять?
1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?
2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?
Этапы урока Акценты в обучении
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся 2. При изложении нового материала 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке 4. При организации самостоятельной вне класса 3 задание “Профилактика”.
Какие методы стимулирования с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы.
Пути решения проблемы.
Ситуация Пути решения
Учитель: «У тебя полно двоек и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите. Школе же не нужны отстающие».
Рекомендации обозначьте на стикерах (одна рекомендация – один стикер).
10 правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать  ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его.  Научитесь ждать.
Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных –    посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать  ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его.  Научитесь ждать.
Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных –    посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.