Статья. Формирование общеучебных компетенций в процессе подготовки к олимпиадам по технологии.


Ирина Александровна Зобова,
учитель технологии, МАОУ СОШ №4
г. Тобольск
Формирование общеучебных компетенций в процессе подготовки
к олимпиадам по технологии
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
В подготовке участников и победителей предметных олимпиад мною накоплен значительный опыт. Я хочу остановиться на тех приемах, элементы которых включаю в свою практику: технология дифференцированного обучения – работа с группами учащихся с учетом их психологических особенностей, проектная технология – организация творческой деятельности с учащимися по определенной теме.
Выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через наблюдение в ходе уроков, организацию кружковой работы и проведение внеклассных мероприятий по предмету.
Для подготовки к олимпиаде создаю из школьников творческую группу, в которой реализуется взаимопомощь, передача опыта участия в олимпиадах, психологическая подготовка новых участников.
Ещё одно педагогическое условие подготовки к предметным олимпиадам – это применение информационных технологий на занятиях по технологии. При этом ставлю перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать её и грамотно использовать, создавать проекты. Компьютерные практикумы позволяют создать и на уроке атмосферу сотрудничества, заинтересованности в учебе. Интернет является хорошим помощником для подготовки учащихся к олимпиадам по технологии, научно-практическим конференциям.
Также применяю в работе тестовые задания. Необходимость применения тестов обусловлена, прежде всего, тем, что задания городских олимпиад по технологии составлены в форме тестов, причём различного вида. Вот поэтому использую эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках, а также в системе индивидуальных заданий с одаренными школьниками. Использование таких тестов требует от каждого ученика глубоких теоретических знаний, сформированности специальных и общеучебных компетенций.
Систематические индивидуальные занятия по предмету «Технология» - это тоже одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются практические навыки работы, а также школьники приобретают навыки выполнения творческих проектов по разным направлениям. Я убеждена, что именно такие занятия способствуют осознанному выбору школьниками будущей профессии.
Пять последних лет для нашей школы были успешными в олимпиадном движении. Пять учащихся участвовали в городском этапе Всероссийской олимпиады по технологии, результатом чего стали две победы и три призовых места.
Значительную часть в подготовке к олимпиаде занимает выполнение творческого проекта.
Первый творческий проект, который был представлен на городском уровне, назывался «Изготовление вязаного пледа». Да, вот такое простое название, но при этом достойное оформление пояснительной записки, качественно изготовленное и декоративно оформленное изделие, уверенная защита проекта и в результате высокая оценка. Изделие предназначено для отдыха в домашней обстановке. Плед изготовлен из пряжи разных цветов. Индивидуальность изделию придаёт своеобразный декоративный рисунок из цветов и плодов в технике ручного вязания крючком. К проекту имеются схемы, позволяющие любому желающему выполнить подобную работу. Декоративная отделка может быть выбрана автором.
Высокая оценка проекта позволила ученице 9 класса занять первое место в городском этапе олимпиады 2007 года. Это был первый опыт участия в олимпиаде, который оказался удачным и обнадеживающим.
Творческие проекты внесли весомый вклад и в итоговые результаты городской олимпиады -2008. На суд жюри был представлен проект «Изготовление вязаной кофты», выполненный в технике ручной вязки крючком. Проект имел большую практическую значимость, т.к изделие было модным, оригинальным и востребованным для девочек – подростков. Связать такую вещь мог любой желающий в соответствии с прилагаемой схемой. Оценки жюри за проект и на этот раз были высокими – первое место.
Прошёл ещё один год, и на этот раз ученица 10 класса выполнила очень интересный и сложный проект «Лебединая верность» в технике вышивания крестом. Своей работой она внесла заметный вклад в дело сохранения традиций народно - прикладного искусства. Как результат – высокая оценка жюри, второе место.
В последующие годы на олимпиаду были представлены проекты «Фруктовое ассорти» в технике вышивка и обрамление крючком (8 класс, второе место), и «Бисер в иконописи» в технике вышивка крестом и бисером (9 класс, третье место).
Вот такие значимые для нас успехи за пять лет. Анализируя перечисленные и ещё некоторые интересные проекты, я пришла к выводу, что при выборе учеником темы творческого проекта следует придерживаться следующих принципов:
- актуальность проектной работы;
- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;
- проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;
- большое значение имеет оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;
- доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;
- соответствие материально-технической базы кабинета.
Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и, конечно, защите проекта. Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ученик, который сумеет артистично, эмоционально доказать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.
Каждый раз, участвуя в олимпиадах по технологии, мы учимся у своих соперников, прислушиваемся к замечаниям жюри, а работа над новыми проектами начинается с анализа предыдущих и с изучения требований к творческим проектам.
Девиз, под которым мы работаем, звучит так: «Твори, выдумывай, пробуй!»
Список используемой литературы
1. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. – 2002. - №3, с.34-36.
2. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 кл.: метод. пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220, [4]с.: ил.
3. Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии. // Школа и производство. – 2000. - № 5, с.60.
4. Яркова И. В.. Учебные игры в изучении технологии.// Школа и производство/ - 2001 - №5, с.50-52.